02.12.2011
ИМЕЛ ДЕСНИЦУ СИЛЬНЕЕ ОГНЯ. Мч. Варлаам
Наконец, задумал судья надругаться над ним и силой заставить принести жертву идолам. Для этого он привел Варлаама в идольский храм, разжег на его ладони огонь, бросив туда ладан, предполагая, что мученик не вытерпит боли и бросит огонь с ладаном перед идолом, и так против его воли вынудит принести жертву, но храбрый воин Христов держал огонь на ладони до тех пор, пока вся ладонь не сгорела, и пальцы не упали на пол. «Имел десницу сильнее огня, – говорил св. Василий Великий, – пламя спалило руку, но все равно рука держала пламя, став пепел». А Златоуст пишет: «смотрели на него с высоты ангелы, смотрели архангелы, сцена была величественной и превосходящей по истине природу человеческую.
При этом понятии о плоти мысль о распятии плоти не только начинает быть удобовразумительной, но и перестает быть страшной. Умертвить чувство злобы, убить расположение к убийству, очевидно, есть действие не разрушительное, а охранительное. Распять склонность к разврату, конечно, не есть мучение, но предохранение от состояния духовно и вещественно мучительного, к которому скорее или медленнее ведет путь разврата.
Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательнымими орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным возрением на образ жития и распятия Христова, и силою, почерпаемой из сих живых источников.
Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательнымими орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным возрением на образ жития и распятия Христова, и силою, почерпаемой из сих живых источников.
01.12.2011
О ТРЕХ САМЫХ ВАЖНЫХ ВЕЩАХ.
Как следует ожидать смерть? Точно так же, как солдат на войне, или как ученик, старательно подготовившийся к ответу в ожидании, что учитель вызовет его к доске. Спаситель напомнил нам, что мы постоянно должны помнить о своем смертном часе, рассказав притчу о легкомысленном богаче, который ставил новые амбары и готовился долго благоденствовать на земле, пока ему вдруг не было объявлено: безумец, этой ночью Я отторгну душу твою, а скопленное тобой чье будет? (см. Лк. 12; 20).
Платон не скрывал свою веру во Христа Господа, но явно Его проповедовал, изобличая идолопоклонников в поклонении мертвым тварям, а не живому Творцу. За то был выведен на суд перед начальником Агриппином и был много истязаем и мучен им. Когда начальник принялся его уговаривать поклониться идолам, чтобы избежать смерти и сохранить жизнь. Ответил ему Платон: «Есть две смерти, одна временная, а другая вечная, так же, как и две жизни, одна – маловременная, а другая безконечная».
30.11.2011
КАК ПОСТИЛИСЬ НАШИ ДЕДЫ И КАК ПОСТИМСЯ МЫ?
Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы. Так было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн: парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Замечено также, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше людей, постоянно слишком обильно питающихся.
30.11.2011
ОН ХОТЕЛ СЕБЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯТИТЬ ТОЛЬКО ХРИСТУ.Свт. Григорий, чудотворец, еп. Неокессарийский
Прослеживая примеры из жизни свт. Григория, можно увидеть то как Бог хранит и спасает праведника от напастей. Еще будучи в философской школе в Александрии, свт. Григорий хранил чистоту своей души и своего тела, что он и сохранил до конца жизни своей земной. В том он был исключением между распущенной молодежью того времени. Его упорство вызывало зависть в его некоторых друзьях. И даже ненависть. Чтобы унизить Григория, они нашли и подослали к нему некую блудную жену, чтобы исполнила их злобный замысел.
29.11.2011
ПОЛЕЗНЫЙ ПОСТ. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин
Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, хотя часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть – пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, чужим успехом. Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет безплодной так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание.
29.11.2011
АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ
Главная цель Евангелия от Матфея – показать евреям, что Иисус Христос – подлинный Мессия, обещанный Богом избранному народу. Евреи ожидали такого Мессию, который основал бы могущественное национальное царство и поставил бы их выше всех народов. В противовес этому, узкоземному, пониманию ветхозаветных пророчеств о Мессии, Матфей проповедовал подлинное Царство Божие – Христово, царство духовное, сверхприродное в своем назначении, начинающееся на земле и кончающееся на небесах.
Матфей составил свое Евангелие, по всей вероятности, около 42 года после Рождества Христова. Достоверно известно, что он записал «благую весть» раньше трех других евангелистов.
Матфей составил свое Евангелие, по всей вероятности, около 42 года после Рождества Христова. Достоверно известно, что он записал «благую весть» раньше трех других евангелистов.
28.11.2011
ПОСТ – ВРЕМЯ СОБИРАНИЯ ДУХОВНЫХ СОКРОВИЩ
Медицина пришла к тому выводу, что мы постоянно переобременяем себя излишним количеством пищи, с которым организм не справляется, отчего постоянно происходит засорение и отяжеление организма. Некоторые доктора даже решили, что необходимо давать организму совершенный отдых от пищи раз в неделю в течение полных суток, не принимая в течение этого времени ничего, кроме малого количества воды и, сверх того, проводя эти сутки в усиленном движении. Наконец, никто уже не возражает теперь против того положения, что наиболее полезным для человека является чередование пищи растительной и мясной, то именно распределение, которого придерживаются люди, исполняющие церковное установление о постах.
28.11.2011
НАЧАЛО РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА.УСТАВ О ПОСТЕ
И молитва, и пост безполезны для тебя, когда ты не украшен верой, надеждой и любовью. Принимай на себя столько поста, сколько нести можешь. Смотри, – если постишься, не гордись; а лучше подумай, какую злую наклонность исправил; оставил ли гнев, злословие и клевету, божбу, и прочее?.. От заповеди поста можешь отговариваться слабостью: в рассуждении милостыни можешь извиняться бедностью; касательно хождения в церковь можешь представлять недосуги. Но когда говорит Господь – не гневайся, чем можешь отговориться? Ни неведение, ни недосуги не препятствуют тебе исполнять сию заповедь.
28.11.2011
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ГУРИЙ, САМОН И АВИВ
Через несколько дней воин созвал друзей своих на ужин, и Евфимия служила при столе. Когда ей пришло время подавать чашу госпоже, она, желая узнать, действительно ли младенец ее умер отравленный госпожой, взяла ту шерсть, которою отерла уста сына, омочила ее, выжала в чашу и это питие подала своей госпоже. Та, ничего не зная, испила эту чашу, и в ту же ночь умерла, таким образом, приняла такую же смерть, какую сама уготовила невинному младенцу. Когда минуло семь дней после погребения умершей, сродники заподозрили Евфимию, восстали на нее и решили похоронить живой вместе с умершей госпожою ее. Открыв гроб умершей, они положили Евфимию к трупу, издававшему запах, кишевшему червями и гнившему.
27.11.2011
АПОСТОЛ ФИЛИПП
Во Фригийском городе Иераполе св. Филипп встретился проповедуя Евангелие с Иоанном Богословом, своей сестрой Мариамной и апостолом Варфоломеем. Там была огромная ядовитая змея, которую язычники бережно охраняли и поклонялись ей, как Богу. Божии апостолы молитвой, как копьем, умертвили ту змею. Тем они навлекли на себя гнев помраченных людей. Озлобленные язычники схватили Филиппа и распяли его вниз головой на дереве, потом они распяли Варфоломея. В тот момент земля расступилась, поглотив судью и многих других с ним. В ужасе великом люди побежали снимать распятых апостолов. Но успели снять только Варфоломея; Филипп уже испустил дух.
Наказание и награда! И то и другое в Божьих руках. Но как, то, что эта жизнь земная есть всего лишь тень правой жизни на небесах, так и награда здесь, на земле, всего лишь является тенью награды в вечности. А наказание земное есть тень наказания вечного. Главными гонителями святителя Божьего Златоуста были: Феофил Патриарх Александрийский, и царица Евдоксия. После мученической смерти Златоуста обоих постигла лютая казнь. А именно, Феофил обезумел, а царицу Евдоксию прогнал со двора царь Аркадий. Евдоксия вскоре заболела неизлечимой болезнью – по всему телу открылись раны, которые кишели червями. Такой смрад распространялся от ее болезни, что не легко было даже пройти мимо ее дома. Лекари употребляли самые лучшие благовония. Ароматы и кадила, чтобы хоть немного уменьшить смрад от скверной царицы, но мало, что им удавалось.
Вспомнил св. Иоанн о том, что один клирик в церкви держит на него зло; он быстро оставил святые дары, подошел к тому клирику, упал перед ним на колени и попросил о прощении и, так, примирившись с тем человеком, вернулся к жертвеннику. В другой раз по дороге в церковь св. Кира и Иоанна встретилась ему некая бедная вдова и стала говорить ему о беде своей. Спутникам Патриарха надоело выслушивать жалобы вдовы, и стали они поторапливать Иоанна, говоря, что и после службы можно уделить внимание той жене. Ответил им св. Иоанн: «А как Бог меня сейчас послушает, если ее слушать не стану?», – и не сдвинулся с места, пока не выслушал вдову до конца.
о блаженного Стефана хранил Бог, и он переносил подвиги поста и молитвы как лучший монах. О его мудрости стали говорить во всем Царьграде, и царь стал его уважать и часто обращался за советом. Так, например св. Стефан помог разрушить известную тогда ересь Варлаама, против которой боролся св. Григорий Палама. Варлаам в то время находился в Царьграде и с помощью сплетен привлек на свою сторону многих влиятельных особ в церкви и при дворе. В недоумении царь призвал Стефана и спросил, что делать с Варлаамом? Мудрый Стефан ответил ему словами из Псалма: «Возненавидел тех, Господи, которые Тебя ненавидят» ? И еще сказал: «Опасных людей надо изгонять из общения». Услышав это, царь Кантакузен сразу изгнал Варлаама с безчестием из столицы.
«Готов сам все муки претерпеть, имея образ Господа моего Иисуса Христа, в сердце своем». Тогда велел князь вбить ему в пятки 12 гвоздей, привязать к дикому коню и гнать коня по полю. Так мученик Божий испустил дух. На том месте, где было брошено тело Орестово, появился некий человек светлый, как солнце, собрал все кости мученика и перенес их на холм близ города Тианы, где их захоронил. Этот дивный святой Орест явился св. Димитрию Ростовскому и показал ему свои раны на теле.
22.11.2011
НЕ ДОЛЖНО НАЛАГАТЬ НА СЕБЯ БРЕМЕНА ТЯЖКИЕ И НЕУДОБОНОСИМЫЕ. В день памяти преп. Иоанна Колова
Необдуманными поступками мы только препятствие себе ставим на пути в царство небесное. «Раз Ангел показал мне, – говорит преподобный Арсений, – храм и двух мужей, которые силились внести в него бревно. Они несли дерево не в длину, а уставя его поперек двери, и потому никак не могли войти в храм. Кто же сии? – спросил Ангела Арсений. Это те, отвечал Ангел, которые делают добро с гордостью и не хотят ходить в смирении путем духовным: они необходимо остаются вне царствия небесного».
21.11.2011
СУЕТНОСТЬ ЗЕМНЫХ СТЯЖАНИЙ
Все мы очень хорошо знаем, что надежда на земные блага суетна и что мы более должны заботиться о стяжании благ небесных и вечных, нежели временных и тленных; и, однако ж, многие из нас не свободны от пристрастия к последним и на них одних возлагают всю свою надежду.
21.11.2011
ВОЗВЕСТИТЕЛИ СЛАВЫ БОЖИЕЙ
Ангелы – это Божий посланники и Божий вестники, Божий по преимуществу. Да, они по преимуществу Бога возвещают, возвещают, как Бог благ, как премудр, как всемогущ. Божия всемогущества, Божией премудрости, Божией благости ни в ком из сотворенных существ так много не видно, как в них, Ангелах. Возвещая славу Божию, они преимущественно возвещают и волю Божию.
20.11.2011
О СУЕВЕРИИ БЕЗБОЖНИКОВ
Разве не читал ты в Священном Писании, как Пилат и Ирод, две лжи, помирились перед судом и послали Истину на смерть? И сделалисъ в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк. 23; 12). И сегодня две лжи зачастую мирятся меж собой, когда им предстоит борьба против истины. Вспомни о суеверии безбожных Евреев, когда они хотели во что бы то ни стало убить Христа!
Новости 4801 - 4820 из 5562
Начало | Пред. | 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 | След. | Конец