30.11.2011
<-назад в раздел
КАК ПОСТИЛИСЬ НАШИ ДЕДЫ И КАК ПОСТИМСЯ МЫ?
Недолго той земле стоять, где начнут уставы добрые ломать", – так говорили наши мудрые деды и прадеды. А что сказали бы они, если бы теперь встали из гробов своих и посмотрели, как мы нарушаем добрые уставы нашей матери, Святой Церкви Православной? Наверное, с глубокой скорбью сказали бы они: "Тому ли мы учили вас, то ли вам заповедали? Куда у вас девалась прежняя строгость жизни? Где то благоговение к заповедям церковным, к преданиям отцов святых, которые мы свято соблюдали во дни оные древние? Вы ли наши потомки? Того ли мы ожидали от вас?.." И со стыдом пришлось бы нам склонить повинную голову перед этим справедливым упреком наших предков благочестивых; так далеко от – стали мы от них в сыновнем послушании Церкви Божией и ее уставам святым. Давно ли было время, например, когда в каждой православной русской семье тяжким грехом считалось есть в пост пищу скоромную? Помилуй Бог, бывало, в Великий пост разрешить себе – не говорю уж мясо, а и рыбу – такого своеволия наши деды даже на одре болезни себе не позволяли. "Как это можно? – говорил какой-нибудь старичок или старушка. – Разве я басурманин какой? Никто от поста не умирал еще: потерплю, ради Господа". И терпели, а постов не нарушали. И за это, конечно, от Господа венец подвижников получали. А ныне нередко всей семьей едят не только рыбу, но и мясо – в святые дни поста.
Посты тогда любили и почитали, и особенно Великий пост – с какой радостью встречали! Бывало, настанет первая неделя этого поста (первый день его), чистый понедельник, и с каким усердием блюдут православные святыню поста! Помилуй Бог, бывало, до Часов воды напиться или кусок хлеба съесть, а чаю не пили вовсе во дни говения и в Страстную седмицу. Были и такие рабы Божий, которые по целой неделе ничего не вкушали и, славу Богу, были живы и здоровы, и ни на какие болезни не жаловались. Крепко верили они в целительную силу святого поста и по вере их Бог подавал им доброе здоровье; пост не только не истощал их телесных сил, но и придавал больше бодрости духу и через это укреплял самое тело.
То ли теперь? Много ли таких постников и молитвенников в наших семьях? Где они?.. Оттого и не знаем мы тех светлых радостей, коими услаждали свою душу наши деды-прадеды в светло радостные дни Пасхи Христовой, Христова
Рождества и других великих годовых праздников. Оттого у нас – что будни, что праздник Христов, – все на душе пусто, на сердце сухо, пасмурно, нерадостно... Видно, что ни говори грешник в свое оправдание, а верно слово Божие: Нечестивым же нет мира (Ис. 48; 22), – нет праздника для грешника!
Не бойтесь поста: он скорее укрепит, чем расстроит ваше здоровье, скорее продлит, чем сократит вашу жизнь. Ты жалуешься на болезнь; хорошо, Церковь с больных поста не взыскивает; но так ли ты болен, что не можешь поститься? Как часто на болезни жалуются люди утолстевшие и разжиревшие!.. И кого хотят обмануть они: себя или Бога Всеведущего? Им-то и нужно бы поститься, если не для спасения души, то хотя бы для облегчения своего тела... Говорят: "Пост – человеческое установление, а не Божее!". Неправда это. Пост – Божее узаконение, и притом самое древнее узаконение. "Почтите седину поста, – говорит святитель Василий Великий, – он узаконен еще в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от дерева познания добра и зла не ешь (Быт. 2; 17). Ты скажешь, что пища не приближает пас к Богу (1 Кор. 8; 8), что гораздо важнее быть честным и добрым человеком, чем есть скоромную или постную пищу. Но, друг мой, разве нельзя уже быть тебе честным и добрым, если будешь соблюдать посты? Соблюдай и то, и другое... Я тебе скажу, что быть честным и добрым христианином и, в то же время, не слушаться Церкви, уж никак нельзя; ведь Сам Христос сказал: если и церкви не послушает брат твой, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18; 17). И уж лучше и безопаснее для спасения смирен – но сознаться с нашими предками, что мы "все посты постимся, а никуда не годимся", чем с фарисеями выставлять напоказ свою честность и добродетель, которые без смирения перед Церковью действительно – никуда не годятся...
Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы. Так было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн: парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Замечено также, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше людей, постоянно слишком обильно питающихся.
Посты тогда любили и почитали, и особенно Великий пост – с какой радостью встречали! Бывало, настанет первая неделя этого поста (первый день его), чистый понедельник, и с каким усердием блюдут православные святыню поста! Помилуй Бог, бывало, до Часов воды напиться или кусок хлеба съесть, а чаю не пили вовсе во дни говения и в Страстную седмицу. Были и такие рабы Божий, которые по целой неделе ничего не вкушали и, славу Богу, были живы и здоровы, и ни на какие болезни не жаловались. Крепко верили они в целительную силу святого поста и по вере их Бог подавал им доброе здоровье; пост не только не истощал их телесных сил, но и придавал больше бодрости духу и через это укреплял самое тело.
То ли теперь? Много ли таких постников и молитвенников в наших семьях? Где они?.. Оттого и не знаем мы тех светлых радостей, коими услаждали свою душу наши деды-прадеды в светло радостные дни Пасхи Христовой, Христова
Рождества и других великих годовых праздников. Оттого у нас – что будни, что праздник Христов, – все на душе пусто, на сердце сухо, пасмурно, нерадостно... Видно, что ни говори грешник в свое оправдание, а верно слово Божие: Нечестивым же нет мира (Ис. 48; 22), – нет праздника для грешника!
Не бойтесь поста: он скорее укрепит, чем расстроит ваше здоровье, скорее продлит, чем сократит вашу жизнь. Ты жалуешься на болезнь; хорошо, Церковь с больных поста не взыскивает; но так ли ты болен, что не можешь поститься? Как часто на болезни жалуются люди утолстевшие и разжиревшие!.. И кого хотят обмануть они: себя или Бога Всеведущего? Им-то и нужно бы поститься, если не для спасения души, то хотя бы для облегчения своего тела... Говорят: "Пост – человеческое установление, а не Божее!". Неправда это. Пост – Божее узаконение, и притом самое древнее узаконение. "Почтите седину поста, – говорит святитель Василий Великий, – он узаконен еще в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от дерева познания добра и зла не ешь (Быт. 2; 17). Ты скажешь, что пища не приближает пас к Богу (1 Кор. 8; 8), что гораздо важнее быть честным и добрым человеком, чем есть скоромную или постную пищу. Но, друг мой, разве нельзя уже быть тебе честным и добрым, если будешь соблюдать посты? Соблюдай и то, и другое... Я тебе скажу, что быть честным и добрым христианином и, в то же время, не слушаться Церкви, уж никак нельзя; ведь Сам Христос сказал: если и церкви не послушает брат твой, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18; 17). И уж лучше и безопаснее для спасения смирен – но сознаться с нашими предками, что мы "все посты постимся, а никуда не годимся", чем с фарисеями выставлять напоказ свою честность и добродетель, которые без смирения перед Церковью действительно – никуда не годятся...
Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы. Так было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн: парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Замечено также, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше людей, постоянно слишком обильно питающихся.
Православный календарь
с чтением на каждый день
с чтением на каждый день