05.02.2012
ВОСПОМИНАНИЕ VI ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
Упорство лжеучителей привело к трагическому разделению между христианами. Это разделение влияло не только на церковную, но и на политическую жизнь Византийской империи. Для прочного политического единства, конечно, требуется и единство духовное. Император, столкнувшись с вредными политическими последствиями разногласий о двух природах в Иисусе Христе, решил объединить подвластные ему христианские народы через компромиссное, как ему казалось, учение об одной воле в Иисусе Христе. Он думал, что это монофелитское учение сможет примирить всех. Такое мнение нам вполне понятно. И сегодня мы слышим слова о необходимости поисков компромиссов, для, как говорят, достижения церковного единства. Эту цель преследует и так называемое экуменическое движение XX-XXI веков.
04.02.2012
О ЛЮБВИ К БОГУ
Во-первых, в том, чтобы показывать ее не на одних словах, но и на деле. Именно такой любви желает от нас Господь. Спаситель говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. <...> Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя <...>. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 15, 21, 23). Действительно, какая же это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам творю дела диавола? И какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, но при этом оставляю нищих без подаяния, печальных без утешения, вдовам и сиротам не отираю слез их? Какая это будет любовь, когда буду говорить, что люблю Бога, а сам брата своего ненавижу? (см.: 1 Ин. 4, 20). Итак, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (Там же. 3, 18).
Однажды он ушел из монастыря в Кесарию Палестинскую, где его схватили как христианина и представили на суд. Правитель всячески пытался склонить Преподобного к отречению от Христа, суля ему за это земные почести и блага. Но святой Анастасий был непоколебим. Тогда его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях вместе с другими узниками.
Наконец правитель призвал святого Анастасия и, обещая свободу, потребовал только вымолвить: «Я не христианин».
Наконец правитель призвал святого Анастасия и, обещая свободу, потребовал только вымолвить: «Я не христианин».
03.02.2012
ИЗ ПОУЧЕНИЙ ПРЕП. МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА
Преподобный Максим Исповедник известен в истории Церкви своей мужественной борьбой против ереси монофелитов (утверждавших в Иисусе Христе одну только Божественную природу и одну волю). Преподобный Максим был инициатором созванного в Риме Латеранского собора (649) (по авторитету присутствующих приравненного ко Вселенскому), на котором была осуждена и проклята монофелитская ересь.
Приведем поучение преподобного Максима о популярной ныне «веротерпимости»: «Нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель».
Приведем поучение преподобного Максима о популярной ныне «веротерпимости»: «Нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель».
Страдание Максимово за Православие трудно описать: его истязали князья, обманывали прелаты, он был оплеван народом, бит воинами, гоним, был в заточении, а, в конце концов, ему отсекли язык, таким образом хотели наложить молчание на богословствующие уста святого. То же сделали и с учеником его Анастасием, а затем снова заключили их в темницу. Но Господь Бог, сделавший некогда грудных младенцев способными к восхвалению Своего святого имени, а равно давший немому способность речи, и этим Своим истинным и верным рабам, преподобному Максиму исповеднику и мученику, а равно и ученику его преподобному Анастасию подал возможность и без языка говорить еще лучше и яснее, чем раньше, до усечения языка. О, сколь тогда устыдились окаянные еретики, узнав об этом!
Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и к врагам Русского Народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства не естественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный, а не личный характер, то есть когда мы будем “ненавидеть” врагов Божиих и врагов Русского Народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви и за их безчеловечное отношение к русским людям. Поэтому и нужно бороться с этими врагами.
02.02.2012
«ВОИСТИНУ ДУХ БОЖИЙ ПОЧИВАЕТ НА СЕМ РЕБЕНКЕ». Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого
Преподобный Евфимий происходил родом из города Мелитины, в Армении. Родители его Павел и Дионисия, оба христиане, происходили из знатного рода. В течение многих лет они были безчадны, о чем они глубоко скорбели и всегда молились Богу. И вот, когда родители преп. Евфимия в одну ночь пребывали в усердной молитве, последовало им некое божественное видение, и они услышали: «Утешьтесь, ибо Бог дарует вам сына, тезоименитого утешению, потому что при рождении его Бог подаст утешение церквам Своим».
01.02.2012
МУДРАЯ ДЕВА ОТОШЛА НЕОСКВЕРНЕННОЮ К СВОЕМУ ЖЕНИХУ – ХРИСТУ. Память святой мученицы Евфрасии
Во время гонения на христиан, была схвачена идолопоклонниками и святая Евфрасия и была принуждаема принести жертву бесам. Когда она отказалась повиноваться, то ее стали жестоко бить; но она мужественно претерпела побои. После мучений святую Евфрасию отдали для осквернения одному варвару, который, взяв ее, привел в свой дом. Святая непрестанно молилась Пречистому Жениху своему Христу Господу, дабы Он сохранил ее невредимою. И вот, когда нечестивый варвар привел святую в спальную комнату, Евфрасия стала просить его, чтобы он подождал недолгое время, обещая дать ему некоторое чудодейственное растение.
Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал защищать Православие. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христианских Церквей. Несторий, ожидая прибытия епископа Антиохийского Иоанна и других сирийских епископов, не соглашался на открытие Собора. Но отцы Собора начали заседание. Председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл. Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиепископы Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены в тюрьму. Этой же мере подвергся и Несторий.
30.01.2012
«НЕ ДОЛЖНО ОТЧАЯВАТЬСЯ В СПАСЕНИИ». Случай со святым Антонием Великим в напутствие кающимся
Один великий старец (Св. Антоний Великий) столько превзошел искушения демонские, что более уже не боролся с ними мыслью, но зрел очами и Ангелов, и демонов, как первые стараются о спасении человеческом, а другие о погибели. Он столько был велик и высок в духе, что пребывал спокоен, когда видел нечистых духов. Часто укорял их и приводил в досаду, напоминая им приготовленную для них огненную геенну. Напоследок и темные оные демоны разгласили между собою один другому о старце, и положили в совете своем, чтобы с сего времени никто из них не сообщался с ним, из опасения, дабы кому-нибудь не нанес он вреда, поскольку достиг удивительного безстрастия. Действительно, старец как бы обоготворен был Всесвятым Духом.
Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями.
Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1). Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеданья слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.
Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1). Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеданья слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.
Под предлогом программ по сохранению и восстановлению природы, жизни без войн и преступности, отказа от всех вредных производств и профессий и заселения Земли счастливыми людьми Мегре воспевает поклонение иному богу – творению вместо Творца. Бог у него – это «межпланетный Разум, Интеллект, сосредоточенный в Природе». В роли воплощенной «Божественной силы», или «Луча», который может изменить сознание людей для построения всемирного счастья, выступает главная героиня его книг – Анастасия.
Она якобы явилась Мегре –. «президенту ассоциации предпринимателей Сибири» – во время его экспедиции по реке Обь. Со слов автора, Анастасия – «сибирская отшельница, молодая, красивая женщина, очень сильная физически, обладающая невероятными способностями и живущая в глухой тайге без жилища и одежды».
Она якобы явилась Мегре –. «президенту ассоциации предпринимателей Сибири» – во время его экспедиции по реке Обь. Со слов автора, Анастасия – «сибирская отшельница, молодая, красивая женщина, очень сильная физически, обладающая невероятными способностями и живущая в глухой тайге без жилища и одежды».
Когда преподобный Антоний жил со своими учениками в Египетской пустыне1, ему пришло однажды на мысль, что нет еще другого инока, который бы был так совершен, как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и избрал столь уединенную жизнь. Он сам рассказывал впоследствии, что когда подумал так, то услышал в видении голос, который говорил:
- Антоний! есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее, чем ты. Если хочешь, можешь найти его в отдаленной пустыне; только ступай к нему скорее, пока он не отошел к Господу.
- Антоний! есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее, чем ты. Если хочешь, можешь найти его в отдаленной пустыне; только ступай к нему скорее, пока он не отошел к Господу.
Царь же Мириан еще некоторое время упорствовал в своем нееверии, но Господь и его призвал ко спасению. Мириан внезапно ослеп. Он стал молиться о помощи своим ложным бога, но они не помогли ему. Тогда царь почувствовал над собой карающую руку Живого Бога и воскликнул: «Боже Нины! Возврати мне зрение, и я исповедую и прославлю имя Твое!»
Он тотчас прозрел и, воздев к небу руки, со слезами сказал: «Боже, Которого проповедует раба Твоя Нина! Ты один по истине Бог над всеми богами. Вот ныне я вижу Твою великую благость ко мне, и мое сердце чувствует отраду, утешение и близость Твою. Боже благословенный! Я воздвигну на этом месте крест, чтобы на вечные времена было памятно знамение, мне ныне Тобою явленное!»
Он тотчас прозрел и, воздев к небу руки, со слезами сказал: «Боже, Которого проповедует раба Твоя Нина! Ты один по истине Бог над всеми богами. Вот ныне я вижу Твою великую благость ко мне, и мое сердце чувствует отраду, утешение и близость Твою. Боже благословенный! Я воздвигну на этом месте крест, чтобы на вечные времена было памятно знамение, мне ныне Тобою явленное!»
Незадолго до нашествия на Россию поляков преп. Иринарху было видение в тонком сне: Москва, разоренная чужеземцами. Проснувшись, он горько заплакал, и вдруг облистал его с неба свет, и из этого света был голос: «Пойди и скажи Царю, что все так и будет». Повинуясь Божию гласу, Иринарх оставил затвор и поехал в Москву. В Благовещенском соборе Кремля святой подошел к Царю Василию Иоанновичу Шуйскому и возвестил ему: «Бог открыл мне, грешному старцу, что Москву и все Российское царство захватят и разорят поляки. Ты же мужественно стой за веру Христову».
Последние свои именины она отметила в 1918 году в Тобольске, о чем имеется запись в дневнике Царя-Мученика Николая II: «Именины Татьяны ознаменовали молебном в зале в 12 час.». Последние именинные подарки – чудного письма Абалакская икона Божией Матери с надписью на обороте карандашом: «Дорогой Татьяне благословение на 12 января 1918 года г. Тобольск. Папа и Мама» и книга «Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ее святые иконы» («Моей дорогой Татьяне от любящей ее старой Мама. Тобольск. 12-е 1918»).
Великие Князья были арестованы и помещены в Вологодскую губернскую тюрьму, а через три недели перевезены чекистами в Петроград, в Дом предварительного заключения на Шпалерной. Туда же поместили и Великого Князя Павла Александровича, жившего до того в Царском Селе со своей семьей. Затем Великих Князей перевели в Петропавловскую крепость, где глубокой ночью во дворе их и расстреляли. По свидетельству тюремных сторожей, Великий Князь Павел Александрович шел на расстрел, повторяя слова Христа: «Прости им, Господи, не ведают бо, что творят». Умер он с молитвой на устах.
Эти мысли предложить вам внушил мне нынешний день, посвященный святому Иоанну Лествичнику, пустынножителю и наставнику в пустынножительстве. Многим кажется, что пустыня или какая-нибудь иноческая обитель есть место сухое, ничего питательного для души не представляющее. А вот посмотрите на дела святого Иоанна, разверните "Лествицу" его, прочитайте в ней что-нибудь - и увидите, как много в нем было жизни и сил! Пустыня истощает только плоть, а душу обильно питает всякою небесною пищею. Мир вам кажется тучным, но он утучняет только плоть, а душу морит голодом, ни малейшей даже частички питательного не представляя для нее. По сему различию устрояйте и жизнь свою все хотящие возрастить душу свою - в древо живое, достойное пересадки в рай небесный.
земле Армянской, жили два уважаемых воина, Неарх и Полиевкт, которые питали такую взаимную любовь друг к другу, какая редко бывает даже между единоутробными братьями: каждый из них любил своего друга, как свою жизнь и дыхание. Неарх был христианин твердый в вере и верный исполнитель закона Господнего, а Полиевкт был язычник непросвященный еще светом истинной веры. Однако, сей последний жил по христианским обычаям и подвизался в разных добродетелях, так что его можно было назвать плодовитой маслиной, и ему недоставало только приобщиться к Церкви Божьей. Неарх старался обратить его в христианскую веру, часто читал ему Божественные Писания и говорил о едином Истинном Боге, показывая в то же время суету и мерзость идолопоклонства.
Ливонцы силою принуждали отречься их от веры православной, но исповедники были непреклонны и тверды. В темнице о. Исидор причастил запасными дарами всех бывших с ним мужей, жен и детей. Все исполнились духовной радости и на рассвете вместе со своим пастырем приняли мученическую смерть: были ввержены под лед на р. Омовже, в том самом месте, где о. Исидор освящал воду в день Богоявления. Было всех страдальцев семьдесят два, и никто не отрекся от православной веры, все, как один, пошли они под лед за своим настоятелем.
Новости 4721 - 4740 из 5558
Начало | Пред. | 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 | След. | Конец