Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

ВОСПОМИНАНИЕ VI ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Упорство лжеучителей привело к трагическому разделению между христианами. Это разделение влияло не только на церковную, но и на политическую жизнь Византийской империи. Для прочного политического единства, конечно, требуется и единство духовное. Император, столкнувшись с вредными политическими последствиями разногласий о двух природах в Иисусе Христе, решил объединить подвластные ему христианские народы через компромиссное, как ему казалось, учение об одной воле в Иисусе Христе. Он думал, что это монофелитское учение сможет примирить всех. Такое мнение нам вполне понятно. И сегодня мы слышим слова о необходимости поисков компромиссов, для, как говорят, достижения церковного единства. Эту цель преследует и так называемое экуменическое движение XX-XXI веков.


О ЛЮБВИ К БОГУ

Во-первых, в том, чтобы показывать ее не на одних словах, но и на деле. Именно такой любви желает от нас Господь. Спаситель говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. <...> Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя <...>. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 15, 21, 23). Действительно, какая же это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам творю дела диавола? И какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, но при этом оставляю нищих без подаяния, печальных без утешения, вдовам и сиротам не отираю слез их? Какая это будет любовь, когда буду говорить, что люблю Бога, а сам брата своего ненавижу? (см.: 1 Ин. 4, 20). Итак, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (Там же. 3, 18).


«Я НЕ ОТРЕКУСЬ ОТ ГОСПОДА МОЕГО НИ ЯВНО, НИ ТАЙНО, НИ ДАЖЕ ВО СНЕ, И НИКТО НИКОГДА НЕ БУДЕТ В СИЛАХ МЕНЯ ЧЕМ-ЛИБО ПРИНУДИТЬ К ЭТОМУ».

Однажды он ушел из монастыря в Кесарию Палестинскую, где его схватили как христианина и представили на суд. Правитель всячески пытался склонить Преподобного к отречению от Христа, суля ему за это земные почести и блага. Но святой Анастасий был непоколебим. Тогда его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях вместе с другими узниками.
Наконец правитель призвал святого Анастасия и, обещая свободу, потребовал только вымолвить: «Я не христианин».


ИЗ ПОУЧЕНИЙ ПРЕП. МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА

Преподобный Максим Исповедник известен в истории Церкви своей мужественной борьбой против ереси монофелитов (утверждавших в Иисусе Христе одну только Божественную природу и одну волю). Преподобный Максим был инициатором созванного в Риме Латеранского собора (649) (по авторитету присутствующих приравненного ко Вселенскому), на котором была осуждена и проклята монофелитская ересь.
Приведем поучение преподобного Максима о популярной ныне «веротерпимости»: «Нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель».


ПОЛНОЕ СПАСЕНИЕ ЗАВИСИТ НЕ ОТ ОДНОЙ СЕРДЕЧНОЙ ВЕРЫ, А И ОТ ИСПОВЕДАНИЯ ЕЕ. День памяти преп. Максима Исповедника.

Страдание Максимово за Православие трудно описать: его истязали князья,  обманывали прелаты, он был оплеван народом, бит воинами, гоним, был в заточении, а, в конце концов, ему отсекли язык, таким образом хотели наложить молчание на богословствующие уста святого. То же сделали и с учеником его Анастасием, а затем снова заключили их в темницу. Но Господь Бог, сделавший некогда грудных младенцев способными к восхвалению Своего святого имени, а равно давший немому способность речи, и этим Своим истинным и верным рабам, преподобному Максиму исповеднику и мученику, а равно и ученику его преподобному Анастасию подал возможность и без языка говорить еще лучше и яснее, чем раньше, до усечения языка. О, сколь тогда устыдились окаянные еретики, узнав об этом!


ОТНОШЕНИЕ К ВРАГАМ БОЖИИМ И РУССКОГО НАРОДА. Архиепископ Феофан (Быстров)

Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и к врагам Русского Народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства не естественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный, а не личный характер, то есть когда мы будем “ненавидеть” врагов Божиих и врагов Русского Народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви и за их безчеловечное отношение к русским людям. Поэтому и нужно бороться с этими врагами.


«ВОИСТИНУ ДУХ БОЖИЙ ПОЧИВАЕТ НА СЕМ РЕБЕНКЕ». Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого

Преподобный Евфимий происходил родом из города Мелитины, в Армении. Родители его Павел и Дионисия, оба христиане, происходили из знатного рода. В течение многих лет они были безчадны, о чем они глубоко скорбели и всегда молились Богу. И вот, когда родители преп. Евфимия в одну ночь пребывали в усердной молитве, последовало им некое божественное видение, и они услышали: «Утешьтесь, ибо Бог дарует вам сына, тезоименитого утешению, потому что при рождении его Бог подаст утешение церквам Своим».


МУДРАЯ ДЕВА ОТОШЛА НЕОСКВЕРНЕННОЮ К СВОЕМУ ЖЕНИХУ – ХРИСТУ. Память святой мученицы Евфрасии

Во время гонения на христиан, была схвачена идолопоклонниками и святая Евфрасия и была принуждаема принести жертву бесам. Когда она отказалась повиноваться, то ее стали жестоко бить; но она мужественно претерпела побои. После мучений святую Евфрасию отдали для осквернения одному варвару, который, взяв ее, привел в свой дом. Святая непрестанно молилась Пречистому Жениху своему Христу Господу, дабы Он сохранил ее невредимою. И вот, когда нечестивый варвар привел святую в спальную комнату, Евфрасия стала просить его, чтобы он подождал недолгое время, обещая дать ему некоторое чудодейственное растение.


СВЯТИТЕЛЬ СВОЕЙ ПЛОДОТВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОЧИЩАЛ ПАСТВУ ОТ ЕРЕТИКОВ. Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского.

Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал защищать Православие. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христианских Церквей. Несторий, ожидая прибытия епископа Антиохийского Иоанна и других сирийских епископов, не соглашался на открытие Собора. Но отцы Собора начали заседание. Председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл. Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиепископы Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены в тюрьму. Этой же мере подвергся и Несторий.


«НЕ ДОЛЖНО ОТЧАЯВАТЬСЯ В СПАСЕНИИ». Случай со святым Антонием Великим в напутствие кающимся

Один великий старец (Св. Антоний Великий) столько превзошел искушения демонские, что более уже не боролся с ними мыслью, но зрел очами и Ангелов, и демонов, как первые стараются о спасении человеческом, а другие о погибели. Он столько был велик и высок в духе, что пребывал спокоен, когда видел нечистых духов. Часто укорял их и приводил в досаду, напоминая им приготовленную для них огненную геенну. Напоследок и темные оные демоны разгласили между собою один другому о старце, и положили в совете своем, чтобы с сего времени никто из них не сообщался с ним, из опасения, дабы кому-нибудь не нанес он вреда, поскольку достиг удивительного безстрастия. Действительно, старец как бы обоготворен был Всесвятым Духом.


ПОКЛОНЕНИЕ ЧЕСТНЫМ ВЕРИГАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями.
Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1). Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеданья слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.


«ЗВЕНЯЩИЕ КЕДРЫ РОССИИ» – УЧЕНИЕ ОПАСНОЕ ДЛЯ ДУШИ

Под предлогом программ по сохранению и восстановлению природы, жизни без войн и преступности, отказа от всех вредных производств и профессий и заселения Земли счастливыми людьми Мегре воспевает поклонение иному богу – творению вместо Творца. Бог у него – это «межпланетный Разум, Интеллект, сосредоточенный в Природе». В роли воплощенной «Божественной силы», или «Луча», который может изменить сознание людей для построения всемирного счастья, выступает главная героиня его книг – Анастасия.
   Она якобы явилась Мегре –. «президенту ассоциации предпринимателей Сибири» – во время его экспедиции по реке Обь. Со слов автора, Анастасия – «сибирская отшельница, молодая, красивая женщина, очень сильная физически, обладающая невероятными способностями и живущая в глухой тайге без жилища и одежды».


ОСТАВИЛ ВСЕ И УБЕЖАЛ В ПУСТЫНЮ. Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского

Когда преподобный Антоний жил со своими учениками в Египетской пустыне1, ему пришло однажды на мысль, что нет еще другого инока, который бы был так совершен, как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и избрал столь уединенную жизнь. Он сам рассказывал впоследствии, что когда подумал так, то услышал в видении голос, который говорил:
- Антоний! есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее, чем ты. Если хочешь, можешь найти его в отдаленной пустыне; только ступай к нему скорее, пока он не отошел к Господу.


ОНА УЧИЛА ЛЮДЕЙ ВЕРЕ ВО ХРИСТА, МОЛИТВЕ, ДОБРОНРАВИЮ И ГОТОВИЛА ИХ К ПРИНЯТИЮ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ. Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Царь же Мириан еще некоторое время упорствовал в своем нееверии, но Господь и его призвал ко спасению. Мириан внезапно ослеп. Он стал молиться о помощи своим ложным бога, но они не помогли ему. Тогда царь почувствовал над собой карающую руку Живого Бога и воскликнул: «Боже Нины! Возврати мне зрение, и я исповедую и прославлю имя Твое!»
Он тотчас прозрел и, воздев к небу руки, со слезами сказал: «Боже, Которого проповедует раба Твоя Нина! Ты один по истине Бог над всеми богами. Вот ныне я вижу Твою великую благость ко мне, и мое сердце чувствует отраду, утешение и близость Твою. Боже благословенный! Я воздвигну на этом месте крест, чтобы на вечные времена было памятно знамение, мне ныне Тобою явленное!»


МОЛИТВЕННИК ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ.Память преп. Иринарха Ростовского

Незадолго до нашествия на Россию поляков преп. Иринарху было видение в тонком сне: Москва, разоренная чужеземцами. Проснувшись, он горько заплакал, и вдруг облистал его с неба свет, и из этого света был голос: «Пойди и скажи Царю, что все так и будет». Повинуясь Божию гласу, Иринарх оставил затвор и поехал в Москву. В Благовещенском соборе Кремля святой подошел к Царю Василию Иоанновичу Шуйскому и возвестил ему: «Бог открыл мне, грешному старцу, что Москву и все Российское царство захватят и разорят поляки. Ты же мужественно стой за веру Христову».


ИМЕНИННЫЕ ПОДАРКИ. День тезоименитства Вел. Кн. Татианы

Последние свои именины она отметила в 1918 году в Тобольске, о чем имеется запись в дневнике Царя-Мученика Николая II: «Именины Татьяны ознаменовали молебном в зале в 12 час.». Последние именинные подарки – чудного письма Абалакская икона Божией Матери с надписью на обороте карандашом: «Дорогой Татьяне благословение на 12 января 1918 года г. Тобольск. Папа и Мама» и книга «Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ее святые иконы» («Моей дорогой Татьяне от любящей ее старой Мама. Тобольск. 12-е 1918»).


С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ.Убиение в Петропавловской крепости Мучеников Петроградских

Великие Князья были арестованы и помещены в Вологодскую губернскую тюрьму, а через три недели перевезены чекистами в Петроград, в Дом предварительного заключения на Шпалерной. Туда же поместили и Великого Князя Павла Александровича, жившего до того в Царском Селе со своей семьей. Затем Великих Князей перевели в Петропавловскую крепость, где глубокой ночью во дворе их и расстреляли. По свидетельству тюремных сторожей, Великий Князь Павел Александрович шел на расстрел, повторяя слова Христа: «Прости им, Господи, не ведают бо, что творят». Умер он с молитвой на устах.


ЧЕМ И КАК ПИТАТЬ ДУШУ, ЧТОБ РОСЛА ДУХОВНО. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. День памяти святителя Феофана Затворника

Эти мысли предложить вам внушил мне нынешний день, посвященный святому Иоанну Лествичнику, пустынножителю и наставнику в пустынножительстве. Многим кажется, что пустыня или какая-нибудь иноческая обитель есть место сухое, ничего питательного для души не представляющее. А вот посмотрите на дела святого Иоанна, разверните "Лествицу" его, прочитайте в ней что-нибудь - и увидите, как много в нем было жизни и сил! Пустыня истощает только плоть, а душу обильно питает всякою небесною пищею. Мир вам кажется тучным, но он утучняет только плоть, а душу морит голодом, ни малейшей даже частички питательного не представляя для нее. По сему различию устрояйте и жизнь свою все хотящие возрастить душу свою - в древо живое, достойное пересадки в рай небесный.


СВЯТОЙ ШЕЛ НА СМЕРТЬ С НЕСКАЗАННОЮ РАДОСТЬЮ. Страдание святого мученика Полиевкта

земле Армянской, жили два уважаемых воина, Неарх и Полиевкт, которые питали такую взаимную любовь друг к другу, какая редко бывает даже между единоутробными братьями: каждый из них любил своего друга, как свою жизнь и дыхание. Неарх был христианин твердый в вере и верный исполнитель закона Господнего, а Полиевкт был язычник непросвященный еще светом истинной веры. Однако, сей последний жил по христианским обычаям и подвизался в разных добродетелях, так что его можно было назвать плодовитой маслиной, и ему недоставало только приобщиться к Церкви Божьей. Неарх старался обратить его в христианскую веру, часто читал ему Божественные Писания и говорил о едином Истинном Боге, показывая в то же время суету и мерзость идолопоклонства.


МУЖЕСТВЕННЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРАВОСЛАВИЯ ОТ УНИИ. Священномученик Исидор и 72 мученика, с ним пострадавшие.

Ливонцы силою принуждали отречься их от веры православной, но исповедники были непреклонны и тверды. В темнице о. Исидор причастил запасными дарами всех бывших с ним мужей, жен и детей. Все исполнились духовной радости и на рассвете вместе со своим пастырем приняли мученическую смерть: были ввержены под лед на р. Омовже, в том самом месте, где о. Исидор освящал воду в день Богоявления. Было всех страдальцев семьдесят два, и никто не отрекся от православной веры, все, как один, пошли они под лед за своим настоятелем.



Новости 4721 - 4740 из 5558
Начало | Пред. | 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 | След. | Конец

Русский календарь