20.11.2011
<-назад в раздел
О СУЕВЕРИИ БЕЗБОЖНИКОВ
Встретился ты, пишешь, с человеком, который не верит в Бога, но, между тем, полон суеверий. Он тебе признался, что никогда не верил в Бога, и с детства протягивал ладони цыганкам, чтобы ему погадали. Он и сейчас так же поступает и с жаром доказывает, что гадалки знают больше, чем все Академии Наук. Кроме того, он боится "злого глаза" и поэтому всегда идет по улицам, смотря в землю. Вторник он считает роковым днем и в тот день ничего не делает и не выходит из дома. От числа "тринадцать" бежит, как от огня. Однажды кто-то из сослуживцев пошалил и написал "тринадцать" на его столе. Так тот вскочил и опрокинул стол на незадачливого шалуна, хотя на вид он почтенный человек, богатый и образованный.
Так что тебя удивляет? То ли, что безбожие и суеверие идут рядом? Однако эта неестественность совершенно естественна. И то, и другое – ложь, оба проистекают от того, кого самые истинные уста назвали отцом лжи. Истина всегда истинна, всегда постоянна, всегда неизменна, а ложь – как хамелеон, меняющий свой цвет. Дружба между безбожием и суеверием – это не парадокс, как тебе кажется, но нечто совершенно согласующееся, подходящее друг к другу, как рама к картине. Всякое безбожие накрепко вставлено в раму суеверия. Одна ложь постоянно гостит у другой.
Когда царь Саул отказался от послушания Богу и Самуилу, пророку Божиему, он отправился к гадалке в Аэндор, чтобы узнать правду и выслушать совет. Филипп, король Французский, бахвалился двумя вещами: атеизмом и умением гадать на кофейной гуще. Разве не читал ты в Священном Писании, как Пилат и Ирод, две лжи, помирились перед судом и послали Истину на смерть? И сделалисъ в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк. 23; 12). И сегодня две лжи зачастую мирятся меж собой, когда им предстоит борьба против истины. Вспомни о суеверии безбожных Евреев, когда они хотели во что бы то ни стало убить Христа! От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18; 28). Ибо был праздник. Убить невинного человека – это их не оскверняло, а войти в праздник в зал суда – осквернило бы! Точно то же самое произошло в России после того, как к власти пришли безбожники. Тех, что отвергли веру, сразу же затопило суеверие, вышедшее из берегов. Они, несчастные, и не догадываются, что, отвергнув истинного Бога, предали себя во власть архипротивника Божия, того тайного актера, который назван кровным врагом человечества от начала... лжецом и отцом лжи (Ин. 8; 44). Об этом не догадывается и твой знакомый, который отпал от Бога и заменил Его цыганской гадалкой.
Вера двояка. Есть вера от слышания (Рим. 10; 17). Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святаго Духа. Эта вера приходит в совершенство через исполнение всего узаконенного Христом, то есть когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди обновившего нас. Ибо кто не верует согласно с преданием Кафолической Церкви или через дурные дела сообщается с диаволом, тот неверный. Есть еще вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11; 1), то есть твердая и несомненная надежда на данные нам от Бога обетования и на получение просимого нами.
Так что тебя удивляет? То ли, что безбожие и суеверие идут рядом? Однако эта неестественность совершенно естественна. И то, и другое – ложь, оба проистекают от того, кого самые истинные уста назвали отцом лжи. Истина всегда истинна, всегда постоянна, всегда неизменна, а ложь – как хамелеон, меняющий свой цвет. Дружба между безбожием и суеверием – это не парадокс, как тебе кажется, но нечто совершенно согласующееся, подходящее друг к другу, как рама к картине. Всякое безбожие накрепко вставлено в раму суеверия. Одна ложь постоянно гостит у другой.
Когда царь Саул отказался от послушания Богу и Самуилу, пророку Божиему, он отправился к гадалке в Аэндор, чтобы узнать правду и выслушать совет. Филипп, король Французский, бахвалился двумя вещами: атеизмом и умением гадать на кофейной гуще. Разве не читал ты в Священном Писании, как Пилат и Ирод, две лжи, помирились перед судом и послали Истину на смерть? И сделалисъ в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк. 23; 12). И сегодня две лжи зачастую мирятся меж собой, когда им предстоит борьба против истины. Вспомни о суеверии безбожных Евреев, когда они хотели во что бы то ни стало убить Христа! От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18; 28). Ибо был праздник. Убить невинного человека – это их не оскверняло, а войти в праздник в зал суда – осквернило бы! Точно то же самое произошло в России после того, как к власти пришли безбожники. Тех, что отвергли веру, сразу же затопило суеверие, вышедшее из берегов. Они, несчастные, и не догадываются, что, отвергнув истинного Бога, предали себя во власть архипротивника Божия, того тайного актера, который назван кровным врагом человечества от начала... лжецом и отцом лжи (Ин. 8; 44). Об этом не догадывается и твой знакомый, который отпал от Бога и заменил Его цыганской гадалкой.
Из писем святителя Николая Сербского
Вера двояка. Есть вера от слышания (Рим. 10; 17). Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святаго Духа. Эта вера приходит в совершенство через исполнение всего узаконенного Христом, то есть когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди обновившего нас. Ибо кто не верует согласно с преданием Кафолической Церкви или через дурные дела сообщается с диаволом, тот неверный. Есть еще вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11; 1), то есть твердая и несомненная надежда на данные нам от Бога обетования и на получение просимого нами.
Преподобный Иоанн Дамаскин