О необходимости соблюдения постов нам известно из Евангелия и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом; во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему они не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: по неверию вашему, – а потом прибавил: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17; 20, 21). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят...
Оставив родителей, удалился в Фессалонику, столицу Македонии; здесь он поступил в монастырь, постригся в иноческий чин и учился трудам постническим, прилежно проходя все виды подвижнической монашеской жизни и добродетелей; и стал он мужем совершенным и иноком опытным. Земля, покрытая кожею, служила ему постелью, ветхое рубище – одеждою; пощение его было велико, пища – небольшой кусок хлеба и немного воды, стояние – всенощное, коленопреклонение – непрестанное; в устах всегда пение, а в руках работа. Невозможно рассказать подробно о его добрых делах и многих подвигах.
В четыре часа дня 4 / 17 апреля 1866 года Император Александр II прогуливался в Летнем саду в сопровождении племянника и племянницы. Когда прогулка закончилась и Император направился к карете, ожидавшей его за воротами, неизвестный человек, который стоял в толпе у решетки сада, попытался выстрелить в Царя. Пуля пролетела мимо, потому что кто-то успел ударить злоумышленника по руке. Его схватили, а благочестивый Император отправился в Казанский собор, чтобы отслужить благодарственный молебен за свое счастливое спасение. Потом он вернулся в Зимний дворец, где его уже ждали испуганные близкие, и успокоил их.
И Никиту заключили в темницу и мучили, только от Православия он не отрекся. Переводили его из темницы в темницу, мучили голодом и жаждой, морозом и зноем, и поруганием. Но он не поколебался и твердо держался своей веры. Особенно ему досаждал некий Николай насмешками и ругательствами. Но однажды ночью явился Николаю его умерший отец во сне и с укором ему сказал: «Отступи от слуги Божиего!» И в тот же час Николай покаялся и не только больше не досаждал святому, но и другим не давал его в обиду.
Другое страшное следствие греха – это потеря любви. В нашем мире мрака и скорби есть только один луч радости и счастья – любовь, этот посланник неба, по выражению поэта. Люди, не знающие любви, вряд ли могут быть счастливы. Любовь – это положительный полюс счастья, и чем дальше отходит от него человек, тем более погружается он в холодную и безжизненную пустыню эгоизма и тем безотраднее становится его жизнь. На противоположном полюсе, полюсе вражды и злобы, рождается уже несомненное страдание. Если мы припомним те минуты, когда нас "душила злоба", мы должны будем сознаться, что в эти минуты и после них нам было чрезвычайно тяжело.
В мире нет ничего твердого и постоянного, потому что нет ничего доброго. Дети презирают н оскорбляют родителей своих, родители боятся детей своих. Жены оставляют мужей своих, мужья не сохраняют супружеской верности к женам своим. Юноши вместе со стариками теряют рассудок, старики вместе с юношами предаются горочным забавам. Между друзьями нет верности и между братьями – любви. Люди в разговорах показывают друг к другу любовь, но в сердце питают друг к другу ненависть. Везде видны коварство и злоба, везде господствует обман.
Блаженный отец наш Тит, с юных лет возлюбивший Христа и возненавидевший мир, подвизался в киновии. Приняв на себя образ иноческий, он с великим терпением проходил здесь скорбный и тернистый путь жития иноческого. За свою великую добродетель смирения и послушания, в которой преподобный Тит превосходил всех братий той киновии, он был возведен в сан пресвитера - пастыря словесных овец. Преподобный Тит был преисполнен великой любви к своим ближним. Сохраняя себя чистым и душевно, и телесно с самого юного возраста, святой Тит являлся как бы ангелом Божиим на земле.
Свв. мчч. Амфиан и Едесий – два брата. Они родились в городе Патары в знатной языческой семье. Изучая светские науки, они некоторым образом просветились духом Божиим, увидели ложь язычества и осознали истину христианства. Когда после обучения братья вернулись домой, то не смогли больше жить вместе с родственниками-язычниками и тайно бежали в Кесарию Палестинскую к пресвитеру Памфилу, известному своей святостью и глубокими духовными познаниями. У Памфила они день и ночь обучались закону Божию, упражняясь в христианских подвигах.
Преподобный Варсонофий обладал даром прозорливости не менее других старцев. В нем этот дар как-то особенно открыто выражался. Во всем его облике есть что-то подобное великим пророкам или апостолам, отражавшим ярким светом славу Божию. Елена Александровна Нилус рассказывала, что однажды, когда они пришли с мужем исповедоваться с старцу (а он их исповедовал одновременно, зная, что у них нет тайн друг от друга), он спросил Сергея Александровича, совершил ли он такой-то грех. «Да, – ответил он, – но я это и за грех не считал». Тут старец объяснил Нилусу грешность его деяния или помысла и воскликнул: «Ну и векселек же вы разорвали, Сергей Александрович». Молодая девица Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. «Ну, а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?», – спросил ее старец. С. К. ужаснулась: «Как мог это узнать старец?»
Видя такие подвиги и терпение преподобного, братия смотрела на него не как на человека, но как на ангела Божия. Слава о святом подвижнике разнеслась по окрестностям, и с благословения игумена Дионисия Евфимий был поставлен настоятелем нового монастыря неподалеку от Суздаля, получившего потом название Спасо-Евфимиева. При закладке первого храма в честь Преображения Господня преподобный отец своими руками приготовил себе гробницу, в которую по преставлении и было положено его тело. Но почил блаженный Евфимий более чем через 50 лет после основания обители.
Причина установления этих суббот заключается вот в чем. Если по учению Св. Апостола Павла, без любви ничто не может свершиться, то, значит, и самый подвиг поста, если не будет сопровождаться истинною взаимною любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою благодатность. Потому Церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Перед вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила всех своих членов, живущих на земле, показать на самом деле, что они состоят в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми и несовершенными усопшими.
Святитель выказал великое мужество при осаде Москвы в 1457 году Мазовшей, сыном Ногайского хана, когда в облаках дыма от пожара, несшегося над Кремлем, совершал по Кремлевским стенам крестный ход. В праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы молитвами Святителя захватчик неожиданно бежал, гонимый невидимою силой. Будучи прозорливым, свт. Иона предвозвестил близкую независимость Русской земли.
Содействуя благоденствию Руси, митр. Иона всячески старался примирить враждующих. Когда Великий князь Василий был схвачен и ослеплен своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой, Святитель обличал похитителя престола, и по его настоянию Шемяка дал свободу князю Василию, прозванному за слепоту «Темным».
Установления Церкви молиться об усопшем в продолжении сорока дней от смерти, и особенно в самый сороковой день, имеет также свои причины: одни говорят, что причина этого заключается в том, что к сороковому дню истлевает и самое сердце. Но эта причина не всегда согласна с опытами, как пишет Вениамин, архиепископ Нижегородский, в своей «Новой скрижали» (ст. 130, ч. 4). Следует заметить, что в зачатии младенца бывает обратно: в третий день живописуется сердце, в девятый день составляется тело, в сороковой день является полный вид человека. Неофит Российский предлагает другую причину сорокоуста: плач израильского народа о смерти Моисея, продолжавшийся сорок дней.
Когда старец Мартирий преставился ко Христу, Иоанн уединился в пустыне и безмолвствовал там сорок лет, непрестанной молитвой очищая от страстей свое сердце. Для того чтобы заботы о теле не мешали ему молиться, Иоанн ел очень мало, собственности совсем не имел, а если ему что-нибудь приносили, отдавал это нищим. Если уныние нападало на Иоанна, он побеждал его воспоминанием о телесной смерти и о том, что жизнь дана человеку для подвига ради стяжания Святаго Духа. Иоанн никогда не гневался, не пустословил, не тщеславился, не гордился. Святой Дух вселился в него и соделал пустынника избранным сосудом Божией благодати.
Во первых, чтобы нам совершить столь спасительное и вожделенное предприятие, должно стараться хранить некоторую дружбу с Россией и возводить на Польский престол таких государей, к которым бы была расположена сия держава. Ибо если то справедливо, что на поступки врага более обращают внимание, то и Россия, будучи с нами в дружбе, не будет наблюдать наших действий, к чему они клонятся, и дела без помех пойдут своим порядком, чем с большею для нас пользою, тем с большим для России вредом.
Когда во всех церквах Божьих возникли волнения по поводу иконоборческой ереси, то он, наставив себя в Божественном Писании, мечом слова своего поражал всех, угрожавших церквам Божьим. Посему некоторые из поборников ереси донесли на него царствовавшему тогда нечестивому императору, и как описать все то, что претерпел преподобный за почитание и поклонение святым и всечестным иконам? Его подвергали угрозам, оплеванию, побоям, темничным заключениям, тревогам, смятениям и избиению палками. Исколов, наконец, заостренными палками, его лишили кафедры и сослали в изгнание.
Тот еврей, подстрекаемый сатаной, возгорелся желанием совратить их в иудейскую веру и стал угрожать своим рабам-христианам голодной смертью, если они не отрекутся от Христа. Но святой Евстратий укрепил всех молитвой и духовным словом, сказав: «Братия! Христос искупил нас на Кресте Своею Кровью и сделал наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обретем вечную жизнь». И все пленники предпочли лучше умереть от голода, чем отречься от Христа. В течение десяти дней они тихо отошли ко Господу, и остался один Евстратий, суровой монашеской жизнью приученный к длительным постам. Он и на пятнадцатый день чувствовал себя здоровым, а его хозяин еврей преисполнился к нему лютой яростью, ибо деньги, заплаченные за пленных, безвозвратно пропали. Он решил отомстить Евстратию.
Католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистнический, остервенелый, фанатизм крови и меча (костры), непримиримости, двоедушия, лжи, хитрости. У протестантов – немцев и англичан – совсем извращено понятие о Церкви, ибо нет у них благодати законного священства; нет таинств, кроме крещения и (самого главного) причащения Тела и Крови Христовых; нет колена небесного – Церкви небесной: не признают святых; нет и колена преисподнего – умерших не признают и не молятся за них, считая это ненужным. Слава Церкви Православной!
Несмотря на все внутренние безпорядки на Руси, которые пришлись на время правления Великого Князя Василия Темного, он – «смирный, добрый и всегда уступчивый» – принял величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.) с католиками, к которой предательски присоединился митрополит Киевский и Всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем во главе Русской Церкви вопреки воле Великого Князя). Первоиерарх был с позором низложен как предатель Православия и изгнан из пределов Руси. После низложения Исидора Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. В 1448 году по приказу Василия II митрополитом был избран рязанский епископ Иона, что знаменовало провозглашение независимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха и укрепляло международное положение Руси.
Малх с названною женою своей долго молча стояли, но, увидав, что львица не возвращается, вышли из пещеры, когда день уже склонялся к закату. Увидев стоявших вблизи пещеры верблюдов с запасом пищи и воды, они стали есть и пить; потом, насытившись и подкрепившись, сели на верблюдов и радостно отправились в путь, благодаря Бога. По прошествии десяти дней они миновали ту пустыню и приблизились к полкам греко-римским. Они рассказали все относительно себя начальнику полка, а тот отослал их к месопотамскому воеводе Савину. Воевода, купив у них верблюдов и радушно напутствовав их, отослал в их отечество.
Новости
4121 - 4140 из 5562
Начало
|
Пред.
|
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
|
След. |
Конец