В славянских государствах, в том числе и в России, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Переживаемый славянскими народами Европы кризис требует активного объединения усилий для восстановления и развития культурных связей на новой основе. Для большинства славянских народов объединяющим фактором является Православная вера и связанная с ней духовная и культурная сферы.
Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским – святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.
Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским – святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.
Тогда Мокий, войдя в капище идольское, сотворил на себе крестное знамение и, став близ того места, где находился идол, помолился Богу и воззвал громким голосом к идолу: «Непотребный и суетный! Немой и безчувственный идол! Повелеваю тебе великим и преславным именем Христа моего, живущего на небесах: пади и прострись по земле, дабы всем была видна твоя немощь и твое безсилие». И тотчас потряслась земля и капище то; идол упал на землю с великим шумом и разбился на мелкие части. Увидав это, все, бывшие там язычники, в страхе бежали оттуда, дивясь сами в себе происшедшему.
Подвиг блаженного Симона Юрьевецкого чудотворца. Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Братском Костромской области в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых. Во святом крещении он был назван Симоном, в честь святого апостола Симона Зилота (память 10/23 мая). С юношеских лет Симон принял на себя особый подвиг юродства Христа ради и ушел из родительского дома в дремучие леса, около села Елнати. Однажды елнатские поселяне увидели в лесу человека, изможденного, в одной рубахе, босого, который назвал им только свое имя — Симон, о нем сообщили местному священнику Иосифу, и тот взял блаженного в свой дом.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась до краев наполненной благоуханным миром. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь. Путешествие длилось 20 дней, и 9 мая 1087 г. они прибыли в Бари. В то время город этот был православным под православным Патриархом. Во время переноса святительских мощей произошло много чудесных явлений, как от прикосновения к мощам, так и от его мира, истекающего изобильно из мощей. Святитель явился некоему благочестивому иноку и сказал: «Итак, волею Божию, пришел я к вам в страну сию, в день воскресный, в час девятый, и вот 111 человек исцелены мною».
22.05.2013
ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕП. ИОСИФА, СТАРЦА ОПТИНСКОГО
В марте 1861 года по благословению старца Амвросия Иван был принят в святую Оптинскую обитель. По обычаю, каждый новоначальный должен был сперва потрудиться в трапезной. Позже послушник был определен в келейники к старцу Амвросию. Возможность быть рядом с прозорливым старцем радовала инока, но безконечный поток посетителей утомлял. Лишившись душевного покоя, он решил потихоньку уйти на святую Афонскую гору. Но однажды старец Амвросий сказал: «Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами». Прозорливость старца настолько поразила молодого послушника, что он больше не помышлял об уходе.
Этот служитель Божий занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви.
20.05.2013
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СОРСКОГО
Прп. Нил Сорский, в миру Николай Майков, происходил из дворянского рода и в молодости был на государственной службе. Он рано поступил в Кирилло-Белозерский монастырь, где духовно сблизился с настоятелем его, старцем Паисием Ярославовым, который в свое время отказался от митрополичьей кафедры. Дружба их продолжалась до самой их кончины.Чтобы лучше изучить монашеский подвиг, он с учеником своим, прп. Иннокентием, посетил Восток, Афон и Константинополь и был там в общении с подвижниками, учениками прпп. Григория Синаита и Григория Паламы. По возвращении он основал в 15 верстах от Кириллова монастыря, на реке Соре, первый в России скит и дал ему устав.
Если пройдет седьмое число лет и пять восходящих к полпути восьмого…
Какое сделается тогда хищение? Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда? До какого упадка снизойдут тогда, люди, до какого растления блудом? Тогда будет смущеннее великим любопрением (пристрастием к спорам), будут непрестанно препираться и не обрящут ни начала, ни конца. Потом соберется Восьмой Собор, чтобы разобрать спор, и явить благое благим и злое злым… будут отлучены, отделены добрые от злых, т. е. правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди…
Какое сделается тогда хищение? Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда? До какого упадка снизойдут тогда, люди, до какого растления блудом? Тогда будет смущеннее великим любопрением (пристрастием к спорам), будут непрестанно препираться и не обрящут ни начала, ни конца. Потом соберется Восьмой Собор, чтобы разобрать спор, и явить благое благим и злое злым… будут отлучены, отделены добрые от злых, т. е. правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди…
Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Однако он, зная, что праведен пред Богом, недоумевал, за что Господь поразил его такими несчастьями. Тогда Бог явился ему в бурном вихре и укорил, потому что само желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснить, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, – это дерзость. И видение Господа вполне вразумило Иова. И сказал Иов Господу: „Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено.... Я говорил о том, чего не разумел, о делах, чудных для меня, которых я не знал.... Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя, поэтому я раскаиваюсь в прахе и пепле".
Он стал мучить святую Ирину. Бросил ее в глубокую яму, кишащую ядовитыми змеями, но Ирина осталась невредимой, а змеи издохли. Тогда Седекия велел перепилить святую пилой, однако пила затупилась, а потом сломалась, Ирина же оказалась совершенно
целой и здоровой. Народ, видя, как пытаются умертвить неповинную и благочестивую девицу, возмутился, и стал бросать в Седекию камнями, и вообще изгнал его из города. Седекия вернулся на родину и там от огорчения и злобы умер, а правителем Фракии стал его сын Савах.
целой и здоровой. Народ, видя, как пытаются умертвить неповинную и благочестивую девицу, возмутился, и стал бросать в Седекию камнями, и вообще изгнал его из города. Седекия вернулся на родину и там от огорчения и злобы умер, а правителем Фракии стал его сын Савах.
Приведенный святым ангелом в город Ликий, Еразм стал учить жителей вере во Христа. При этом он совершал великие чудеса и крестил десять тысяч человек. Об этом узнал Максимиан, соправитель Диоклетиана, также злой ненавистник христиан. Он послал воинов за Еразмом и велел бить святого по щекам, угрожая распять его на кресте, если не принесет жертву идолам. „Где же ваши, – спросил Еразм, – чтобы мне им принести жертву?"
Но когда его ввели в языческий храм, он в сердце помолился Богу, и все идолы попадали и разбились, а в самом капище вспыхнул огонь, опалив многих идолопоклонников, после чего Максимиан был вынужден бежать из города. Тогда многие из язычников обратились ко Христу и крестились, а Еразм ушел в город Сирмий.
Но когда его ввели в языческий храм, он в сердце помолился Богу, и все идолы попадали и разбились, а в самом капище вспыхнул огонь, опалив многих идолопоклонников, после чего Максимиан был вынужден бежать из города. Тогда многие из язычников обратились ко Христу и крестились, а Еразм ушел в город Сирмий.
16.05.2013
О НАКАЗАНИИ ЕРЕТИКОВ И ОТСТУПНИКОВ
Мы же теперь разъясним слова божественного Златоуста, который говорит: не следует ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик. Говоря так, этот великий и равноапостольный муж указывает определенные временные условия, поскольку нет воли Божией, чтобы всегда было так. Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, – до тех пор, пока мы не получаем от него душевного вреда.
16.05.2013
ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ТИМОФЕЯ И МАВРЫ
На святого Тимофея было донесено, что он хранит христианские книги, которые, по повелению императора, отбирали и сжигали. Святого Тимофея привели к правителю Ариану, который потребовал выдачи, священных книг. За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. Ему вонзили в уши две раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп. Святой Тимофей мужественно терпел боль и благодарил Бога, что сподобился страдать за Него. Мучители повесили святого вниз головой, вложив ему в рот кусок дерева, и привязали к его шее тяжелый камень. Страдания святого Тимофея были настолько тяжки, что сами исполнители казни стали просить правителя ослабить истязания.
Святитель Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства святой Афанасий так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам подобно епископу со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения.
14.05.2013
Радоница НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЕЙ ЛЮБВИ К УСОПШИМ
Дорогие братия и сестры! Большинство людей отходят в вечность с грехами, от неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, и оказываются виновными пред Правосудием Божиим. И мы в то же верим, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай.
От себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они уже не могут помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире.
От себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они уже не могут помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире.
14.05.2013
ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ
Бог исполнил святого Пафнутия великими дарованиями, в особенности – рассуждения и прозрения, так что он мог наставлять иноков и приходящих мирян на пути ко спасению и видел душевными очами, в каком состоянии находится душа каждого человека. Так, когда один монах очень тяжело согрешил, преподобному Пафнутию было во сне такое видение. Он увидел себя в чудесном саду среди прекрасных плодовых деревьев. Одно дерево было особенно красиво, и вдруг оно вырвалось с корнем и упало на землю. Преподобный, забыв о красоте остальных деревьев, очень опечалился и тотчас, подойдя к упавшему дереву, поднял его и посадил на прежнем месте. Потом он долго трудился над ним, пока дерево не вернулось к жизни. Проснувшись, Пафнутий понял, что этот сон означает впадение в грех одного из иноков, и он своей любовью и духоносным словом привел падшего брата к покаянию.
Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду: «Отчего не спастись, – пишете вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! Это противно даже здравому разуму человеческому! А еретики – те же Христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – и безумно, и крайне гордо».
Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения.
Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения.
13.05.2013
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ БЛАЖЕННОЙ СТАРИЦЫ СЕПФОРЫ
Она всегда с четками, по большей части в безмолвии и богомыслии, но внутренняя ее жизнь почти никому не была открыта: эта тайна была явной лишь для Господа. О высоте этой жизни догадывались по случаям прозорливости, которую она проявляла. Многие уже заметили, что она ничего не говорила просто так. И если что советовала – делали. Монахиня С. рассказывала: «Как-то приезжает племянник, делится со мной своей бедой: назначили ему операцию в Москве. Перетрудился с отцом на тяжелой физической работе, да и сорвал себе позвоночник. Я его отправляю к матушке, а та ему говорит: Никакой операции, только тяжелого не поднимай. Он ее послушал, и все обошлось. Поясок матушкин носил, она ему дала...»
12.05.2013
ПАМЯТЬ ПРЕП. НЕКТАРИЯ ОПТИНСКОГО
Приходившие к Старцу люди чувствовали силу его любви, о которой он сам однажды сказал: «Мы любим той любовью, которая никогда не изменяет. Ваша любовь – любовь-однодневка, наша и сегодня, и через тысячу лет – все та же».
В наставничестве о. Нектарий, по воспоминаниям духовных чад, был строг. Он испытывал сердца приходящих к нему и давал не столько утешение, сколько путь подвигa: «он ставил человека перед духовными трудностями с великой верой в достоинство и разумение души, в великую силу благодати Божией, которая поможет и укрепит душу ищущего Правды».
В наставничестве о. Нектарий, по воспоминаниям духовных чад, был строг. Он испытывал сердца приходящих к нему и давал не столько утешение, сколько путь подвигa: «он ставил человека перед духовными трудностями с великой верой в достоинство и разумение души, в великую силу благодати Божией, которая поможет и укрепит душу ищущего Правды».
Тогда святые апостолы, собрав всех уверовавших, научили их слову Божию и, наставив царя, крестили его во имя Отца, Сына и Святого Духам дали ему имя Севастиан. Через несколько дней сын царя заболел и умер. Тогда святые апостолы, помолившись Богу, воскресили его из мертвых. Много и других чудес совершили они и построили вместе с царем благолепные церкви. Совершив свой святой подвиг и приумножив стадо Христово, апостолы в преклонных летах скончались и отошли радостно ко Христу Богу.
Новости 4061 - 4080 из 5562
Начало | Пред. | 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 | След. | Конец