28.03.2013
КРАТКИЙ ОБЗОР И КРИТИКА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ.
Богооткровенную истину Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви о Святой Богородице римо-католики изменили и извратили своим вновь составленным «догматом» о непорочном зачатии Святой Девы Марии. Сначала этот «догмат» был лишь богословским мнением, появившимся еще в IX веке в Испании, в сочинении Пасхазия Радберта, видного и влиятельного писателя. Он писал: «Так как Дева Мария столь торжественно прославляется, то ясно, на основе авторитета Церкви, что, когда Она была рождена, то не подлежала никаким грехам (nullis, quando nata est, subjacuit delictis) и не навлекла, будучи освящена во утробе, на Себя первородного греха (neque contraxit in utero sanctificata originate peccatum)...
Мучитель, видя его столь незыблемым в своем исповедании, как бы столп непоколебимый или гору недвижимую, приказал снять с него живого кожу и обезглавить его; таким образом, святой мученик совлекся ветхого, земного человека и облекся в нового, небесного. По отсечении своей честной главы он, как честный уд, присоединился к честнейшей главе Христу Господу своему и соцарствует с Ним вечно, с ликами прочих святых мучеников прославляя Пресвятую Троицу.
27.03.2013
НЕ ПЛЕНЯЛСЯ НИЧЕМ ЗЕМНЫМ. Житие святого благоверного великого князя Ростислава-Михаила Киевского
Князь Ростислав, окруженный счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал ее, когда вручали, и притом как тяжесть. Незлобие его прощало все другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах перед Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно заботился о том, как угодить Господу. Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу печерского игумена с шестнадцатью иноками и сам им прислуживал. Часто говорил он печерскому игумену: «Приготовь мне келлию, боюсь смерти неожидаемой», – и сам в каждое воскресенье поста приобщался Св. Таин.
Папа сильно ошибался, считая взятие Константинополя обстоятельством, благоприятным для сближения с Россией. Напротив, с этой поры раздражение против латинян у нас усилилось, ибо до России скоро дошли слухи о поступках крестоносцев в Константинополе, где они глумились над святыней храмов, осмеивали православные обычаи, в Софийском соборе производили бесчинства и вообще относились к православным враждебно и презрительно. На Романа так мало подействовало красноречие папского легата, что он в следующем же году, вступив с войском в Польшу, грозил истребить в ней латинскую веру. Смерть прекратила успехи его оружия.
В это же время скончались также и лжепатриархи Константинопольские – Феодот Касситер, Феодор Спафарокандилат, потом Антоний Касимат, и наконец Иоанн, по прозванию Анний; по хитрости своей он казался волхвом, и, как незаконно поставленный, благочестивыми людьми был низвержен с престола. После него на Константинопольскую кафедру вступил святой Мефодий, который и возвратил святой Церкви почитание икон. В это именно время с острова Проконниса были возвращены в Царьград и честные мощи исповедника Христова, святого Никифора.
Странность и неверность этого догмата для здравого христианского рассуждения очевидна из самых простых соображений. Для Церкви, имеющей своей главою Самого Иисуса Христа, всегда пребывающего с нею до скончания века, очевидно нет надобности ни в какой другой главе. У Церкви, божественного тела Христова, не может быть человеческая глава. Никто из людей смертных не может быть главою великого тела, имеющего пребывать во все роды от века до века (Еф.З,21), обнимающего собою не только безчисленные ряды поколений, живущих на земле, ко и безчисленные сонмы верующих, отошедших от мира. Все самые высокие, самые святые христиане не более, как члены Церкви; сами апостолы называли себя служителями Церкви (Кол. 1, 24–25).
Впрочем, никто не должен отчаиваться от необычайности своих нечестий. Ибо застарелые грехи ниневитян очищены тридневным покаянием (Ион.3), и покаявшийся разбойник в самом определении его смерти заслужил даже награды жизни (Лк.23). Поэтому изменим сердца и решимся уже получить то, чего желаем. Судия скорее преклоняется к молитве, если молящийся исправляется в своем нечестии. Итак, при висящем мече столь великого гнева мы станем на непрестанные молитвы. Ибо то несчастье, которое обыкновенно бывает людям неприятно, благоугодно на суде Истины; потому что любвеобильный и милосердый Бог хочет, чтобы у Него молитвами вытребовали прощение мы, на которых Он не хочет гневаться столько, сколько мы заслуживаем. Поэтому-то через Псалмопевца и говорит: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс.49:15).
25.03.2013
ДОСТИГШИЙ ПОСТОЯННОЙ ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ ПРОСВЕТЛЕННОСТИ. Житие преподобного Симеона Богослова
Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
Вера с ее догматами пускает корни свои не только в глубину веков, но и в глубочайшие недра сердца человеческого. В вере человека – скрытый корень, последнее основание его действий, чувств, помышлений. Ведь и к человеку мы относимся так или иначе, смотря по тому, как о нем думаем, и если теряем уверенность в нем, то невольно изменяем и свои отношения к нему. Не так ли и в отношении к Богу? Разве можно сравнить, например, дела, мысли истинного христианина с делами и помышлениями еврея, магометанина, язычника? Да и если взять более тонкие разветвления различных христианских исповеданий, разве не заметим коренной разницы между последователями их в жизни?
Приказание царя было исполнено, и на всех торжищах были положены яства, оскверненные неверующими. Но Всеведущий Господь, посрамляя язычников и заботясь об истинных рабах Своих, разорил сие тайное коварство. Он послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в Небесном Царствии. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему:
– Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.
– Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.
Тогда их завели в небольшое озеро и оставили так на всю ночь. Кроме того, для обольщения мучеников поставили близ озера баню, чтобы кто-нибудь из них соблазнился и принес жертвы идолам. И действительно, один из страдальцев, простояв до полуночи в холодной воде, не выдержал и побежал к бане. Но едва он ступил на ее порог, как умер. Остальные же мученики мужественно претерпевали ужасный холод, непрестанно молясь Господу.
Как только был зачитан приказ об аресте, послышались истерические рыдания одной из фрейлин. Императрица остановила ее строгим внушением: «Пожалуйста, успокойтесь и научитесь сдерживаться. Надо беречь нервы свои и своих близких. Это есть только начало многого, что нас ожидает и гораздо худшего. Мы должны быть вооружены твердостью духа пред испытаниями, Богом ниспосланными. Выпейте воды, успокойтесь и будьте тверды».
21.03.2013
СЛОВО О ПОКАЯНИИ. Преп. Ефрем Сирин.
Не убоимся напрасного страха, такого страха, который не есть страх, потому что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Что значит человеческий страх в сравнении с страхом Божиим? Что значит слава человека тленного в сравнении с Божиим величием, с Божиею неизреченною силою и непомрачаемою славою? Поскольку развлекаемся земным и не в состоянии умом своим, даже при помощи веры и озарения ведением, проникать в невидимое, то хотя от видимого заключая о неизреченной силе нетленного Бога, убоимся Его.
20.03.2013
О ПОКАЯНИИ. Преп. Ефрем Сирин.
Хотя бы уязвила тебя стрела, не падай только совершенно. Терпи даже до смерти; не бойся удара; покажи свое подвижничество, находясь под ударом, чтобы соткан был венец твой из светлой славной ткани. Если разбойник совлечет с тебя одежду, не ленись продолжать путь. На войне случается и наносить, и получать удары. Если мороз побил твою ниву, поспеши в другой и третий раз с упорством, неленостно, без замедления посеять семя; без сомнения, найдут облака и небо даст дождь. Тать не согнал тебя с пути. Не бойся бремени, какое подъял на себя; иди всегда царским путем.
19.03.2013
В ЧЕМ СОСТОИТ ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ
Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать (духовному отцу) свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, какие были прежде соделаны; и не только жалеть, но и заглаждать их трудами покаяния, и притом такими трудами, которые не только бы равнялись соделанным нами грехам, но и превосходили оные. Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от брашен и однодневным пощением покрыть многократное свое объедение и пьянство!
19.03.2013
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА АНЗЕРСКОГО.
Однажды, после продолжительного Богомыслия на Секирной горе, преподобному в тонком сне явилась Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром. Воспрянув, старец в трепете преклонится пред небесными посетителями. «Эта гора отныне назовется второю Голгофою, на ней будет построена каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с учениками. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки», – сказала Царица Небесная. И тотчас же с Неба раздался: глас: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест».
18.03.2013
ДЛЯ ЧЕГО УСТАНОВЛЕН ВЕЛИКИЙ ПОСТ?
Из-за пустого дела иногда выходит ссора, которая, при упрямстве одной или обеих сторон, нередко тянется по целым неделям и месяцам, по целым годам. Нередко два ближайших соседа живут меж собой как огонь и вода, так что вовсе и не глядят друг на друга. Так проходят целые годы, так проходят и светлые праздники. Они не скажут слова друг другу, и песнь: «друг друга обымем, рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением» — эта священная песнь не для них поется: они враги меж собой непримиримые, в их сердцах кипит злоба. Вот пост и учит нас, чтобы такая вражда, приличная разве только язычникам, а уж никак не христианам, не имела места в наших сердцах.
После преставления и погребения святого Конона исавряне задумали соделать дом мученика храмом Божиим. И, когда начали они копать землю под фундамент, обнаружили тридцать глиняных сосудов, в коих святой Конон некогда заключил бесов. Не зная, что находится в тех сосудах, но предполагая скрытое в них золото или серебро, нашедшие обрадовались и разбили один сосуд. Тотчас вышли из него бесы в виде густого и смрадного дыма и, помрачив воздух, подняли страшный вихрь. Люди пришли в ужас, некоторые попадали от страха, а другие убежали оттуда. Бесы же летали по воздуху и, производя большой шум, призывали друг друга по именам. Все в том селении были объяты страхом, так что никто не осмеливался после заката солнца выходить из своего дома, ибо ночью являлись бесовские страшилища и пугали людей и животных.
Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 года на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетногорский монастыри. Во время пожара в храмах вместе с другими иноками приняли страдальческую кончину и преподобные Василий и Иоасаф. Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но "молитвами святых преподобномучеников, - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил". Под водительством Псковского князя, святого благоверного Довмонта-Тимофея (память 20 мая), они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма святых апостолов Петра и Павла, разбили захватчиков.
Вдруг сделалось страшное землетрясение, и святые, освобожденные невидимой силой, остались целы. Они сподобились явления Самого Господа с Ангелами и со святым Феодором. После этого правитель приказал связать святых и отвести их в темницу, вызвав на допрос одного Евтропия в надежде развратить его сначала. Святому принесли золото, серебро, разные дорогие одежды, но блаженный мученик был непоколебим в вере. Долго спорил с ним правитель, но мученик не только не повиновался ему, но все более укорял его и безчестил богов.
Новости 4161 - 4180 из 5562
Начало | Пред. | 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 | След. | Конец