Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО НИКИФОРА, ПАТРИАРХА ЦАРЕГРАДСКОГО

В это же время скончались также и лжепатриархи Константинопольские – Феодот Касситер, Феодор Спафарокандилат, потом Антоний Касимат, и наконец Иоанн, по прозванию Анний; по хитрости своей он казался волхвом, и, как незаконно поставленный, благочестивыми людьми был низвержен с престола. После него на Константинопольскую кафедру вступил святой Мефодий, который и возвратил святой Церкви почитание икон. В это именно время с острова Проконниса были возвращены в Царьград и честные мощи исповедника Христова, святого Никифора.


ДОГМАТ О ГЛАВЕНСТВЕ И НЕПОГРЕШИМОСТИ ПАПЫ – ГЛАВНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЛАТИНСТВА.

Странность и неверность этого догмата для здравого христианского рассуждения очевидна из самых простых соображений. Для Церкви, имеющей своей главою Самого Иисуса Христа, всегда пребывающего с нею до скончания века, очевидно нет надобности ни в какой другой главе. У Церкви, божественного тела Христова, не может быть человеческая глава. Никто из людей смертных не может быть главою великого тела, имеющего пребывать во все роды от века до века (Еф.З,21), обнимающего собою не только безчисленные ряды поколений, живущих на земле, ко и безчисленные сонмы верующих, отошедших от мира. Все самые высокие, самые святые христиане не более, как члены Церкви; сами апостолы называли себя служителями Церкви (Кол. 1, 24–25).


 РЕЧЬ К НАРОДУ О СМЕРТНОСТИ. День памяти свт. Григория Великого Двоеслова.

Впрочем, никто не должен отчаиваться от необычайности своих нечестий. Ибо застарелые грехи ниневитян очищены тридневным покаянием (Ион.3), и покаявшийся разбойник в самом определении его смерти заслужил даже награды жизни (Лк.23). Поэтому изменим сердца и решимся уже получить то, чего желаем. Судия скорее преклоняется к молитве, если молящийся исправляется в своем нечестии. Итак, при висящем мече столь великого гнева мы станем на непрестанные молитвы. Ибо то несчастье, которое обыкновенно бывает людям неприятно, благоугодно на суде Истины; потому что любвеобильный и милосердый Бог хочет, чтобы у Него молитвами вытребовали прощение мы, на которых Он не хочет гневаться столько, сколько мы заслуживаем. Поэтому-то через Псалмопевца и говорит: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс.49:15).


ДОСТИГШИЙ ПОСТОЯННОЙ ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ ПРОСВЕТЛЕННОСТИ. Житие преподобного Симеона Богослова

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.


ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ  Слово в Неделю 1-ю Великого поста

Вера с ее догматами пускает корни свои не только в глубину веков, но и в глубочайшие недра сердца человеческого. В вере человека – скрытый корень, последнее основание его действий, чувств, помышлений. Ведь и к человеку мы относимся так или иначе, смотря по тому, как о нем думаем, и если теряем уверенность в нем, то невольно изменяем и свои отношения к нему. Не так ли и в отношении к Богу? Разве можно сравнить, например, дела, мысли истинного христианина с делами и помышлениями еврея, магометанина, язычника? Да и если взять более тонкие разветвления различных христианских исповеданий, разве не заметим коренной разницы между последователями их в жизни?


НЕ ОТВЕРГНУСЬ ХРИСТА МОЕГО. Страдание святого великомученика Феодора Тирона

Приказание царя было исполнено, и на всех торжищах были положены яства, оскверненные неверующими. Но Всеведущий Господь, посрамляя язычников и заботясь об истинных рабах Своих, разорил сие тайное коварство. Он послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в Небесном Царствии. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему:
– Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.


СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ СОРОКА МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

Тогда их завели в небольшое озеро и оставили так на всю ночь. Кроме того, для обольщения мучеников поставили близ озера баню, чтобы кто-нибудь из них соблазнился  и принес жертвы идолам. И действительно, один из страдальцев, простояв до полуночи в холодной воде, не выдержал и побежал к бане. Но едва он ступил на ее порог, как умер. Остальные же мученики мужественно претерпевали ужасный холод, непрестанно молясь Господу.


ТРАГЕДИЯ РУССКОГО НАРОДА . День памяти, взятия Царской семьи под арест.

Как только был зачитан приказ об аресте, послышались истерические рыдания одной из фрейлин. Императрица остановила ее строгим внушением: «Пожалуйста, успокойтесь и научитесь сдерживаться. Надо беречь нервы свои и своих близких. Это есть только начало многого, что нас ожидает и гораздо худшего. Мы должны быть вооружены твердостью духа пред испытаниями, Богом ниспосланными. Выпейте воды, успокойтесь и будьте тверды».


  СЛОВО О ПОКАЯНИИ. Преп. Ефрем Сирин.

Не убоимся напрасного страха, такого страха, который не есть страх, потому что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Что значит человеческий страх в сравнении с страхом Божиим? Что значит слава человека тленного в сравнении с Божиим величием, с Божиею неизреченною силою и непомрачаемою славою? Поскольку развлекаемся земным и не в состоянии умом своим, даже при помощи веры и озарения ведением, проникать в невидимое, то хотя от видимого заключая о неизреченной силе нетленного Бога, убоимся Его.


О ПОКАЯНИИ. Преп. Ефрем Сирин.

Хотя бы уязвила тебя стрела, не падай только совершенно. Терпи даже до смерти; не бойся удара; покажи свое подвижничество, находясь под ударом, чтобы соткан был венец твой из светлой славной ткани. Если разбойник совлечет с тебя одежду, не ленись продолжать путь. На войне случается и наносить, и получать удары. Если мороз побил твою ниву, поспеши в другой и третий раз с упорством, неленостно, без замедления посеять семя; без сомнения, найдут облака и небо даст дождь. Тать не согнал тебя с пути. Не бойся бремени, какое подъял на себя; иди всегда царским путем.


В ЧЕМ СОСТОИТ ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ

Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать (духовному отцу) свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, какие были прежде соделаны; и не только жалеть, но и заглаждать их трудами покаяния, и притом такими трудами, которые не только бы равнялись соделанным нами грехам, но и превосходили оные. Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от брашен и однодневным пощением покрыть многократное свое объедение и пьянство!


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА АНЗЕРСКОГО.

Однажды, после продолжительного Богомыслия на Секирной горе, преподобному в тонком сне явилась Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром. Воспрянув, старец в трепете преклонится пред небесными посетителями. «Эта гора отныне назовется второю Голгофою, на ней будет построена каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с учениками. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки», – сказала Царица Небесная. И тотчас же с Неба раздался: глас: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест».


ДЛЯ ЧЕГО УСТАНОВЛЕН ВЕЛИКИЙ ПОСТ?

Из-за пустого дела иногда выходит ссора, которая, при упрямстве одной или обеих сторон, нередко тянется по целым неделям и месяцам, по целым годам. Нередко два ближайших соседа живут меж собой как огонь и вода, так что вовсе и не глядят друг на друга. Так проходят целые годы, так проходят и светлые праздники. Они не скажут слова друг другу, и песнь: «друг друга обымем, рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением» — эта священная песнь не для них поется: они враги меж собой непримиримые, в их сердцах кипит злоба. Вот пост и учит нас, чтобы такая вражда, приличная разве только язычникам, а уж никак не христианам, не имела места в наших сердцах.


В НАКАЗАНИЕ СРЕБРОЛЮБЦАМ. Память мч. Конона Исаврийского

После преставления и погребения святого Конона исавряне задумали соделать дом мученика храмом Божиим. И, когда начали они копать землю под фундамент, обнаружили тридцать глиняных сосудов, в коих святой Конон некогда заключил бесов. Не зная, что находится в тех сосудах, но предполагая скрытое в них золото или серебро, нашедшие обрадовались и разбили один сосуд. Тотчас вышли из него бесы в виде густого и смрадного дыма и, помрачив воздух, подняли страшный вихрь. Люди пришли в ужас, некоторые попадали от страха, а другие убежали оттуда. Бесы же летали по воздуху и, производя большой шум, призывали друг друга по именам. Все в том селении были объяты страхом, так что никто не осмеливался после заката солнца выходить из своего дома, ибо ночью являлись бесовские страшилища и пугали людей и животных.


ПСКОВСКИЕ МУЧЕНИКИ, ЛАТИНЯНАМИ УМУЧЕННЫЕ.  Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетногорский

Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 года на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетногорский монастыри. Во время пожара в храмах вместе с другими иноками приняли страдальческую кончину и преподобные Василий и Иоасаф. Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но "молитвами святых преподобномучеников, - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил". Под водительством Псковского князя, святого благоверного Довмонта-Тимофея (память 20 мая), они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма святых апостолов Петра и Павла, разбили захватчиков.


ОСУЖДЕННЫЕ НА РАСПЯТИЕ. Страдания святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска

Вдруг сделалось страшное землетрясение, и святые, освобожденные невидимой силой, остались целы. Они сподобились явления Самого Господа с Ангелами и со святым Феодором. После этого правитель приказал связать святых и отвести их в темницу, вызвав на допрос одного Евтропия в надежде развратить его сначала. Святому принесли золото, серебро, разные дорогие одежды, но блаженный мученик был непоколебим в вере. Долго спорил с ним правитель, но мученик не только не повиновался ему, но все более укорял его и безчестил богов.


ЧТО ТАКОЕ ШЕСТОПСАЛМИЕ

Как тяжело, как больно бывает видеть, что лишь только начнут на всенощной службе читать шестопсалмие, как богомольцы потянутся один за другим из церкви... Куда? Да просто по монастырю побродить, где-нибудь посидеть, попразднословить... Да еще иной оправдывается: в церкви, говорит, душно, я устал, — пусть там читают шестопсалмие да кафисмы, а я пока отдохну... Но, друг мой! Для кого же будут читать в церкви шестопсалмие и кафисмы, если мы все уйдем оттуда? Хоть бы ты одно только подумал: ведь недаром же Церковь Православная положила повторять эти шесть псалмов неотложно на каждой утрени (кроме Пасхальной), недаром же она в своем уставе заповедала: "Читать шестопсалмие не спешно, протяжно, во услышание всех. Когда читается шестопсалмие, говорит устав церковный, тогда подобает нам со всяким вниманием прилежно слушать, ибо сии псалмы исполнены покаяния и умиления.


СВЯТИТЕЛЬ АРСЕНИЙ, ЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ

В то время в Лавре было много подвижников, и он внимательно присматривался к их жизни, стараясь им подражать. Нравственные качества молодого инока в соединении с его блестящим умом обратили на него внимание митрополита Киевского Киприана. Он приблизил его к себе и сделал своим архидиаконом и письмоводителем. Молодому ревнителю иноческого уединения оставалось покориться, и он просил только не возводить его на более высокие должности. Когда же настала пора митрополиту Киприану ехать в Москву на вдовствующую после смерти митрополита Алексия кафедру Владимирскую, он взял Арсения с собой, и в Твери, по просьбе князя и граждан, знавших его родителей и его самого, возвел его в сан епископа Тверского.


ПРИЛЕЖНЫЙ ПОДВИГ ПУСТЫННИКА. Житие преподобного Мартирия Зеленецкого

Последовав слову своего духовного отца, преподобный Мартирий поступил в монастырь – теперь уже – Тихвинский, памятуя о явлении ему в огненном столпе иконы Богородицы Одигитрии, в надежде, что она, Путеводительница, «направит стопы его» и разрешит все его недоумения. В монастыре уже жил ученик его Авраамий. Поселившись с ним в одной келье, Преподобный поведал ему об отшельнической жизни и рассказал о своем желании идти в Поморье, подальше от людей. Авраамий же не одобрил этого и сказал: «Не ходи, отче, ни в Поморье, ни куда еще, но иди в пустыню в то место, о котором я скажу тебе..


«БЛАГО МНЕ, ЯКО СМИРИЛ МЯ ЕСИ». Память сщмч. Арсения (Мацеевича) митр. Ростовского

Однако и в ссылке свт. Арсений не переставал обличать действия обезцерковленных властей в отношении церковных имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины II-й на престол, сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу. Делу Владыки был дан характер политический, и в конце 1767 г. он был лишён монашества и приговорён к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате. В феврале 1772 г. свт. Арсений заболел и пожелал причаститься. Перед вошедшим священником вместо изможденного узника предстало чудесное видение архиерея в полном облачении. 28 февраля владыка скончался и вечером того же дня был погребен как мiрянин у северной стены деревянной Никольской церкви. На стене каземата до начала XX в. оставалась надпись, выцарапанная священномучеником Арсением: «Благо мне, яко смирил мя еси».



Новости 4161 - 4180 из 5558
Начало | Пред. | 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 | След. | Конец

Русский календарь