28.04.2013
СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВАИЙ . БУКВА УБИВАЕТ, А ДУХ ЖИВОТВОРИТ. Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).
За что ненавидели Господа Иисуса? За что распяли Его? Мы уже говорили: за то, что считали Его нарушителем закона Моисеева, точнее, буквы закона. Закон Моисеев был для них непререкаемой, абсолютной и святой истиной, но чисто внешне, так как они были чужды его духу, поклоняясь букве, и всякий, нарушающий букву, считался в их глазах тягчайшим преступником.
Они негодовали на то, что Господь Иисус Христос исцелял больных в день субботний. Какое извращение сердца человеческого! Вместо того, чтобы трепетно прославлять Бога, творящего такие чудеса, они проникались страшной злобой.
Они негодовали на то, что Господь Иисус Христос исцелял больных в день субботний. Какое извращение сердца человеческого! Вместо того, чтобы трепетно прославлять Бога, творящего такие чудеса, они проникались страшной злобой.
Господь был далеко от Иерусалима, а Лазарь был тяжко болен. Послали сестры Лазаря позвать Иисуса, говоря: «Болен Лазарь, которого Ты любишь». Что же, идет ли Иисус тотчас? Ведь знал Он, что два дня пути, знал, что болезнь эта смертельна, знал, как Всеведущий, что Лазарь уже умер, пока дошли вестники. И Он остался на месте еще два дня и только тогда говорит ученикам: «Пойдем опять в Иудею». Ученики изумились: «Как, Господи, Учитель наш, хочешь опять идти в Иудею? Только недавно хотели там побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» И какими изумительными словами ответил Иисус: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Ин. 11, 9-10).
После такого суда Святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Мартин страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор – лишить Святителя сана и предать смертной казни. Полунагого исповедника Христова заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к Святому, чем еретики.
Греческий царь Констанс, живший в VII веке, желая угодить еретикам, которых тогда было много в его империи, стал поддерживать монофелитскую ересь – лжеучение о том, что будто бы у Христа не было человеческой воли. Когда в Риме был избран и поставлен папой святой Мартин, царь Констанс стал склонять и его в ересь, на что Святитель твердо ответил ему: «Если бы даже весь мир принял это противное Православию учение, я бы и в таком случае с ним не согласился. И хотя бы пришлось претерпеть смерть, я не отступлю от евангельского, апостольского и святоотеческого учения».
Второй замок тоже тяжелый, тоже заржавленный – это гордость, ибо, чтобы начать путь покаяния, надо сознать свое греховное недостоинство, надо низко опустить высоко поднятую голову, надо смириться перед Богом, а к смирению гордый не способен.
Как это он, властный, сильный человек, обладающий большим умом, свободой действий, будет каяться, – нет, не будет этого, не будет никогда! И гордые на путь покаяния не вступают, в гордости своей они погибают, ибо сказано, что Бог гордым противится; тот не будет с Богом, Бог только смиренным дает благодать.
Как это он, властный, сильный человек, обладающий большим умом, свободой действий, будет каяться, – нет, не будет этого, не будет никогда! И гордые на путь покаяния не вступают, в гордости своей они погибают, ибо сказано, что Бог гордым противится; тот не будет с Богом, Бог только смиренным дает благодать.
26.04.2013
ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ФОМАИДЫ
Но свекор не внимал ее увещаниям и старался склонить ко греху безстыдными словами и действиями. Святая же Фомаида, исполненная страха Божия, оказывала ему твердое сопротивление: она молила и убеждала его оставить беззаконное и нечестивое желание. Но чем сильнее она противостояла ему, тем настойчивее он понуждал ее, разжигаясь, как огнем, диавольской похотью. Над одром на стене висел меч; сняв его и извлекши из ножен, безумец стал устрашать святую Фомаиду, обращаясь к ней с угрозами:
При возникновении иконоборческой ереси преподобный Василий явился истинным исповедником Христовым; избегая всякого общения с еретиками, он не дозволял им действовать в своей епархии и не согласился, несмотря на все принуждения, подписать письменного постановления об уничтожении икон. За эту ревность по вере он принужден был переносить гонения и поругания со стороны еретиков, проводя, подобно апостолу Павлу, жизнь в скорбях, бедах и притеснениях, постоянно переселяясь из одного места в другое. При своем благочестии и стремлении охранять чистоту учения Церкви преподобный Василий не мог не ненавидеть нечестивые соборы еретиков, и, поэтому, он не вступал в сношения с ними. Благоугодив Господу своею жизнью, преподобный Василий с миром отошел к Нему.
24.04.2013
СЛОВО О СМЕРТИ СВТ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО
Смерть сильна подвигнуть к покаянию. Смерть нам известна и неизвестна. Известна, так как все умрем, а неизвестна, потому что не знаем, когда, как и где умрем. Чем больше живем, тем больше сокращается наша жизнь, и уменьшаются дни наши, и мы приближаемся к смерти, и уже сегодня ближе к ней, нежели вчера были, и в этот час, нежели час назад. Смерть за каждым невидимо ходит, и восхищает его тогда, когда он не ждет. Почти все люди, а особенно здоровые и крепкие, мечтают так, помышляя в себе: я еще поживу, невидна еще кончина моя, соберу и буду насыщаться собранными благами. Но тут неожиданно нападает на него смерть, и тогда погибают все мечтания и помышления его (Пс.145:5).
24.04.2013
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИАКОВА ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКОГО
Признательный князь Василий Дмитриевич щедро одарил преподобного Иакова и дал ему средства построить на месте подвигов монастырь с храмом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. В 1429 году казанские татары опустошали окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли обитель в развалинах. Все пришлось восстанавливать заново. Преподобный построил храм во имя святителя Николая, выкопал вместе с братией пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре.
Воздержанием порождается целомудрие, чревоугодие же матерь невоздержности. Елей питает пламень светильника, а обращение с женщинами возжигает огнище сластолюбия. Напором волн обуревается ненагруженный корабль, а блудным помыслом – невоздержный ум. Блуд возьмет в помощь себе пресыщение, потому что разойдется с умом, станет заодно с противниками и до конца будет сражаться вместе с врагами. Кто любит безмолвие, тот пребывает неуязвлен стрелами врага, а кто вмешивается в толпу, тот часто получает раны. Воззрение на женщину – ядовитая стрела, уязвляет душу, вливает в нее яд и, чем продолжительнее, тем большее производит загноение. Кто охраняет себя от этих стрел, тот не ходит на народные собрания, не предается рассеянию на празднествах.
10 ноября 1806 г. он издал синодальный томос, согласно которому запрещалось посвящать во пресвитера ранее 30-летнего возраста, во диакона моложе 25 лет и во иподиакона ранее 20 лет (14-е и 15-е правила Трулльского Собора). Архиереям, иереям, иеродиаконам и монахам не позволялось быть восприемниками при крещении, посажеными отцами и шаферами при браке. В январе 1807 г. Григорий опубликовал грамоту о совершении таинств крещения и покаяния ввиду замеченных злоупотреблений. Крещение должно совершаться в поместительной купели с достаточным количеством воды посредством троекратного погружения. Все христиане обязаны в течение постов исповедоваться и причащаться, начиная говение и молитвы не в конце поста, а в начале его.
22.04.2013
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОКАЯНИИ
– Не будем мы наказаны в будущем веке за то, что грешили, и не будем осуждены по сей причине, получив естество изменчивое и непостоянное; но – за то, что, согрешив, не покаялись и не обратились от злого пути к Господу, получив власть и время имея на покаяние. Бог благ и милосерд к кающимся, хотя изображается Он угрожающим и гневающимся; но это – на зло и грех, а не на нас, которых всегда готов принять, коль скоро увидит слезу сокрушения на лице нашем. Когда случайно пошатнешься в добром стоянии, не трепещи, а выпрямись поскорее, спеши возвратиться к прежнему благоустроению печалью, жалением, самоукорением и слез довольным излиянием в сокрушении духа;
22.04.2013
ПАМЯТЬ ПРМЧ. ВАДИМА
Преподобный Вадим жил в Персии в IV веке; происходил он из очень богатого рода. Но возлюбив иноческое житие, раздал свое имение нищим, построил за городом монастырь и поселился в нем, стараясь жить добродетельно, во всем угождать Господу и исполнять Его святую волю. Позже он взошел на пустынную гору для молитвенного безмолвия и там сподобился таинственного общения с Богом. Он исполнился Божественной благодати и премудрости и сделался достойным мученического венца.
Сегодня святая Церковь всем совершающим покаяние приводит в пример прп. Марию Египетскую, одну из самых великих святых, чья жизнь настолько поразительна и так глубоко поучительна, что о ней нужно знать всем.
В молодости Мария Египетская была блестящей красавицей. Она жила в Александрии, вела разгульный и развратный образ жизни. Однажды, гуляя по берегу моря, она увидела корабль, отправляющийся в Палестину к празднику Воздвижения Креста Господня. На корабле было много молодых людей, и ей пришла мысль сесть на этот корабль, чтобы соблазнить их. По приезде в Палестину все паломники устремились в Иерусалим, в храм Воскресения Христова; пошла туда и Мария. Но когда она захотела войти вместе со всеми в храм, то почувствовала, что какая-то невидимая сила отталкивает ее и не позволяет войти.
В молодости Мария Египетская была блестящей красавицей. Она жила в Александрии, вела разгульный и развратный образ жизни. Однажды, гуляя по берегу моря, она увидела корабль, отправляющийся в Палестину к празднику Воздвижения Креста Господня. На корабле было много молодых людей, и ей пришла мысль сесть на этот корабль, чтобы соблазнить их. По приезде в Палестину все паломники устремились в Иерусалим, в храм Воскресения Христова; пошла туда и Мария. Но когда она захотела войти вместе со всеми в храм, то почувствовала, что какая-то невидимая сила отталкивает ее и не позволяет войти.
20.04.2013
ПРАВОСЛАВНОМУ УЧЕНИКУ НА ВОПРОС, ПОЧЕМУ У ПРАВОСЛАВНЫХ НЕТ СВОЕГО ПАПЫ. Святитель Николай Сербский.
Есть, есть у православных свой «папа», старше всех пап и патриархов на свете. Он был от начала и будет до конца времен. Это Тот «Папа», Которого призывали все апостолы Христовы – Дух Святой, Дух мудрости и разума, Дух утешения и силы Божией. Он – истинный Папа Церкви Христовой от начала и до конца времен, без изменений и перемен, без дискуссий и выборов, без предшественников и наследников. А то, что апостолы признавали Духа Святого своим верховным Главой, мы доподлинно знаем из документа, написанного их рукой.
20.04.2013
ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
В день похвалы Пресвятой Богородицы возносим и мы похвалу Ей, как Матери Господа нашего Иисуса Христа, возносим похвалу Ея святости, безмерной святости, превышающей святость херувимов и серафимов, приносим похвалу Ее кротости, Ее смирению.
А теперь надо нам подумать: а мы сами в какой, хоть в самой малой мере, приближаемся ли к Ее святости или нет; имеем ли те качества, за которые прославил Ее так Бог, имеем ли кротость и смирение, основные Ее качества? И скажем: нет, нет, совсем не имеем, а имеем те качества, которые противоположны кротости, и смирению, и святости.
А теперь надо нам подумать: а мы сами в какой, хоть в самой малой мере, приближаемся ли к Ее святости или нет; имеем ли те качества, за которые прославил Ее так Бог, имеем ли кротость и смирение, основные Ее качества? И скажем: нет, нет, совсем не имеем, а имеем те качества, которые противоположны кротости, и смирению, и святости.
До каких пор преуспевают? И что с ними будет в конце? Что будет с их родом? Задавался ли ты этим вопросом? Да не претыкаются мысли твои, когда видишь, что кто-то, похваляясь силой, забывает о Подателе сил. Вспомни, как надменный и самоуверенный Голиаф погиб от рогатки мальчика Давида (см.: 1 Цар. 17, 32-50). Да не смущается сердце твое, когда видишь, что кто-то обогащается неправедным путем. Есть будет и не насытится.
В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах Батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».
18.04.2013
ТРОЕ ОПТИНЦЕВ ПОБЕДИЛИ...
Отец Василий спешил на Литургию в Скит, когда убийца нанес ему смертельную рану, перерезав все внутренние органы. Неожиданная свидетельница-девочка своим чистым взором увидела, что от упавшего иеромонаха в сторону забора метнулась тень черного страшного зверя... В дневнике о. Василия нашли запись из письма сщмч. Игнатия Богоносца: «Молю вас да не безвременною любовию меня удержите, оставите мя снедь быти зверем, имиже Богу достигнута возмогу»...
18.04.2013
О ДВУХ СВИДЕТЕЛЯХ БОЖИИХ.
В удивительной книге Апокалипсис предсказано возвращение перед самым концом света двух великих свидетелей Христовых. Согласно Преданию, это будут Енох и Илия. Силой своего слова и своих дел они будут свидетельствовать о живом Христе; словно трубачи, будут будить и звать грешный род человеческий к покаянию. Вы спрашиваете: о чем они будут говорить людям? Я лишь приблизительно постараюсь ответить на Ваш вопрос. Они возопиют в окаменевшие уши человеческие:
– Покайтесь без промедления, не отлагая покаяния ни на один день, ибо вот он, конец мира!
На это люди будут смеяться и отвечать сквозь смех:
– Покайтесь без промедления, не отлагая покаяния ни на один день, ибо вот он, конец мира!
На это люди будут смеяться и отвечать сквозь смех:
Новости 4101 - 4120 из 5562
Начало | Пред. | 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 | След. | Конец