19.04.2013
<-назад в раздел
НА ВОПРОС О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕПРАВЕДНЫЕ ПРЕУСПЕВАЮТ. Святитель Николай Сербский.
До каких пор преуспевают? И что с ними будет в конце? Что будет с их родом? Задавался ли ты этим вопросом? Да не претыкаются мысли твои, когда видишь, что кто-то, похваляясь силой, забывает о Подателе сил. Вспомни, как надменный и самоуверенный Голиаф погиб от рогатки мальчика Давида (см.: 1 Цар. 17, 32-50). Да не смущается сердце твое, когда видишь, что кто-то обогащается неправедным путем. Есть будет и не насытится. Отнимет, и не хватит ему. Вспомни богатых содомлян, и один миг засыпанных огнем и пеплом вместе со всем богатством своим (см.: Быт. 19, 24-25). Ты христианин, а христианин воспринимает события в их полноте, а не частично. Преуспеяние неправедных христианин не оценивает как нечто окончательное, но ждет, что последует дальше, ибо знает, что грешник добивается успеха не своими силами и способностями, а потому, что Господь попускает ему, чтобы он вспомнил о Нем. По неизреченной Своей милости попускает Господь грешным то, чего они желают, чтобы они, вспомнив Бога, устыдились беззаконий своих и исправились. Богу дороги кающиеся; очень дороги Ему те, кто в сокрушении сердца кается в неправедных делах своих. Творец не таков, как тварь, наказующая виновного, стоит ему только оступиться. Он ждет, пока заблудший сам найдет истинный путь. Он смотрит и молчит. Ждет и никогда не опаздывает. Непостижим в Своей мудрости. Дивен в Своей милости. Неразумный ропщет на то, что Господь не управляет миром по его разумению, а разумный непрестанно ревнует о Божием разуме. Но и разумному иногда невозможно понять, почему с тем или иным человеком происходят необъяснимые, казалось бы, события; почему молодом, жаждущий жизни человек умирает, а старик, уставший от жизни, живет; почему праведный страдает, а безбожник благоденствует.
В Священном Предании упоминается такой случай. Умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем. Его торжественно похоронили. На похоронах присутствовали епископы и священники. Вскоре после этого гиена напала на одного пустынника и растерзала его... Некий монах, который присутствовал на похоронах того грешника, видя кровавые останки праведника, зарыдал и в душевном смятении воскликнул: «Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник этот так горько жил и так страшно умер?» Явился ему Ангел Божий и сказал: «Тот грешник при жизни совершил только одно доброе дело, а этот пустынник совершил только один грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело. И больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на Небесах получил он полную радость».
Так же и ты рассуждай о путях Божиих и возложи все упование свое па Творца. Не смотри с негодованием на грешников, ниже завиди творящим беззаконие, по слову царя Давида (Пс. 36, 1), который долго мучился тем же, чем ты сейчас мучаешься, пока Господь не просветил его разум. Чаще читай Псалтирь, тогда поймешь и утешишься.
Если, веруя в Бога, ты думаешь, что чувственные и природные блага – единственные блага, которые Господь ниспосылает человеку, ты неверно думаешь о Боге. Любые чувственные и природные удовольствия завершаются горечью. А Бог не охотник, сладкой приманкой увлекающий зверя в капкан. Чувственные и природные блага – дары из второй руки Божией. Божий дары из первой руки – дары духовные. Чувственные и природные блага Бог дает людям с единственным намерением – напомнить ими о высшем, сладчайшем и вечном благе; они – предображение будущих благ. Безумен тот, кто этого не понимает, и несчастен тот, кто этого не усвоит. Чувственные и природные блага, так же как и вся необъятная вселенная, лишь зов Царя на пир. Счастлив тот, кто, не утешившись одним только зовом, потешит отозваться Самому Царю. Благо тому, кто приглашение не примет за пир. Несчастен и вдвойне несчастен тот, кто удовлетворится приглашением и в суете и тщеславном безумии забудет о Царе.
В Священном Предании упоминается такой случай. Умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем. Его торжественно похоронили. На похоронах присутствовали епископы и священники. Вскоре после этого гиена напала на одного пустынника и растерзала его... Некий монах, который присутствовал на похоронах того грешника, видя кровавые останки праведника, зарыдал и в душевном смятении воскликнул: «Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник этот так горько жил и так страшно умер?» Явился ему Ангел Божий и сказал: «Тот грешник при жизни совершил только одно доброе дело, а этот пустынник совершил только один грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело. И больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на Небесах получил он полную радость».
Так же и ты рассуждай о путях Божиих и возложи все упование свое па Творца. Не смотри с негодованием на грешников, ниже завиди творящим беззаконие, по слову царя Давида (Пс. 36, 1), который долго мучился тем же, чем ты сейчас мучаешься, пока Господь не просветил его разум. Чаще читай Псалтирь, тогда поймешь и утешишься.
Письма, 77
Разные блага
Если, веруя в Бога, ты думаешь, что чувственные и природные блага – единственные блага, которые Господь ниспосылает человеку, ты неверно думаешь о Боге. Любые чувственные и природные удовольствия завершаются горечью. А Бог не охотник, сладкой приманкой увлекающий зверя в капкан. Чувственные и природные блага – дары из второй руки Божией. Божий дары из первой руки – дары духовные. Чувственные и природные блага Бог дает людям с единственным намерением – напомнить ими о высшем, сладчайшем и вечном благе; они – предображение будущих благ. Безумен тот, кто этого не понимает, и несчастен тот, кто этого не усвоит. Чувственные и природные блага, так же как и вся необъятная вселенная, лишь зов Царя на пир. Счастлив тот, кто, не утешившись одним только зовом, потешит отозваться Самому Царю. Благо тому, кто приглашение не примет за пир. Несчастен и вдвойне несчастен тот, кто удовлетворится приглашением и в суете и тщеславном безумии забудет о Царе.
Мысли о добре и зле