Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

«БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ». Прав. Филарет Милостивый

Совершенство как жажда. Когда человек начинает ее пить, то все больше испытывает жажду и все чаще к ней приникает. Тот, кто начал восходить к совершенству милосердия не знает меры и не признает никакую меру. Св. Филарет в беде не был менее милостив, чем в богатстве. Когда его внучка стала царицей, он снова стал богатым человеком, но не менее милостивым. Однажды он сказал жене и детям, чтобы приготовили угощение получше, так как он намерен просить Царя и Господа, со всеми приближенными Его, прийти на пир». Все подумали, что старец думает пригласить в гости своего зятя царя, постарались от души приготовить угощение. Между тем Филарет пошел по улицам и собрал всех бедняков, нищих, слепых, прокаженных, хромых, немощных и привел их к столу. Посадил всех и велел жене и детям обслуживать их. Так все догадались, что Филарет под Царем подразумевал Господа Христа, а под Его приближенными нищих и обездоленных.  Еще он говорил, что не надо смотреть на деньги, когда даешь, но надо перемешать и что из денег попадется в кармане на ощупь, то и давать. А рука вытащит то, что Божьим Промыслом будет определено.


ОН С КРЕСТА ПОУЧАЛ НАРОД. Святой апостол Андрей Первозванный

Тогда правитель повелел распять его на кресте, привязав за руки и за ноги. Но святой Андрей и с креста поучал народ, убеждая терпеть временные страдания, потому что никакое мучение ничего не стоит в сравнении с бывающим за него воздаянием. Народ, возмутившись, пошел к правителю, и правитель из страха перед людьми повелел снять апостола с креста, но по Божией воле никто не мог его отвязать.


СИЛА МОЛИТВЫ И ПОСТА

Пост, по словам святителя Василия Великого, препосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении души горе и в соединении с молитвой имеет великую силу не только над плотью нашей вещественной, над ее страстями и похотями, но и над самим невещественным производителем страстей и похотей – злым духом, диаволом, по непреложному уверению Христа Спасителя (Мк. 9; 29).


МЧ. ПАРАМОН И С НИМ ДРУГИЕ 370 МУЧЕНИКОВ

В Вифании Азийской некий князь Аквилин ужасно гнал христиан. Однажды, схватил он 370 христиан, и повел их связанными за собой на некое место, где был идольский храм Бога Посейдона. Тут злонравный князь заставлял их поклониться идолу и принести жертву. Не смотря на то, что князь угрожал смертью за неподчинение, ни один христианин ему не покорился. В то время проходил мимо храма некий честный муж по имени Парамон. Он увидел толпу связанных людей и, поняв в чем дело, воскликнул: «О, сколько невинных праведников хочет заколоть скверный князь за то, что не кланяются мертвым и немым идолам его!» И продолжил Парамон свой путь. Тогда разъяренный князь послал своих слуг убить Парамона.


ПАМЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ, СО СВЯТЫМ СТЕФАНОМ НОВЫМ ЗА СВЯТЫЕ ИКОНЫ ПОСТРАДАВШИХ

При Константине Копрониме(1) многие православные воины, оставив воинское звание, приняли монашество. Многих из них беззаконный царь после мучений приказал лишить жизни. Одного, по имени Василия, он сначала ослепил. Когда же святой Василий и после ослепления стал воздавать поклонение святым иконам, мучитель вонзил меч в чрево Василия, так что об­наружились все его внутренности. В это же время приял мученический венец за святые иконы и святой Стефан в Константинополе. Кроме этих были сосланы в заточение два Григория с некоторыми другими, где и скончались. Наконец святой Иоанн был изгнан в Дафну(2), где, по приказанию царя, его часто подвергали биению, от чего он и скончался.


СЛАВИЛСЯ ДУХОВНЫМ РАЗУМОМ. Святитель Иаков Ростовский

Но жители города, подстрекаемые диаволом, разгневались на святого и прогнали его от себя. Нимало не смутился смиренный святитель и, преследуемый народом, вышел на берег озера Неро. Там он снял архиерейскую мантию и разостлал по воде, а сам, осенив себя крестным знамением, встал на нее и поплыл, как на лодке, по озеру. Вместо весел ему служила молитва и незлобие – вместо паруса. Видя явное чудо, ростовские жители раскаялись и побежали по берегу за Иаковом, и, когда он ступил на землю, бросились ему в ноги, умоляя простить их и возвратиться на Ростовскую кафедру.


АПОСТОЛ СИБИРИ. Святитель Иннокентий Иркутский

Много скорбей и нужды претерпел он от недобрых людей и много потрудился для спасения ближних: устраивал церковную жизнь, старался, чтобы священники и диаконы были образцом благочестия и поистине отцами для своих прихожан. Святитель устроил духовную школу для мальчиков, из которой впоследствии вышли многие достойные священнослужители. Он заботился о просвещении бурят и монголов и так преуспел в этом деле, что в народе святителя Иннокентия прозвали Апостолом Сибири.


УПРАВЛЯЛ ЦЕРКОВЬЮ В ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский

Был Господь облачен в белый хитон, который спереди был разорван сверху донизу. И Господь руками стягивал полы одежды на Себе, чтобы скрыть свою наготу. Видя это свт. Петр был в великом страхе и воскликнул: «Кто Тебе, Спасе, ризу разодрал?» Ответил ему Господь: «Арий безумный. Он разодрал, так как отделил от Меня людей моих, которых искупил кровью Моей. Но смотри, не принимай его в общение с Церковью, так как лукавые и враждебные мысли имеет против Меня и людей Моих».


БЫЛА ОЧЕНЬ ОДАРЕННОЙ ОТ ГОСПОДА. Вмч. Екатерина

Когда царь Максимин приносил жертвы идолам и других заставлял делать тоже самое. Св. Екатерина смело вышла перед ним и обличила его в идолопоклонническом заблуждении. Царь, видя ее такую мудрую и знающую, позвал 50 самых мудрых людей, чтобы они побеседовали с ней о вере и посрамили ее. Но Екатерина их всех перемудрила и посрамила. Разъяренный царь приказал сжечь в огне тех 50 мудрецов.


РЕВНОСТНЫЙ ПОБОРНИК ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Св. благоверный князь Александр Невский.

Пользуясь тяжестью монгольского ига, римский папа Иннокентий IV прислал к Александру Невскому льстивое, послание. в котором убеждал его вместе с своим народом покориться римской церкви. обещая ему за это свою помощь против татар, но Александр Невский, посоветовавшись с собором епископов, так ответил на предложение папы: «Мы знаем истинное, учение веры от Адама до Рождества Христова и до седьми вселенских Соборов, а вашего – не приемлем».


С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ ОН ОДОЛЕЛ ВРАГОВ, А САМ ОСТАЛСЯ СОВЕРШЕННО НЕВРЕДИМЫМ. Праведный Михаил Воин.

Однажды по окончании войны Михаил проезжал на коне мимо города, расположенного на берегу озера, и увидел у самой воды девушку, плачущую горькими слезами. Она рассказала ему, что в озере живет бес в виде змея и что жители города от ужаса перед ним сговорились по очереди отдавать ему на съедение своих детей. Эта девушка ожидала появления змея и готовилась к смерти. Михаила же уговаривала уйти, чтоб и он не погиб вместе с ней. Но святой Михаил Воин пал на землю и взмолился Христу о помощи.


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Архимандрит Иоанн (Крестъянкин)

Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца. Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть "малое стадо" несет и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией – мы не погибнем.


АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ ВРУЧИЛ ЕМУ ОГНЕННЫЙ МЕЧ, ЧТОБЫ ПОРАЖАТЬ ИМ СИЛУ БЕСОВСКУЮ. Преподобный Григорий Декаполит

Придя в совершенный возраст, Григорий удалился в пустыню и стал иноком. Он провел в монастыре четырнадцать лет, подвизаясь под руководством духоносного старца, игумена Симеона, почему и преуспел не только в посте, воздержании и бдении, но главное – в смирении и молитве.
Затем с благословения старца Григорий оставил общежительный монастырь и уединился в пещере на склоне почти отвесной скалы. Таким образом, совершенно удалившись от людской суеты и соблазнов, он вступил в борьбу с бесами, которые всегда и с особой жестокостью нападают на монахов-безмолвников. Бесы всячески старались отвлечь Григория от непрестанной молитвы: кричали, пугали привидениями, даже наносили раны святому. Кроме того, они, действуя на ум, сердце и тело, днем и ночью побуждали Григория к греху.


ИМЕЛ ДЕСНИЦУ СИЛЬНЕЕ ОГНЯ. Мч. Варлаам

Наконец, задумал судья надругаться над ним и силой заставить принести жертву идолам. Для этого он привел Варлаама в идольский храм, разжег на его ладони огонь, бросив туда ладан, предполагая, что мученик не вытерпит боли и бросит огонь с ладаном перед идолом, и так против его воли вынудит принести жертву, но храбрый воин Христов держал огонь на ладони до тех пор, пока вся ладонь не сгорела, и пальцы не упали на пол. «Имел десницу сильнее огня, – говорил св. Василий Великий, – пламя спалило руку, но все равно рука держала пламя, став пепел». А Златоуст пишет: «смотрели на него с высоты ангелы, смотрели архангелы, сцена была величественной и превосходящей по истине природу человеческую.


УМЕРЩВЛЯЕМ, БРАТИЯ, ДЕЛА ПЛОТСКИЕ ДУХОМ. Свт. Филарет митр.  Московский

При этом понятии о плоти мысль о распятии плоти не только начинает быть удобовразумительной, но и перестает быть страшной. Умертвить чувство злобы, убить расположение к убийству, очевидно, есть действие не разрушительное, а охранительное. Распять склонность к разврату, конечно, не есть мучение, но предохранение от состояния духовно и вещественно мучительного, к которому скорее или медленнее ведет путь разврата.
Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательнымими орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным возрением на образ жития и распятия Христова, и силою, почерпаемой из сих живых источников.


О ТРЕХ САМЫХ ВАЖНЫХ ВЕЩАХ.

Как следует ожидать смерть? Точно так же, как солдат на войне, или как ученик, старательно подготовившийся к ответу в ожидании, что учитель вызовет его к доске. Спаситель напомнил нам, что мы постоянно должны помнить о своем смертном часе, рассказав притчу о легкомысленном богаче, который ставил новые амбары и готовился долго благоденствовать на земле, пока ему вдруг не было объявлено: безумец, этой ночью Я отторгну душу твою, а скопленное тобой чье будет? (см. Лк. 12; 20).


ЕСТЬ ДВЕ СМЕРТИ, ОДНА ВРЕМЕННАЯ, А ДРУГАЯ ВЕЧНАЯ. Мч. Платон

Платон не скрывал свою веру во Христа Господа, но явно Его проповедовал, изобличая идолопоклонников в поклонении мертвым тварям, а не живому Творцу. За то был выведен на суд перед начальником Агриппином и был много истязаем и мучен им. Когда начальник принялся его уговаривать поклониться идолам, чтобы избежать смерти и сохранить жизнь. Ответил ему Платон: «Есть две смерти, одна временная, а другая вечная, так же, как и две жизни, одна – маловременная, а другая безконечная».


КАК ПОСТИЛИСЬ НАШИ ДЕДЫ И КАК ПОСТИМСЯ МЫ?

Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы. Так было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн: парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Замечено также, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше людей, постоянно слишком обильно питающихся.


ОН ХОТЕЛ СЕБЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯТИТЬ ТОЛЬКО ХРИСТУ.Свт. Григорий, чудотворец, еп. Неокессарийский

Прослеживая примеры из жизни свт. Григория, можно увидеть то как Бог хранит и спасает праведника от напастей. Еще будучи в философской школе в Александрии, свт. Григорий хранил чистоту своей души и своего тела, что он и сохранил до конца жизни своей земной. В том он был исключением между распущенной молодежью того времени. Его упорство вызывало зависть в его некоторых друзьях. И даже ненависть. Чтобы унизить Григория, они нашли и подослали к нему некую блудную жену, чтобы исполнила их злобный замысел.


ПОЛЕЗНЫЙ ПОСТ. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин

Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, хотя часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть – пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, чужим успехом. Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет безплодной так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание.



Новости 4001 - 4020 из 4775
Начало | Пред. | 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 | След. | Конец

Русский календарь