ЖИЗНЕОПИСАНИЕ БЛАЖЕННОЙ СТАРИЦЫ АНАСТАСИИ ИЗ ХВАЛЫНСКА
Блаженная Анастасия Трофимовна Смирнова родилась в 1898 г. в г. Хвалынск Саратовской губернии в семье священника Трофима и супруги его Февронии. Анастасия получила от родителей доброе христианское воспитание. Она часто бывала в храме на Богослужениях, изучила Закон Божий, основные молитвы, была научена Заповедям Божиим. Начальное образование девочка получила сначала в городской гимназии, потом в Саратовском университете на кафедре медицины.
В это время в Росси грянула антихристианская революция. Жизнь утратила стабильность, началось гонение на Церковь. Отец Анастасии иерей Трофим в это время пострадал за Христа. Они же с матерью уцелели, и сумели сохранить свою веру. В университете Анастасия вышла замуж и уехала с мужем в Баку. Здесь у нее родился сын Александр. Она устроилась работать по специальности в местную больницу. Врачом она была необычным. Бывало, коллеги ее жалеют, что не могут пойти в кино или театр, ибо на это время падает их дежурство. Анастасия Трофимовна предлагала им свою помощь, и дежурила вместо них.
Оставаясь с больными, она молилась: «А что если бы Бог сделал меня таким врачом: вот я руку положила на больного, и ему стало бы легче, и больной бы выздоровел». Ее молитва была искренней, и Господь внял ей. Однажды Анастасия Трофимовна заболела: температура поднялась до 40 ° C . Сорок дней она пролежала в больнице с такой температурой. Ничего есть в это время она не могла. После выздоровления поведение ее изменилось. Окружающие решили, что она сошла с ума. Муж ее оставил. Взяв ребенка, Анастасия Трофимовна возвратилась к матери в Хвалынск. Здесь вскоре сын ее умер. Ничто уже не удерживало ее в стремлении всецело посвятить себя Господу.
Зимой и летом она стала ходить в одной и той же одежде. На улице мороз, а она идет в летнем платьишке, босая. Семь лет блаженная провела в таком подвиге. Потом вновь стала одевать обувь. Ее признали психически больной.
В то время в окрестностях Хвалынска, в Вавиловом Долу еще оставалась братия из закрытого монастыря, которую большевики не успели разогнать. Ее возглавлял схиигумен Дорофей. По сохранившемуся преданию он появился здесь при следующих обстоятельствах.
В 1917 году, когда под ударами темных сил в России пала Православная Самодержавная Монархия, старцы русских афонских монастырей собрались на совет: как помочь погибающей Родине? На духовном соборе было решено послать в Россию группу подвижников, чтобы они поддержали веру в народе. Во главе их был поставлен схиигумен Дорофей, муж, исполненный добродетелей и благодатных даров. Прибыв в Россию, отец Дорофей с братией поселился в мужском монастыре, что в местечке Вавилов Дол. Потом монастырь закрыли, и многие братия приняли мученическую кончину. Отец Дорофей уцелел в первую волну репрессий(1).
В это время и состоялась его встреча с блаженной Анастасией. Матушка стала у него духовно окормляться. Со временем она приняла на себя обязанности келейницы старца. Незадолго перед смертью схиигумен Дорофей благословил ее на подвиг старчества.
Господь даровал блаженной Анастасии благодатные дары прозорливости и чудотворения. Начало ее старчества приходится на первые послевоенные годы. Матушка жила в родительском доме вместе с матерью. Главной чертой ее характера было необыкновенное милосердие к ближним и суровое отношение к себе. Она имела «сердце, горевшее жалость ко всей твари»(2). Свою плоть она смиряла строгим постом и веригами, которые носила по благословению старца. В Страстную седмицу она ничего не вкушала. В другое время блаженная принимала пищу в умеренном количестве. Ближних же всегда была рада угостить всем, что у нее было.
Привлеченные ее любовью, люди стали обращаться к старице за советом. Ее советы и наставления были исполнены прозорливого ведения будущего. Это еще более привлекло к ней православный народ. Особенно же много стало приходить паломников, когда она начала лечить.
Лекарства у нее были самые простые: леголевский раствор, ментоловое масло, анисовые капли и травы, которые она сама собирала. Этими лекарственными средствами она прикрывала свою благодатную силу чудотворения.
Приведем несколько случаев прозорливости и исцелений Анастасии Трофимовны. Василий Аверьянович Лешин, житель села Баевка Никольского района Ульяновской области заболел раком. Врачи оказались не в силах ему помочь. По совету добрых людей он приехал в Хвалынск к блаженной Анастасии. Она сделала лекарство из сурьмы и дала ему. Он выпил, у него изо рта, из ушей, из носа пошла кровь с гноем. После этого он почувствовал облегчение, а потом совсем поправился. Анастасия Трофимовна предсказала ему, что он проживет двадцать лет, что и сбылось.
Таких тяжело больных у нее в день бывало по несколько десятков человек, и никто не уходил без помощи и исцеления. Многие из этих людей потом воцерковлялись, становясь истинными христианами. Местные врачи позавидовали блаженной, и начали писать доносы в прокуратуру. Из области приехали врачи, и ввели ей семь человеческих доз лекарства, желая ее таким цивилизованным способом убить. Анастасия Трофимовна побелела, но милостью Божией осталась жива, и продолжила свое старческое служение.
Врачи снова стали писать доносы. Тогда ее забрали в областную психиатрическую больницу. Когда медсестра стала стричь волосы на голове блаженной, то срезанные локаны начали шевелиться. Медсестра испугалась и доложила к главному врачу. Он решил поместить блаженную в палату к буйно помешанным, чтобы они ее убили. Когда Анастасия Трофимовна вошла в палату, то буйные больные сделались кроткими и спокойными. Медсестра сообщила главврачу об этом чуде. Он вызвал блаженную Анастасию к себе. Войдя в кабинет, она сказала:
– Давай-ка, доктор, поступай в академию, становись профессором. Он говорит:
– Да, я не поступлю.
– Поступишь, я тебе помогу. Главный врач, пораженный ее чудесами и прозорливостью, написал заключение, что она здравомыслящая и является врачом высшей категории.
Вернувшись домой, Анастасия Трофимовна зажила своей обычной жизнью. Дом ее был похож на Ноев ковчег. Вместе с ней жили куры, козел, свиньи. При помощи этих животных она лечила людей, а иногда и обличала. Если люди вели жизнь греховную, тогда свиньи начинали воевать, переворачивая в доме все вверх дном.
В 1949 году приехала к ней медсестра из села Найман Павловского района Ульяновской области Татьяна Ивановна Чекаева. Когда она вошла к старице, рядом с ней была мать ее Феврония Яковлена. Она назвала медсестру по имени, сказав:
– Татьяна Ивановна, а Натуленька вас уже третий день ждет, говорит «К нам едет Татьяна Ивановна». Партийная активистка пришла в ужас. С этого момента она стала постоянно ездить к старице. Анастасия Трофимовна воцерковила ее, научила молиться, поститься бороться со страстями и благословила ее хранить девство. Татьяна Ивановна ездила к старице до самой ее кончины, последовавшей 7 июля 1976 года.
Когда блаженная Анастасия умерла, Татьяна Ивановна была в Наймане. У нее был перелом ноги. Кое-как она добралась до Хвалынска, помолилась у ее гроба, почувствовала облегчение – сумела проводить гроб до могилки, а обратно пошла уже на своих ногах.
На погребение блаженной Анастасии собралось великое множество народа не только из Хвалынска, но и из соседних городов, областей и деревень. На погребении люди чувствовалис одной стороны великую утрату, но их скорбь растворялась радостью, ибо они верили, что и после смерти старицы она их не оставит.
Приведем несколько посмертных чудес старицы. Однажды Татьяна Ивановна была в большой скорби. Ей нужна была помощь старца. Она взяла фотографию блаженной и сказала: «Была бы ты живая, ты бы мне сейчас сказала, как поступить. А теперь тебя нет, у кого мне спросить? Ты бы хоть на час встала бы, и сказала. А теперь скажи, к кому мне идти? И чтобы он был такой старец, как ты сама. К такому человеку покажи мне дорогу». Блаженная положила ей мысль на сердце ехать в Баевку к Василию Аверьяновичу Лешину. Когда она приехала, он готовил машину в дорогу. Василий Аверьянович как раз собирался ехать в Сызрань к блаженному старцу Владимиру Тимофеевичу. Так состоялось знакомство Татьяны Ивановны со старцем Владимиром, у которого она впоследствии стала келейницей.
Ежегодно 7 июля в день памяти блаженной Анастасии на ее могилке на Хвалынском городском кладбище собираются духовные чада старицы. Сначала они идут в церковь, где служат по ней литию и панихиду. Потом идут на могилку и читают акафисты святой Анастасии Узорешительнице и святому Иоанну Крестителю, которого память в тот день совершается. Кладут на могилку пищу, которая получает целебную силу. Он нее многим подаются исцеления. Вечная тебе память, блаженная наша матушка Анастасия! Помолись у престола Божия и о нас грешных!
(1) Он пострадал позже.
(2) «Сердечная чистота есть горение сердца жалостью о всякой твари». Преп. Макарий Великий.
«Жизнеописание блаженной старицы Анастасии Хвалынской»