12.07.2013
<-назад в раздел
СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА. О БОЖИЕМ ПРИЗВАНИИ
Святой первоверховный апостол Павел был призван на свое великое служение чудесным образом. Когда он приближался к Дамаску со злым умыслом хватать, сажать в тюрьмы, истязать всех уверовавших во Христа, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9, 3–6). Как изумительно Божией силой, явлением Самого Господа Иисуса Христа этот жестокий гонитель христиан был обращен к вере в Него и стал самым пламенным из всех апостолов! Почему такого чуда был удостоен именно он? Ведь других апостолов Господь призвал просто, проходя по берегу Генисаретского озера, где сушили свои сети рыбаки, бедные галилеяне, неграмотные, ничему не учившиеся. Христос остановился, увидев Петра и Андрея, и сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19; Мк. 1, 17).
Несколько далее так же, одним властным словом, Он призвал и двух других рыбаков, будущих великих апостолов Иакова и Иоанна. И по первому слову Христа они оставили в лодке своего отца Зеведея и последовали за Ним. Удивительно призвание апостола Нафанаила: он был поражен всеведением Господа Иисуса Христа, проявленным в разговоре с ним. Его изумление было так велико, что он вполне уверовал и сказал: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев (Ин. 1, 49), – и стал апостолом.
Призвание же остальных апостолов совершилось совсем просто. Когда Господь сидел на горе и учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф. 7, 29), за Ним последовало множество народа (Мф. 8, 1). Тех, кого хотел, Он призвал словами: «Идите за Мною, будьте Моими!» (см. Мк. 2, 14). И шли по первому слову. Часто ли бывает, чтобы по первому слову незнакомого человека, по странному призыву: «Идите за мною», люди все бросали, оставляли и близких, и работу, от всего отказывались и, ничего не взяв, шли за ним? Это значит, что в словах Христовых, во всей личности Его была такая непреоборимая сила, которая потрясала и поражала сердца людей. Слова Его, принятые как Божий призыв, глубоко проникали в душу.
Призвание святого Петра, второго первоверховного апостола, не было чудесным. Господь не потряс его, как святого Павла, Своим светозарным явлением, но уже после обратил его сердце к Себе иным способом – удивительными словами и обещаниями, которых не мог слышать и никогда не слышал никто из земнородных. Он сказал ему в ответ на исповедание Его Мессиею-Христом в присутствии всех учеников: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного (Мф. 16, 17-19). Разве это могло не потрясти душу апостола до основания? Конечно, он был потрясен не в меньшей степени, чем святой Павел явлением ему в небесном свете Самого Спасителя.
А далее произошло нечто ужасное: когда был взят Христос, апостол Петр трижды отрекся от Него. Казалось бы, все кончено, казалось бы, он разрушил все благодатное строение своего апостольства. Но Господь возвратил ему апостольское призвание, ибо знал, какими кровавыми слезами будет он оплакивать до конца жизни страшный грех отречения.
По Воскресении Своем Господь Сам явился Петру и другим апостолам на море Тивериадском и обратился к нему со словами: Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?... Паси агнцев Моих (Ин. 21, 15). Этот вопрос Он задал трижды и трижды сказал: Паси агнцев Моих, чем изгладил его троекратное отречение. Тогда снова была потрясена душа святого Петра.
Итак, только апостола Павла Господь призвал столь чудесным образом – потому, что тот был врагом Его, преследователем и гонителем всех христиан. Его надо было в корне изменить, поразить таким страшным событием, которое бы полностью переродило его душу. И Павел внезапно стал совсем иным человеком, все забыл, все оставил, все презрел. Теперь он знал только одного Христа, жил лишь мыслью о Христе, распятом на Кресте. Он говорил: Для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14–15). Христос руководил его жизнью и деятельностью, с которой не могут сравниться труды ни одного проповедника Христова, ибо святой Павел исходил пешком всю Малую Азию, был в Македонии, Греции, много раз плавал по морям и везде и всюду проповедовал о Христе, везде и всюду полагал основание Церкви Христовой, руководил пресвитерами и епископами.
День и ночь он учил людей пути в Царствие Божие, учил евангельской правде. Он перенес великие гонения и преследования: его били палками, побивали камнями, он часто терпел поругания и при этом неустанно проповедовал, увещевал, обличал, запрещал. И кроме этих великих трудов, он оставил нам четырнадцать посланий Церквам, дошедших до нас. Ни один апостол не написал так много, послания святого Павла безгранично важны.
Впрочем, не он один был призван Богом чудесным образом: пожалуй, еще более чудесным было призвание великих пророков Исайи и Иеремии.
Пророк Исайя видел Престол Божий, лицезрел Бога, сидевшего на нем. С трепетом и ужасом преклонился он, ожидая смерти, ибо он, грешный и несчастный, своими очами видел Господа. Но вот слетел Ангел, взял от Жертвенника щипцами горящий уголь и коснулся его языка. И очистился Исайя, и Ангел сказал: «Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И вдруг Исайя воспылал духом и услышал слова Божий: «Кого пошлю?» Исайя воскликнул: «Вот я, Господи, пошли меня!» (см. Ис. 6,1–8). И послал его Господь, и сделал величайшим пророком.
Так и пророка Иеремию Господь призвал чудесным образом, когда он был еще пятнадцатилетним мальчиком. Иеремия сказал: Я не умею говорить, ибо я еще молод. Господь отвечал ему: Не говори: я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя (Иер. 1, 1–8). И пошел Иеремия, чтобы говорить правду Божию, и проявил несказанное безстрашие и ревность о Боге. Он подвергался за свою проповедь гонениям, смертельной опасности и ничего не боялся.
Так чудесно призывает Господь всех, кому предстоит полная опасностей, тяжелая, требующая самопожертвования деятельность. И потому это бывает не часто. Иногда нечто подобное бывает и с людьми, погибающими на пути греха: Господь останавливает их всемогущей и властной рукой. Так произошло с разбойниками Варваром и Моисеем Муриным, первый из которых стал святым мучеником, второй – великим преподобным; с блестящими красавицами, которые вели развратную жизнь и соблазняли многих: будущими преподобными Таисией, Пелагией, Марией Египетской.
Преподобная Мария нечаянно, шутя, попала в Иерусалимский храм. Туда входила толпа народа, но как только Мария пыталась последовать за ними, невидимая сила отталкивала ее назад. Это было трижды. Тогда она поняла, что ее, нечистую, в святое место не пускает Божия сила, и она воззрела на икону Богоматери, висевшую над входом, и взмолилась о пощаде, прося принять ее покаяние. Только после этого она смогла войти в храм. А потом она ушла в пустыню, и там, в знойных, безлюдных местах, в постоянном покаянии провела около пятидесяти лет, достигнув состояния равноангельского.
А преподобные Таисия и Пелагия, потрясенные чтением Евангелия, картиной Страшного Суда, внезапно бросили свою развратную жизнь и ушли от мира, чтобы слезами замолить свой грех, и стали чистыми и святыми.
Призвание преподобного Антония Великого было таково. Он услышал в храме чтение Евангелия: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21) – и внезапно принял решение исполнить повелеваемое Христом. Он все продал, все имение свое раздал и ушел в дикую африканскую пустыню.
И многих из нас, простых христиан, Господь призывает словами Священного Писания. Впрочем, известны факты, когда человек, всю жизнь проживший без Бога, нечаянно входит в церковь Божию, и проповедь или служба потрясает его до такой степени, что он обливается горючими слезами и уходит с решением жить только для Бога.
Господь приводит нас, грешных, к Себе по-разному. Для большинства святых не надо было обращения внезапного, подобного обращению святого апостола Павла, пророков Исайи и Иеремии, преподобного Антония Великого; их жизнь шла ровно, тихо и безмятежно. Они с молоком матери впитывали великие истины Христовы, а потом, по мере взросления, возрастало и их стремление к Богу. Ежедневно, изо дня в день, крепла их вера, молитва их благодатью Божией достигала великой глубины и силы. Пусть они служат для всех нас примером.
Не должно ожидать чудесного призвания от Бога. Не ждите чудес в своей жизни. Не верьте снам, как верят многие, воображая, что им являются Христос и Пресвятая Богородица. Помните, что чудесное призвание апостола Павла и святых пророков объясняется величием дел, которые предназначил им Бог.
Всех нас непрестанно призывает Господь. Он не требует от нас ничего чрезвычайного, не призывает нас к страданиям, как мучеников и исповедников. Он призывает нас только к тихой жизни по Его заповедям, а не по заповедям мирским.
И святой апостол Павел призывает жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками (1 Фес. 4, 11). Не мечтайте о себе. Помните: от нас требуется только покорно, подобно но малым детям, следовать за Христом. Живите так, и благословит вас Господь и Бог наш Иисус Христос.
Аминь.
Несколько далее так же, одним властным словом, Он призвал и двух других рыбаков, будущих великих апостолов Иакова и Иоанна. И по первому слову Христа они оставили в лодке своего отца Зеведея и последовали за Ним. Удивительно призвание апостола Нафанаила: он был поражен всеведением Господа Иисуса Христа, проявленным в разговоре с ним. Его изумление было так велико, что он вполне уверовал и сказал: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев (Ин. 1, 49), – и стал апостолом.
Призвание же остальных апостолов совершилось совсем просто. Когда Господь сидел на горе и учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф. 7, 29), за Ним последовало множество народа (Мф. 8, 1). Тех, кого хотел, Он призвал словами: «Идите за Мною, будьте Моими!» (см. Мк. 2, 14). И шли по первому слову. Часто ли бывает, чтобы по первому слову незнакомого человека, по странному призыву: «Идите за мною», люди все бросали, оставляли и близких, и работу, от всего отказывались и, ничего не взяв, шли за ним? Это значит, что в словах Христовых, во всей личности Его была такая непреоборимая сила, которая потрясала и поражала сердца людей. Слова Его, принятые как Божий призыв, глубоко проникали в душу.
Призвание святого Петра, второго первоверховного апостола, не было чудесным. Господь не потряс его, как святого Павла, Своим светозарным явлением, но уже после обратил его сердце к Себе иным способом – удивительными словами и обещаниями, которых не мог слышать и никогда не слышал никто из земнородных. Он сказал ему в ответ на исповедание Его Мессиею-Христом в присутствии всех учеников: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного (Мф. 16, 17-19). Разве это могло не потрясти душу апостола до основания? Конечно, он был потрясен не в меньшей степени, чем святой Павел явлением ему в небесном свете Самого Спасителя.
А далее произошло нечто ужасное: когда был взят Христос, апостол Петр трижды отрекся от Него. Казалось бы, все кончено, казалось бы, он разрушил все благодатное строение своего апостольства. Но Господь возвратил ему апостольское призвание, ибо знал, какими кровавыми слезами будет он оплакивать до конца жизни страшный грех отречения.
По Воскресении Своем Господь Сам явился Петру и другим апостолам на море Тивериадском и обратился к нему со словами: Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?... Паси агнцев Моих (Ин. 21, 15). Этот вопрос Он задал трижды и трижды сказал: Паси агнцев Моих, чем изгладил его троекратное отречение. Тогда снова была потрясена душа святого Петра.
Итак, только апостола Павла Господь призвал столь чудесным образом – потому, что тот был врагом Его, преследователем и гонителем всех христиан. Его надо было в корне изменить, поразить таким страшным событием, которое бы полностью переродило его душу. И Павел внезапно стал совсем иным человеком, все забыл, все оставил, все презрел. Теперь он знал только одного Христа, жил лишь мыслью о Христе, распятом на Кресте. Он говорил: Для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14–15). Христос руководил его жизнью и деятельностью, с которой не могут сравниться труды ни одного проповедника Христова, ибо святой Павел исходил пешком всю Малую Азию, был в Македонии, Греции, много раз плавал по морям и везде и всюду проповедовал о Христе, везде и всюду полагал основание Церкви Христовой, руководил пресвитерами и епископами.
День и ночь он учил людей пути в Царствие Божие, учил евангельской правде. Он перенес великие гонения и преследования: его били палками, побивали камнями, он часто терпел поругания и при этом неустанно проповедовал, увещевал, обличал, запрещал. И кроме этих великих трудов, он оставил нам четырнадцать посланий Церквам, дошедших до нас. Ни один апостол не написал так много, послания святого Павла безгранично важны.
Впрочем, не он один был призван Богом чудесным образом: пожалуй, еще более чудесным было призвание великих пророков Исайи и Иеремии.
Пророк Исайя видел Престол Божий, лицезрел Бога, сидевшего на нем. С трепетом и ужасом преклонился он, ожидая смерти, ибо он, грешный и несчастный, своими очами видел Господа. Но вот слетел Ангел, взял от Жертвенника щипцами горящий уголь и коснулся его языка. И очистился Исайя, и Ангел сказал: «Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И вдруг Исайя воспылал духом и услышал слова Божий: «Кого пошлю?» Исайя воскликнул: «Вот я, Господи, пошли меня!» (см. Ис. 6,1–8). И послал его Господь, и сделал величайшим пророком.
Так и пророка Иеремию Господь призвал чудесным образом, когда он был еще пятнадцатилетним мальчиком. Иеремия сказал: Я не умею говорить, ибо я еще молод. Господь отвечал ему: Не говори: я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя (Иер. 1, 1–8). И пошел Иеремия, чтобы говорить правду Божию, и проявил несказанное безстрашие и ревность о Боге. Он подвергался за свою проповедь гонениям, смертельной опасности и ничего не боялся.
Так чудесно призывает Господь всех, кому предстоит полная опасностей, тяжелая, требующая самопожертвования деятельность. И потому это бывает не часто. Иногда нечто подобное бывает и с людьми, погибающими на пути греха: Господь останавливает их всемогущей и властной рукой. Так произошло с разбойниками Варваром и Моисеем Муриным, первый из которых стал святым мучеником, второй – великим преподобным; с блестящими красавицами, которые вели развратную жизнь и соблазняли многих: будущими преподобными Таисией, Пелагией, Марией Египетской.
Преподобная Мария нечаянно, шутя, попала в Иерусалимский храм. Туда входила толпа народа, но как только Мария пыталась последовать за ними, невидимая сила отталкивала ее назад. Это было трижды. Тогда она поняла, что ее, нечистую, в святое место не пускает Божия сила, и она воззрела на икону Богоматери, висевшую над входом, и взмолилась о пощаде, прося принять ее покаяние. Только после этого она смогла войти в храм. А потом она ушла в пустыню, и там, в знойных, безлюдных местах, в постоянном покаянии провела около пятидесяти лет, достигнув состояния равноангельского.
А преподобные Таисия и Пелагия, потрясенные чтением Евангелия, картиной Страшного Суда, внезапно бросили свою развратную жизнь и ушли от мира, чтобы слезами замолить свой грех, и стали чистыми и святыми.
Призвание преподобного Антония Великого было таково. Он услышал в храме чтение Евангелия: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21) – и внезапно принял решение исполнить повелеваемое Христом. Он все продал, все имение свое раздал и ушел в дикую африканскую пустыню.
И многих из нас, простых христиан, Господь призывает словами Священного Писания. Впрочем, известны факты, когда человек, всю жизнь проживший без Бога, нечаянно входит в церковь Божию, и проповедь или служба потрясает его до такой степени, что он обливается горючими слезами и уходит с решением жить только для Бога.
Господь приводит нас, грешных, к Себе по-разному. Для большинства святых не надо было обращения внезапного, подобного обращению святого апостола Павла, пророков Исайи и Иеремии, преподобного Антония Великого; их жизнь шла ровно, тихо и безмятежно. Они с молоком матери впитывали великие истины Христовы, а потом, по мере взросления, возрастало и их стремление к Богу. Ежедневно, изо дня в день, крепла их вера, молитва их благодатью Божией достигала великой глубины и силы. Пусть они служат для всех нас примером.
Не должно ожидать чудесного призвания от Бога. Не ждите чудес в своей жизни. Не верьте снам, как верят многие, воображая, что им являются Христос и Пресвятая Богородица. Помните, что чудесное призвание апостола Павла и святых пророков объясняется величием дел, которые предназначил им Бог.
Всех нас непрестанно призывает Господь. Он не требует от нас ничего чрезвычайного, не призывает нас к страданиям, как мучеников и исповедников. Он призывает нас только к тихой жизни по Его заповедям, а не по заповедям мирским.
И святой апостол Павел призывает жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками (1 Фес. 4, 11). Не мечтайте о себе. Помните: от нас требуется только покорно, подобно но малым детям, следовать за Христом. Живите так, и благословит вас Господь и Бог наш Иисус Христос.
Аминь.
Свт. Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский