ВОЗЗВАНИЕ СЩМЧ. ПЕТРА К ПАСТЫРЯМ И ПАСТВЕ ПРОТИВ ОБНОВЛЕНЦЕВ, РАСКОЛОВ И ЕРЕСЕЙ
Учениями различными и чуждыми
не увлекайтесь
(Евр. 13, 9)
Ко всем прочим испытаниям, коими посетил нас Господь, Он приложил и еще, и притом самое тяжелое и самое болезненное для нас — раздел и смуту в Церкви Православной. Некоторые архиереи и священники, вопреки издревле установленным правилам, попрали канонически законную церковную власть и, отвергши ее, сами стали у власти, образовавши свое так называемое «высшее церковное управление» и выделившись в особую религиозную группу, которую наименовали «живою церковью». Своею целью они поставили реформирование всех сторон церковной жизни, начиная с пересмотра догматов и канонов и кончая обрядами.
Это чужие нам по духу организации. С ними нам, как с еретиками, не подобает входить ни в какое общение. Лучше пострадать, чем покривить душой. В житейских вопросах, быть может, еще дозволительно допускать некоторые компромиссы, но в делах веры — это преступно. Если идти с ними, то не значит ли это, что Церковь была одолена вратами ада, что Христос Спаситель сказал неправду, что Святой Дух не сохранил чистоты Церкви. Нет, нет и нет.
Нужно обновление не Церкви, а нас самих. Мы не умеем, мы разучились усваивать и понимать благодатный дух церковных установлений, оттого и кажется нам многое лишним, ненужным, устарелым. А почему же святые угодники, по всему лицу земли просиявшие в Православной Церкви, не сказали нам, что наша Церковь в параличе или даже омертвела. Или они не святые тогда. Церковь свята, чиста и не нуждается в обновлении, пребывая всегда под водительством Духа Божия.
…Как ни прискорбно явление раздора и смуты в Церкви, — мы должны благодарить Бога за него, ибо в это время отделится пшеница от плевел и каждый оглянется на себя и выявит, насколько он христианин православный. Молю Бога, чтобы Он сохранил в истинной Церкви побольше людей, хотя и по Писанию знаю и из наблюдений над окружающими вижу, что мало останется истинно верующих — к тому идет время.
«Се гряду скоро» — ясно слышится во всем.
Будем все верны до смерти. Не изменим ни в какой степени нашей Матери Церкви, не запятнаем себя общением с еретиками и отступниками, но и не станем относиться к ним так, как они к нам; имеющий дух Христов в себе не насилует, не притесняет, не наносит оскорблений. Неужели из действий обновленцев не видно, коего духа они? Сохрани нас всех Господь от сего духа лукавого.
…Готов со всею ревностью на обсуждение всего этого. Но все должно быть благообразно и по чину, должно решаться не группою никем не уполномоченных лиц, но правомочными Соборами. И я твердо верю, что такой правомочный Собор в свое время созовется, ибо он необходим… А так как в настоящее время <…> одни в большей степени, другие в меньшей смущаются и колеблются от появившегося реформаторского движения в Церкви, то я призываю всех не спешить колебаться и до созыва правомочного Поместного Собора занять обособленное положение и мирно содевать свое спасение, руководясь Священным Писанием, священными канонами и уставами нашей Православной Церкви.
У этих живоцерковников-обновленцев ничего нет религиозного; они религией лишь прикрываются, они — деятели политические, хотя многие из них и сами не понимают сего…
У обновленцев все шатко и непрочно, ибо основано все на лжи и сознательном обмане. Вот уже епископы Антонин и Вассиан откололись от них и составляют новую группу «возрождение Церкви». Но и с этой группой у нас не может быть ничего общего. …И станут они, несомненно, дробиться, как лютеране, и распыляться в мелкие секты. Больно лишь, что люди погибают для вечной жизни. По словам святителя Иоанна Златоуста, нет более греха, как грех раздора церковного; этот грех не омывается и кровию мученичества.
Посему молю вас, пастыри Христовы, не упускайте возвещать людям всю волю Божию, внимайте себе и всему стаду, …, бодрствуйте, усильте свои молитвенные подвиги, держитесь уставов Святой Церкви, не вводите никаких новшеств в Богослужебные чины и своим твердым, непоколебимым стоянием за истину подавайте добрый пример чадам своим о Господе, ибо горе нам, если от нашего нерадения или, большее горе, если от нашего соблазна погибнет какая-либо душа христианская.
Молю и вас, верные чада Святой нашей Церкви, будьте тверды и непоколебимы в вере, не смущайтесь никаким ветром учения, пребывайте верными чадами возрастившей вас Матери Церкви, не идите за раскольниками и вместе с пастырями своими молитесь Спасителю нашему, да не внидем в напасть, да укрепит Он нас в правоверии и да даст нам…... стоять за истину неуклонно.
Все же будем помнить слова Апостола Павла: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:27–29).
Долгом я счел сказать вам сие, братие и отцы, в предостережение против погибельного явления смуты и раздора, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваша от простоты (2Кор.11:3). Не бывайте младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человеческой, в коварстве козней льщения (Еф.4:14). Но тверди бывайте, непоступни (1Кор.15:58). Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор.16:13), соблюдая единство духа в союзе мира, и Бог истины, мира и любви будет с вами. АМИНЬ
Божиею милостию смиренный епископ Петр,
Тверь 6/19 сентября 1922 года
(Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 7564-С. Л.1.)
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ ХХ столетия.
Жизнеописания и материалы к ним. Книга 4».