Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛЕНЫ ДИВЕЕВСКОЙ

Кончина Преподобной, по словам очевидцев, была замечательной. Перед смертью она исповедалась и приобщилась Святых Христовых Тайн. В самый час кончины келейница умоляла ее рассказать сон, виденный на днях: «Матушка…тогда…ночью–то я не посмела потревожить и спросить у Вас, а вот теперь Вы отходите…скажите мне, матушка, Господа ради скажите, Вы видели Господа?!» –– «Бога невозможно человекам видети, на Него же не смеют чины ангельские взирати…», –– тихо и сладко запела умирающая, но келейница продолжала настаивать и умолять. Тогда Елена Васильевна сказала: «Видела, и лицо ее сделалось восторженное, чудное, ясное, –– видела как неизреченный Огнь, а Царицу и ангелов видела просто…»


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕРАПОНТА БЕЛОЕЗЕРСКОГО

Страшно и уединенно было место это; здесь жили дикие звери, сюда заходили разбойники, желавшие изгнать или убить пустынника, здесь искали устрашить его страхованиями злые духи. Но молитвой своей отражал преподобный злобу их, пред кротостью его смирились разбойники, даже дикие звери уступили ему место свое и ушли. Часто посещали друг друга святые отшельники, и преп. Ферапонт стал трудиться с ними, очищая место для монастыря и ставя для них келлии.


НЕ ПОДОБАЕТ ХРИСТИТАНАМ ПОДРАЖАТЬ НЕЧЕСТИВЫМ.  Страдание святого мученика Георгия Нового

– Не подобает нам, христианам, подражать нечестивым обычаям вашим и носить на головах своих тафии; не подобает нам отрекаться от Христа, Бога истинного, Творца неба и земли, и лишать себя плодов Крещения святого. Скажите мне: могу ли я веровать Магомету, который не был послан ни Богом, но Божиими пророками, ни апостолами, но был простым военачальником полка сатанинского, нося с собою хоругви диавола? Вот вы и сами не знаете, во что вы веруете; вы сами отступили от пути истинного.


АНГЕЛ, И АПОСТОЛ, И МУЧЕНИК, И ПРОРОК.  Об обретении главы Иоанна Предтечи

Надругавшись над святою главою, она не позволила, чтобы главу Предтечи погребли вместе с телом святаго, боясь, что, если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли в самарийском городе Севастии. Главу же святаго Предтечи Иродиада глубоко закопала в своем дворце, в тайном безчестном месте. Через несколько столетий, в IV веке, знатный вельможа по имени Иннокентий уверовал во Христа и оставил мир, пришел в Иерусалим, купил на горе Елеонской место, которое принадлежало Ироду, построил там келлию и стал иноком. Желая построить для себя каменную церковь, он начал копать ров для фундамента, и по Божиему усмотрению обрел сокрытый в земле глиняный сосуд с главой Предтечи Христова.


ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИТА СТОЛПНИК ПЕРЕСЛАВСКИЙ

Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис.1:16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ, ИГУМЕНИИ ПОЛОЦКОЙ

Однако отец Евфросинии решил выдать ее в замужество за одного князя, хотя бы против воли ее. Когда Евфросиния узнала об этом, то тайно от всех ушла в женский монастырь к блаженной игумений княгине Романе и начала усердно просить постричь ее в образ иноческий. Блаженная же Романа долго не соглашалась на это, отчасти из-за юных лет Евфросинии, а отчасти из-за страха пред отцом ее; поэтому Романа советовала ей вступить в мирскую жизнь, говоря, что она еще столь юна и столь прекрасна лицом.


ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

«Супружество имеет важное значение по отношению к Провидению Божию и к семейству. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар! И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление сего великого дара, и что зло употребителей не постигнет правосудие Божие? Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии несомненно. Давид имел сильную веру в истинного Бога, ревностно действовал для распространения ее в народе; но и при таких, можно сказать, заслугах перед Богом, когда позволил себе нарушение закона супружества, даже и после покаяния подвержен был тяжким бедствиям не только семейственным, но и государственным».


ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ВАСИЛИСКА

Когда святой окончил молитву свою, внезапно произошло землетрясение и был слышен голос свыше, говоривший: «Не бойся, Я с тобою!» И вдруг медные сапоги, бывшие на ногах мученика, внезапно растаяли, как воск от огня; вериги же спали со святого, а сухой дуб зазеленел, распростирая над святым многочисленные густые ветви свои и покрывая его тенью на большое пространство кругом. А на том месте, где стоял святой и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.


СВЯТЫЕ БЛАЖЕННЫЕ КНЯЗЬЯ КОНСТАНТИН И СЫНОВЬЯ ЕГО МИХАИЛ И ФЕОДОР МУРОМСКИЕ

По преданию, около 1290 года старице Варсонофии в ночном видении явилась Божия Матерь со святым князем Константином и его сыновьями и сказала: «Иди и скажи жителям Мурома, что в церкви Благовещения почивают нетленно мощи святых благоверных князей Константина и чад его, которые подают исцеления». После того, как видение повторилось, старица пошла к епископу. Исцеления от мощей святых князей совершаются и теперь.


БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ (5-Ю ПО ПАСХЕ) О САМАРЯНЫНЕ.

Этих трудов служения обществу для женщины было бы весьма довольно. Такого рода служение обществу доставить ей истинную славу и послужить наилучшим ее украшением. Напрасно женщина стала бы искать себе больших правь, чем какие ей дарованы. Не в том ее счастье, чего она теперь добивается. Ея благо, ее честь – быть под охраной мужа и в то же время быть его охраной; ее счастье – быть сокровищем для своего мужа и в то же время быть хранительницей его сокровища. Она должна быть царицей дома, когда муж оставляет дом, и признавать его господство, когда он возвращается в дом; их счастье – в единении, в верности друг другу; их счастье – в разделении труда: муж – вне дома, жена – в доме; муж – в народе, жена – среди семьи; у мужа – разного рода орудия; у жены – домашняя обстановка; у мужа – отцовская строгость, у жены – материнская нежность.


ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ. День памяти блгв. Великого князя Димитрия Донского

Целомудренный в удовольствиях законной любви супружеской, он до конца жизни хранил девическую стыдливость и, ревностный в благочестии подобно Мономаху, ежедневно ходил в церковь, всякую неделю в Великий Пост приобщался Святых Тайн и носил власяницу на голом теле; однако ж не хотел следовать обыкновению предков, умиравших всегда иноками: ибо думал, что несколько дней или часов монашества перед кончиною не спасут души и что Государю пристойнее умереть на троне, нежели в келье».


ПРЕДАЛИСЬ ЕМУ, КАК ДЕТИ ОТЦУ. Житие преподобного Макария Алтайского

Сначала дикие инородцы не хотели иметь сношений в отцом Макарием, и избегали христианства. Но потом пригляделись, и о. Макарий из Маймы начал знакомиться с улалинскими телеутами и приобретать честь Христовой Церкви из черновых татар и алтайских калмыков, поселяя их оседло в Майме и других деревнях. Между тем улалинцы более и более вдумывались, все действия о. Макария, исполненные любви, милосердия и сострадательности к бедным инородцам, убедили их в том, что он – человек вовсе не опасный, но достойный всякого уважения и любви, полного доверия и покорности, и большая часть их, будучи проникнуты многократно слышимым от него словом истины, приняли св. крещение (1834 г.) и предались ему, как дети отцу.


ЖИТИЕ ПРЕП. ЕВФРОСИНИИ, В МIРУ ЕВДОКИИ, ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МОСКОВСКОЙ

Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце.


ЖИТИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ВИТА, МОДЕСТА И КРИСКЕНТИИ-ПИТАТЕЛЬНИЦЫ

Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклитианом. Пораженный красотой отрока, он настоятельно уговаривал его принести жертву богам. Святой отрок обличил безумие идолопоклонения и исцелил бесновавшегося сына Диоклитиана. Император под условием отречения от Христовой веры предложил святому Виту великие почести, славу и богатство. Отрок отказался и с прежним мужеством исповедал себя христианином. Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклитиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом.


О ПРЕВОСХОДСТВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ НАД ЛАТИНСКОУЮ

Поразительный случай, ясно доказывающий превосходство Православной веры над латинскую, имел место в Молдо-Влахии. Когда воевода Михаил, после изгнания своего брата, принял власть в Молдо-Влахии, он первым делом отправился в столицу Молдо-Влахийской земли Белград и решил построить там православную церковь. Но латинские ксендзы, равно как и граждане и бояре латинской веры, воспротивились этому желанию воеводы, что вера их самая правая, и что они не желают иметь в своем городе церкви чуждой веры. При этом они предложили открыть прение для доказательства превосходства их веры перед православною.


УЧИЛ СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ. Житие преподобного Пахомия Великого

Множество людей приходило в обитель к преподобному Пахомию отовсюду, чтобы навсегда оставить свою волю, но жить только по воле Божией, слушаясь во всем Преподобного. Число монахов в Тавенниси настолько возросло, что тесно стали в обители святой. По внушению Божию, святой Пахомий пошел искать еще одно, другое место, удобное для создания новой обители. И пришлось ему по душе место к северу от Тавенниси, недалеко от прежнего монастыря. Место это называлось Певоу. Здесь и был устроен новый монастырь, очень обширный, который и стал вскоре средоточием всего общежития.


ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ЛЕОНТИЯ,ПАТРИАРХА ИЕРУСАЛИМСКОГО

Однажды, преподобный тайно ночью пришел в Иерусалим и зашел в храм Святого Воскресения, чтобы поклониться Животворящему Гробу Господню. И хотя он все делал втайне, случившиеся от его присутствия чудеса явили его пребывание. В то время в Иерусалиме была страшная засуха, и христиане призывали пророка Илию, чтобы разрешил эту напасть, Бог и послал им великого Леонтия. По его молитвам пролился сильный дождь, который наполнил водой все колодцы, напоил поля, и те, кто незадолго до этого испытывали сильнейшую жажду, в преизбытке получили воду и обрели надежду на то, что урожай будет спасен, и они получат в изобилии хлеб и плоды. Все только и говорили о дивном Леонтии.


РЕВНОСТНО ЗАБОТИЛСЯ О ЧИСТОТЕ ЦЕРКОВНОЙ И ПАСТВЕ. Житие преподобного отца нашего Павсикакия, епископа Синадского

Заботясь так ревностно о своей пастве и тем содействуя ей в деле спасения, преподобный совершил путешествие в город Константинополь и исцелил там императора Маврикия от недуга, которым он был тогда одержим, за что император с золотою печатью послал ему в его город заслуженное им вознаграждение в количестве одной литры золота. Когда преподобный возвращался из Константинополя в Синаду, то, находясь в Силоне, он молитвою извел из земли источник воды, и его спутники утолили жажду. Прожив так благочестиво и богоугодно и совершив спасение многих, святой Павсикакий оставил эту жизнь и отошел к возлюбленному им Господу.


«ЛУЧШЕ МНЕ УМЕРЕТЬ, ЧЕМ ВИДЕТЬ РУСЬ ОКАТОЛИЧЕННОЙ...» Житие священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца

Сила и коварство оккупантов добилась того, что все было готово для торжества католицизма над пораженной Москвой. Только не хватало согласия Патриарха. За решительный отказ дать свое благословение Патриарха Ермогена бросили в сырое подземелье Чудова монастыря. Томимый голодом и холодом, он, как адамант несокрушенный, твердо стоит за святую Православную Русь, свободу Православной веры и национальные интересы русского народа. О, если бы Патриарх устрашился мучений?! Если бы он поставил свою личную жизнь выше жизни и интересов своего народа?! Словом, если бы он вместе с московскими боярами пошел на сделку (компромисс) с поляками, что было бы с родной Россией?! Что было бы с Православной верой?!


ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯН  День славянской письменности и культуры –  день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

В славянских государствах, в том числе и в России, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Переживаемый славянскими народами Европы кризис требует активного объединения усилий для восстановления и развития культурных связей на новой основе. Для большинства славянских народов объединяющим фактором является Православная вера и связанная с ней духовная и культурная сферы.
Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским – святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.



Новости 4021 - 4040 из 5541
Начало | Пред. | 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 | След. | Конец

Русский календарь