Сорока трех лет от роду принял преп. Моисей в свое заведование Оптину Пустынь и 37 лет пекся о ней. За это время, трудами настоятеля, Оптина совершенно преобразилась. Число братства увеличилось во много раз, были сделаны, несмотря на то, большие хозяйственные запасы, почти удвоена монастырская земля, разведены фруктовые сады, заведен рогатый скот, устроена обширная монастырская библиотека, расширен собор, воздвигнуты две церкви, выстроены трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келий, два завода, мельница и знаменитая белая Оптинская ограда; служба стала совершаться благолепно, но, что всего важнее, возвысился нравственный строй обители.
Церковный сторож соборной церкви, по имени Максим, ходя в одну ночь, по долгу службы своей, вокруг церкви, нашел ее отпертой и увидел, что в ней горят свечи и поют священники. Он очень испугался и побежал сказать о том ключарю, иерею Иакову. Тот поспешно отправился, но нашел церковь запертою, как и была, но изнутри был виден свет. Он отпер двери, вошел в храм и не нашел там никого, но свечи горели. Он устрашился и услыхал голос из алтаря, говорящий:
В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие святого Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте, и благословил это место, где и была основана обитель.
Келейные ее подвиги остались неизвестны, но почитатели ее и дивеевские крестьяне, сохранили воспоминания о ее глубоком смирении и тайных благотворениях. Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла. Кроме исполнения самых трудных и черных работ у отца Василия Дертева, мать Александра хаживала в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей.
Преподобный Арсений родился в Новгороде и был по ремеслу медник. Начало иноческого жития он положил на Валааме. Потом совершил путешествие на Афон, где старцы благословили ему основать общежительный монастырь на Севере. Пробыв краткое время на Валааме, он взял благословение настоятеля и отплыл на лодке искать место для новой обители. Буря бросила его на Коневецкий остров. Это место имело дурную славу. Прибрежные жители - корелы, хотя и обращенные в христианство в XIII в., сохраняли еще свои языческие верования. Каждую осень они оставляли на том острове коня в жертву бесам, которые обитали под огромным камнем, имевшем вид головы коня. Назывался он Конь-камень. От него и произошло имя острова.
О том, что Дух Святой исходим от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15, 26). Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины.
Всех приходящих в маросейский храм, искавших помощи, погрязших в грехах, забывших о Боге, о. Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовию и состраданием. В душу их вселялась радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая Батюшкой любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка был преисполнен любовию. Он не знал жестокого слова «карать», а знал милостивое слово «прощать». «Путь к спасению заключается в любви к Богу и ближним», – говаривал Батюшка. И сам был полон милующей любви...
Святитель Феодор поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе Феодоре, хранившемся в ризнице Суздальской соборной церкви, повествуется: «Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшася, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение».
Попущением Божиим, ради немощей наших, лукавством диавольским многие русские люди нашего Холмского края по навету льстецов и по своей духовной слепоте или пристрастию к мирской суете и благополучию, а иногда и по слабости духа перед гонителями непорочной нашей веры, не стеснявшимися в самых грязных средствах, – многие ушли от Святой Церкви в папскую польскую веру, которая есть злейшая всех ересей – латинская ересь. Позабыли сии несчастные и достойные жалости люди заветы предков наших, издревле не принимавших латинщины и избегавших общения с нею, как с пагубной для души заразой; позабыли, что издревле весь наш Русский край Холмский исповедовал единую со всем великим Русским народом Православную веру
В 1916 г. в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Слушателям сообщались сведения о современном состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причем обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, которые оспаривались атеистами. Епископ Андроник считал пагубным равнодушие многих архиереев Русской Церкви к проблемам современной общественной жизни.
Отец Рафаил после лагерей физически был очень слаб, но душа его горела желанием трудиться на ниве Господней. Вместе с о. Никоном (Воробьевым) поднимали храм из разрухи, постепенно собирали рассеявшуюся в годы немецкой оккупации паству. К концу 1949 года храм внешне уже был готов и крест водружен. Работы внутри храма также продвигались к завершению. Нашелся специалист – иконостасный мастер, который изготовил не только иконостас (украшающий храм и поныне), но и паникадила (их тогда достать было невозможно): он изящно вырезал их из фанеры и покрыл бронзой, лишь позднее появились здесь металлические.
В 1901 г. родилась святая мученица Великая Княжна Анастасия Николаевна. Она была четвертой дочерью в Царской Семье, хотя все ждали, что наконец-то будет Наследник. Однако по живости характера Анастасия скорее напоминала мальчика. У Анастасии были светлые волосы и быстрые глаза, сверкавшие задором и весельем. Находили, что чертами лица она напоминала свою бабушку, вдовствующую Императрицу Марию Феодоровну. Анастасия унаследовала отцовскую наблюдательность, была сметлива и чрезвычайно остроумна.
По причине глубокой старости и телесной немощи, сам Митрофан не был на соборе в Никее. Вместо себя он послал сюда своего хорепископа Александра - мужа почтенного, святого и престарелого, подъявшего много трудов на пользу церковного мира во Фракии и Иллирии. Он на соборе занимал место своего патриарха Митрофана и противостоял Арию.
После окончания сего Вселенского собора благочестивый император Константин Великий упросил всех святителей, бывших на соборе, отправиться вместе с ним в Константинополь, чтобы навестить там больного патриарха Митрофана, лежавшего на смертном одре. В одно из воскресений отцы вместе с царем пришли к Митрофану и долго беседовали с ним. При этом император сказал святому:
Правитель сильно принуждал старца отречься Христа и возвратиться к идолослужению, но тот отказался повиноваться ему. Тогда правитель исполнился ярости и повелел предать Лукиллиана различным мукам: ему сокрушили челюсти, били нещадно палками, повесили вниз головой и потом, после долгого и лютого мучения, ввергли в темницу. Там святой Лукиллиан нашел четырех отроков, заключенных за Христову веру: Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. Радостно беседовал он с ними о Христе Боге и укреплял их к подвигу мученическому, чтобы, помня вечное воздаяние на небесах, они не боялись временных мук
Святой Иоанн вел непорочный и добродетельный образ жизни, и враг-диавол, видя это, завидовал и пытался препятствовать святому на пути к спасению. Он решил отторгнуть его от благочестивой веры и однажды, когда святой плыл на корабле, вооружил на него начальника того корабля, державшегося другого исповедания веры; последний начал досаждать Иоанну спорами о православном благочестии. Св. Иоанн всегда одолевал фряга и обличал его заблуждение; а тот гневался на него и из чувства вражды замыслил на Иоанна зло. Когда корабль пристал к берегу у Белграда, близ Босфора. Там злой фряг пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу, и наклеветал на Иоанна, что тот желает оставить веру Христианскую и принять их учение. Услышав это, нечестивый начальник обрадовался: он повелел с почетом привести к себе св. Иоанна и сказал ему:
По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною, пред св. иконою, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, – так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример – чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч.; потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно.
На этом последнем месте своих подвигов еще за семь лет до своей кончины преподобный Дионисий сам выкопал для себя могилу, чтобы она каждый день напоминала ему о том часе, когда в нее будет положено тело его. С этого времени он еще более усилил свои богоугодные подвиги в посте, молитве и бодрствовании и много раз всю ночь простаивал на морозе, утруждая этим плоть свою. Совершив силою Христовою множество чудес и причастившись пред исходом души своей Пречистого Тела и Крови, преподобный Дионисий преставился в вечный покой.
Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворенном, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним в Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов.
Вскоре после обретения пречестного и животворящего креста Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина, враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту защищать ересь Ариеву и способствовать ее распространению. Он поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания.
Великая Княжна Татьяна Николаевна носила имя святой мученицы Татианы, которая при жизни исполняла служение диаконисы, т. е. принадлежала к тому чину церковному, который нес служение среди больных, заключенных в тюрьмах, среди тех, кто беден и скуден в этом мире. И в этом отношении вторая дочь Государя по праву носила свое имя – она, так же как и ее небесная покровительница, была открыта обществу и готова была активно работать на благо подданных своего отца. При этом она оставалась истинной царской дочерью.
Новости
4021 - 4040 из 5562
Начало
|
Пред.
|
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
|
След. |
Конец