ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНДРОНИКА (НИКОЛЬСКОГО)
Сщмч. Андроник (Никольский) родился в 1870 г. в селе Поводнево Ярославской губернии в семье псаломщика. В 1885 г. окончил Угличское духовное училище, в 1891 г. – Ярославскую духовную семинарию, в том же году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1895 г . со степенью кандидата богословия. В 1893 г. пострижен в монашество с именем Андроник, в 1893 г . рукоположен во иеродиакона, а в 1895 г. – во иеромонаха. В 1895 г. назначен помощником инспектора Кутаисской духовной семинарии, в августе следующего года – преподавателем гомилетики Александровской миссионерской духовной семинарии в Ардоне на Северном Кавказе, затем ее инспектором. Семинария имела высокий авторитет среди крестьян-осетин. 20 марта 1897 г. определением Святейшего Синода «за усердную и полезную службу по семинарии и частое проповедание слова Божия» отец Андроник был возведен в звание соборного иеромонаха московского Донского монастыря. В сентябре 1897 г . назначен миссионером в Японию.
С 1914 г. Андроник становится епископом на Пермской кафедре. Годы служения Владыки ознаменовались подъемом в церковной жизни епархии. Было построено несколько храмов, в том числе величественный собор Белогорского монастыря; архиерей регулярно объезжал храмы епархии. Организовывались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне в Перми начались занятия миссионерского и народного певческого кружков; была собрана хорошая епархиальная библиотека. Во всех храмах Перми служились акафисты, по окончании которых проводились беседы. При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся – безплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых был устроен детский приют. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили около 50 престарелых. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, в 1917 г. была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.
В 1916 г. в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Слушателям сообщались сведения о современном состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причем обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, которые оспаривались атеистами. Епископ Андроник считал пагубным равнодушие многих архиереев Русской Церкви к проблемам современной общественной жизни. В годы Первой мировой войны еп. Андроник принимал деятельное участие в помощи воинам, посещал раненых; предписал ввести во всех монастырях Пермской епархии «неусыпаемое круглосуточное чтение акафистов Господу, Божией Матери и святым»; благословил после прочтения акафиста прочитывать молитву о даровании победы и молитву об упокоении воинов.
После Февральской революции 1917 г., в марте, Пермский исполнительный комитет послал телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить еп. Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться».
Начавшиеся в епархии гонения на Церковь заставили его обратиться к пастве с воззванием, в котором Владыка призывал встать на защиту Церкви; воззвание просил читать не только в храмах, но и при всяком удобном случае. В январе 1918 г. еп. Андроник обратился с посланием к пастырям Пермской епархии, в котором наставлял их быть руководителями совести народной.
С февраля 1918 г., после публикации декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в Пермской епархии началось закрытие храмов, разорение духовных учебных заведений, изъятие церковных ценностей. После краткого пребывания в Перми епископ Андроник вернулся в Москву и 12 апреля 1918 г. указом святителя Тихона был возведен в сан архиепископа. Приехав в Пермь, Владыка стал готовить духовенство и паству к предстоящему общегородскому крестному ходу, который состоялся в четверг по Пасхе, 9 мая 1918 г., в день памяти свт. Стефана Пермского. Во главе с архиепископом Андроником в нем приняли участие несколько тысяч верующих Перми. Напутствуя расходившиеся по своим храмам крестные ходы, владыка Андроник обличал гонителей Церкви, посягнувших на церковное имущество. Святитель анафематствовал «посягающих на храм Господень, доколе они не исправятся».
14 июня власти приказали владыке Андронику явиться в юридический отдел исполкома для допроса. Узнав об этом, верующие Перми собрались на соборной площади; власти отменили приказ и прислали допросный лист святителю на дом. В этот же день в губисполком поступило прошение исполнительного комитета Союза приходских советов Пермской епархии разрешить архиепископу Андронику выезд в Москву по делам Союза. Разрешение на выезд власти не дали. В ЧК было решено арестовать владыку Андроника и расстрелять. В связи с этим постановили объявить военное положение в городе и привести в состояние боевой готовности все имеющиеся войска.
В ночь на 17 июня вооруженный отряд чекистов ворвался в архиерейский дом. Владыка Андроник вместе с двумя священниками был арестован. С 19 июня владыка Андроник находился в камере Пермской ЧК. В первом часу ночи 20 июня его вывели из камеры, повезли по Сибирскому тракту, свернули в лес, остановили лошадей и велели Владыке копать могилу. По немощи Святитель копал медленно, палачи ему помогали; когда закончили, приказали лечь в землю. Перед смертью владыке Андронику разрешили помолиться. Архиепископ молился около 10 минут, затем сказал: «Я готов». Святитель был закопан в землю живым, расстрелян сквозь слой земли.
В 1999 г. архиепископ Андроник был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. имя сщмч. Андроника внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин (Орловский)