ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОДОРА, ЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО И СУЗДАЛЬСКОГО
23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых,
23 июня вместе с Собором Владимирских святых
Святой прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского († 992, память 30 сентября / 13 октября), который крестил великого князя Владимира († 1015; память 15 / 28 июля) в 987 году в Корсуни.
В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом.
Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского († 1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: «Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую».
В первый же год святитель воздвиг в Ростове христианский храм (из дуба) в честь Пресвятой Богородицы, который простоял 168 лет. Усердие епископа к распространению христианства озлобляло язычников. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Они постоянно оскорбляли и унижали святителя. В результате он был вынужден покинуть Ростов Великий. По выражению Степенной книги, святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших Крещения.
Святитель Феодор поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе Феодоре, хранившемся в ризнице Суздальской соборной церкви, повествуется: «Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшася, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение».
Таким образом, суздальская местность, входившая в то время в состав Ростовской епархии, обязана христианским просвещением святителю Феодору, который поэтому и был поименован впоследствии Суздальским.
Ревностная архипастырская деятельность епископа Феодора навсегда осталась в благодарной памяти края, вписавшего столь славные страницы в историю России. Память о его проповеди сохранилась впоследствии в стенной надписи 1635 года над мощами святителя Феодора.
Епископ Феодор преставился в Суздале, но летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым данным, ее можно отнести ко времени не позднее 1023 года.
Дата прославления святителя точно неизвестна, но, в соответствии с древним преданием, обретение его святых мощей произошло еще до нашествия хана Батыя, до 1237 года.
В 1754 году епископ Суздальский и Юрьевский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании».
В 1794 году стараниями епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова; † 1817), нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Жития Русских святых