ЗЛЕЙШАЯ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ – ЛАТИНСКАЯ ЕРЕСЬ
Един Господь, едина вера, едино крещение: един
Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас (Еф. 4, 5–6).
Таково твердое и непреложное слово Святого Апостола Павла. Как Бог и Господь наш Иисус Христос Един и иного быть не может, так и вера наша в Него может быть только едина, – никаких кривотолков, искажений и новых учений быть не должно. Вера эта и учение о ней – эта та вера и то учение, которые вначале возвещены от Самого Христа Жизнодавца, проповеданы через Его Святых Апостолов, которым Сам Господь Святым Своим Духом отверз умы правильно понимать Писание (см.: Лк. 24, 45; Деян. 2, 33), разъяснены их преемниками Святыми и духоносными Отцами и Учителями Церкви и, наконец, содержатся всею повсюду Святою Вселенскою Христовою Церковью.
Этою верою спасались все святые мужи и жены в Церкви Христовой и у греков, и римлян, и у сирийцев, и у египтян, и среди иудеев, принимавших христианство, и, наконец, в нашей Русской Земле, начиная со святого равноапостольного князя Владимира, христианское благословение которого имеем мы на горе Холмской, – это благодатная Холмская икона Пречистой Богородицы в Холмском Кафедральном Соборе. Икона сия почти в целое тысячелетие милостию Бога к нам грешным сохранилась даже доселе как вернейший свидетель того, что от лет древних в Холмщине и Подляшье русские люди содержали чистую непорочную церковную веру, а не погибельную ересь латинскую, как это хочется доказать полякам, знающим не Христа, а папу римского.
Поэтому-то в только что минувшую смутную пору и приходилось даже нарочито оберегать сию Святыню, ибо ходили слухи, что латинщики хотят похитить ее, как свидетельство против них за Православную веру. Так, мы содержим то же христианское упование, которым спасались, по примеру древних святых, и в Русской Земле все угодники Божии: Антоний и Феодосий Печерские, Иов Почаевский, этот поборник Православной веры против латинской ереси, столь ненавистный для католиков, что, захвативши в былое время себе Святую Лавру Почаевскую, они замуровали в пещере нетленные мощи всегдашнего свидетеля против их заблуждений за правую веру, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские, Митрофан и Тихон Воронежские, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский и все прочее великое множество святых нашей Земли, мощи которых нетленно почивают в гробницах и источают исцеления всем с верою к ним приходящим.
Посему и мы – чада Святой Кафолической, или Вселенской, Церкви Христовой – можем дерзновенно вещать оное высокое слово Святого Апостола Павла: темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу (Еф. 2, 19–20) <…>
Нельзя указать никакого иного времени и срока, что от их пределов началась православная Кафолическая Святая Церковь, как во времени началась, например, латинская ересь, как и прочие ереси, советом диавольским выделившиеся от Церкви, презревши совет Святого Апостола Павла достойно ходити звания... тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4, 1, 3).
Попущением Божиим, ради немощей наших, лукавством диавольским многие русские люди нашего Холмского края по навету льстецов и по своей духовной слепоте или пристрастию к мирской суете и благополучию, а иногда и по слабости духа перед гонителями непорочной нашей веры, не стеснявшимися в самых грязных средствах, – многие ушли от Святой Церкви в папскую польскую веру, которая есть злейшая всех ересей – латинская ересь. Позабыли сии несчастные и достойные жалости люди заветы предков наших, издревле не принимавших латинщины и избегавших общения с нею, как с пагубной для души заразой; позабыли, что издревле весь наш Русский край Холмский исповедовал единую со всем великим Русским народом Православную веру – ту веру, которую принял и передал всему своему народу Святой Князь Владимир, … позабыли и все множество святых в земле нашей, к молитвам и сильному заступничеству которых прибегали и прибегают все русские набожные люди. Позабыли все это, и одни по непониманию того, что льстивые соблазнители не иного чего ищут, как прежде всего через католицкую латинскую веру сделать их поляками, а другие, и сами желая быть поляками и отрекаясь от своей русской народности и русского происхождения, – оставляют Святую Церковь и идут в польский костел, вместо Христа веруя в римского папу, которого латинщики объявили непогрешимым, позабывши слово Писания, что нет безгрешных (см.: 1 Ин. 1, 8–10). Ослепил им Господь очи, – не хотят они видеть и того, что обманом, лукавством, насилием, насмешками и преследованием влекут их от Церкви в ересь смутители; мало того, отпавших от Церкви научают так же обманно, лукаво и насильнически соблазнять на отпадение и прочих, особенно в родной семье.
О, жалкое ослепление! Уходят люди в злейшую и пагубнейшую латинскую ересь, ибо она от Христа уводит человека, научая его веровать вместо Христа в человека – папу, имеющего будто бы власть и из ада выводить. И верят ослабевшие в вере люди, и губят свои души. Чада Церкви Христовой! Строго соблюдайте себя от такой заразы, как бы и всем не запачкаться от нее. Не верьте никаким смутителям и лжеучителям, притвояющимся доброжелателями: доброжелатели обманом, хитростью, насилием, насмешками не действуют, а действуют так только соблазнители и злые враги. Будьте поэтому тверды в своем уповании, осторожны в общении с другими, чтобы вам как-либо постепенно и незаметно не потерять своей отеческой непорочной веры, не пойти в ересь и не загубить свою душу для вечного спасения. Оберегайте и тех, которые ослабели в вере, соблазняются наговорами латинщиков католиков. Удерживайте их в Церкви, отклоняйте от ополячения и измены своей родной святой вере. <…>
Свт. Андроник (Никольский).
Напечатано в сокращении