Святой Иоанн Дамаскин как раз проповедовал в это время во Иерусалиме. Он взял племянника к себе и обучил различным наукам, в том числе богословию и философии. Главное, преподобный Иоанн научил Стефана духовной жизни и стал для него образцом подвижничества. Сын послушания, преподобный Иоанн прежде всего научил этой добродетели святого Стефана. Занимаясь учеными трудами, преподобный Иоанн приобщил к этому и святого Стефана. Так родственные узы со временем скрепились еще более крепкими узами духовного родства.
Но, к несчастью христианского мира, с течением времени амбиции римских первосвященников росли, гордыня все глубже и глубже пускала свои ядовитые корни в церковную жизнь запада. «Я — Петр апостол, — писал папа римский Стефан, ослепленный этой пагубной страстью, — по воле Божественного милосердия, званный Христом, Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира». Чье сердце не содрогнется от ужаса при виде подобного безмерного тщеславия, не останавливающегося перед претензией на Божественное достоинство вместо заповеданного всем нам спасительного смирения и покаяния?
Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».
В чем заключается историческое значение святой Ольги? Оно в том, что ее имя – первое великое имя нашей истории. Именно святой Ольгой начинается наша христианская цивилизация, именно ею начинается наша национальность и наша народная слава. Как известно, национальная культура русская характеризуется одной великой, придуманной народом формулой: «Святая Русь». Но Русь Святая начинается первой Святой Русской Церкви – княгиней Ольгой. Она – праматерь нашего Православия, она – зачинательница того, полного глубокой поэзии святорусского периода русской истории, которого остатки исчезают на наших глазах. На мудрой голове именно этой государыни корона русская впервые украсилась православным крестом.
Тогда Патриарх Анатолий предложил, чтобы с двух сторон, православными и еретиками, было написано свое вероисповедание, которые положили бы в ковчег с мощами св. Евфимии. С этим все согласились. Два вероисповедания были написаны и положены на груди великомученицы, ковчег был закрыт, запечатан царской печатью и была поставлена военная стража. Тогда все провели три дня в посте и молитве. С наступлением четвертого дня пришел царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием. Так спор Божией силой разрешился в пользу Православия, а еретическое зловерие предали проклятию.
После события 1054 года идет 863-й год, и между нами нет единения. Латинян принимали в Церковь через крещение, как язычников, или чрез миропомазание, как Древняя Церковь принимала ариан, македонян, аполлинариан и подобных еретиков. Мы имеем противокатолическую миссию, у нас в духовной школе есть и кафедра обличения латинства. Католики обращают православных в папизм и насилием, и обманом (уния), и пропагандой. Папа объявляет индульгенцию (святость) тому, кто известное число дней будет читать молитвы об обращении восточных схизматиков. Латиняне составляли соборы, признавая их за вселенские, изобрели за протекшие столетия новые догматы, неведомые Древней Церкви. Восточная Церковь осуждала новые догматы латинства как ереси.
Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.
Тогда, исполнившись духа Христова, проповедник Христов сказал им: «Вот вы сами свидетельствуете об Истине, хотя не веруете, как следовало бы. Я же ни в каком случае не стану слушать ложных учений, но остаюсь при том, что сказал: Магомет не пророк и не посланник Божий, а обманщик, лжец и предтеча антихриста. Ты же, еврей, твердо знай, что Христос уже пришел в мир через непорочное рождение от Пречистой Девы, и потому тебе уже нечего ожидать рождения Его во плоти. Тот же, кого ты ждешь, будет мерзкий антихрист, который смутит всю вселенную, а обманщик Магомет – предтеча этого антихриста!»
Незадолго до кончины св. Прокопий стал проповедовать покаяние. Народ внял его проповеди и исправил свою жизнь. Вскоре зловещие черные тучи сгустились над городом. Народ в ужасе столпился в соборе. Блаженный Прокопий стоял в напряженной молитве перед особо чтимой им иконой Благовещения Пресвятой Богородицы (впоследствии она находилась под именем Устюжской в московском Успенском соборе). Слезы текли по его лицу. И вдруг, как бы в ответ на молитву его, от святой иконы истекло мvро.
В 1598 году умер Феодор Иоаннович – последний представитель царской династии Рюриковичей. Попытка Бориса Годунова основать новую династию не удалась. В 1605 году он умер, а его единственный сын был убит. Русь осталась без царя. Наступило Смутное время. Безвластие в стране позволило шведам взять Новгород, а полякам – Москву. Осквернялись храмы и монастыри. Земля не давала плодов, и начался такой мор, что некому было хоронить усопших. Патриарх Гермоген призвал русский народ ко всеобщему покаянию. В это же время простому торговцу Кузьме Минину явился во сне преподобный Сергий Радонежский и повелел начать сбор денег на войско, чтобы идти освобождать Москву.
Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце.
Вся его земная жизнь была прожита во соответствии с духовным заветом Старца Никона: «Старайтесь всегда быть с Господом и тогда сможете быть исповедниками Христовыми, будете свидетельствовать о Нем так же твердо, так же безбоязненно, так же чудесно, как свидетельствовали святые Апостолы, святые Мученики и все Святые. <…> Если мы взошли на крест, то не должны сами сойти с него, как и Господь не Сам сошел со Креста, Его сняли. Так и мы не должны сами сходить со креста, а пусть и нас снимают со креста, а снять нас может только смерть, только Сам Христос, до тех же пор мы должны все терпеть с надеждой и упованием, что получим Царство Небесное. И если мы пройдем этот крестный путь, то будем с Господом в блаженные, безконечные веки».
Жил в окрестностях его обители один благоговейный муж, имевший большую веру к Преподобному. У него был единственный сын – малютка, который опасно заболел. С веpoй понес его в обитель на своих руках скорбящий отец. «Только бы мне донести его до человека Божия, – рассуждал благочестивый муж, – а там – я верю, что он непременно исцелит его». И он донес сына живым до келлии Преподобного; но пока он слезно умолял смиренного игумена помолиться об исцелении дитяти, пока Серий готовился совершить молитву, мальчик от жестокого припадка испустил дух...
По рассказам невольных свидетелей убийства, из шахты какое-то время слышалось пение Херувимской песни. После того, как Алапаевск заняли войска белой Сибирской армии, останки преподобномучениц и убиенных вместе с ними великих князей были извлечены из шахты и с большими трудностями в 1921 г. перевезены в Иерусалим. В 1981 г. благоуханные мощи прмцц. Елисаветы и Варвары были обретены и покоятся ныне в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого некогда присутствовала великая княгиня Елисавета. Прмцц. великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 31 марта – 4 апреля 1992 г.
Святой Царь-Мученик Николай был живым воплощением веры в Промысл Божий, действующий в судьбах царств и народов и направляющий верных Богу правителей на благие и полезные деяния. Государь Николай II стремился восстановить Патриаршество в России, уничтоженное Петром, без которого не возможна симфония властей. Святитель Серафим (Соболев) писал: «Церковь ради возрождения своей родины должна стремиться к восстановлению в ней только одного государственного строя — самодержавной власти царя — помазанника Божиего.
Кощунственный антихристианский дух большевиков проявился и в убийстве Царской Семьи. Даже после формального отречения, вырванного у Царя обманом и революционным насилием, Николай II оставался Помазанником Божиим – этого его никто лишить не мог. Поэтому в Екатеринбурге убили не «гражданина Романова», а последнего Помазанника Третьего Рима, и это имело исторически-переломный смысл для всего человечества – независимо от того, сознавали это или нет другие народы и рядовые исполнители убийства.
Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной. <…>
Первой причиной несчастья первого мира Моисей полагает неправильные супружества сынов Божиих со дщерями человеческими (Ср: Быт. 6, 1-4).
В ночь на Богоявление 1932 года, после Всенощного бдения, в единственной незакрытой церкви на кладбище престарелый архиепископ
Архангельский Антоний (Быстров) был вновь арестован. При допросе в тюрьме с него сорвали крест и панагию и посадили в переполненную камеру к уголовникам. Узников кормили селедкой, а воды не давали. Допросы шли один за другим. Архиепископа Антония обвинили в материальной поддержке контрреволюции: он давал милостыню стоявшим на паперти кладбищенской церкви ссыльным священникам и епископам. Кроме того был обвинен в том, что с его разрешения в Воскресенской церкви был создан хор под управлением ссыльного Дягилева, в который вошло много ссыльного духовенства.
Один благочестивый священник косил на огороде траву и вдруг увидел икону Богоматери, молящейся перед распятием. Икона сияла ярче солнца, и коса выпала из рук пораженного страхом священника. Понемногу придя в себя, он с молитвой поклонился иконе и отнес ее к себе домой. Это было в городе Ахтырка.
Три года простоял чудотворный образ в доме священника и однажды опять просиял ярким светом как солнце. Это чудо не раз повторялось. Наконец Сама Богородица явилась во сне священнику и велела святую икону, омыв водой, накрыть покрывалом. Он так и сделал: икону омыл, а воду собрал в сосуд и хотел вылить в реку. И снова заснул.
Святой Арсений родился в городе Твери от благочестивых, благородных и зажиточных родителей. По прошествии некоторого времени они скончались, оставив сыну богатое наследство. Зная, что мы пришельцы и странники на земле, и что жизнь здесь кратка и недолговременна, а будущая – безконечна, Арсений раздавал свое имение бедным. Ибо сказано в Писании: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). Но завистник рода человеческого, видя благочестивую жизнь святого Арсения, воздвиг на него брань: он вложил некоторым сродникам блаженного мысль, что юноша не хорошо делает, щедро раздавая родительское имение. Сродники святого то советовали ему вступить в брак, то поносили и укоряли его: «Смотрите, этот святоша разорил весь дом родительский и без дела проводит свою жизнь».
Новости
3981 - 4000 из 5562
Начало
|
Пред.
|
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
|
След. |
Конец