Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
24.07.2013

ПОСРАМИЛА ЕРЕСЬ МОНОФИЗИТОВ. Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной

Святая великомученица Евфимия родилась, воспитывалась и увенчалась мученичеством в Халкидоне, Вифинском городе.

Четвертый вселенский соборСегодня вспоминается то чудо, которое было от честных ее мощей во время IV Вселенского собора Святых Отцов, происходившего в Халкидоне, и которым было явлено и утверждено Православное исповедание веры; чудо это явилось знамением для святых отцов, чтобы не приступать к общению со зловерными, и произошло следующим образом.

Патриарх Александрийский Диоскор и Евтихий, архимандрит Цареградский еще при жизни правоверного царя Феодосия воздвигли богохульную ересь на Господа нашего Иисуса Христа, сливая два Его естества, божеское и человеческое, в одно естество Божественное; они прельстили многих духовных и мирян своим зловерием, совратили в свою ересь многих знатных придворных и широко пользовались их вескою поддержкою.

Собрались Святые Отцы (в их числе святейший Анатолий, Патриарх Цареградский, Святейший Ювеналий, Патриарх Иерусалимский и посланники Святейшего Льва, папы римского) и зловерные во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским на совещание в церковь святой великомученицы Евфимии, находившуюся в предместье города около Босфора. Это была престольная церковь Халкидонской митрополии, весьма просторная, могущая вместить в себе большое количество народа; в ней почивали и мощи этой великомученицы, от которых творились дивные и славные чудеса: в день святой памяти ее, в который она пострадала за Христа, каждый год текла из честных мощей ее кровь, как будто только что вытекшая из ран; часто святая являлась молящимся ей с верою, или лежавшим в болезни, или приходившим в церковь к ее гробу, или же находившимся в различных бедах и призывавшим ее на помощь.

Много было на том Соборе у правоверных с еретиками рассуждений, прений и несогласий, так как зловерные никак не хотели согласиться с Православным учением.

Тогда Патриарх Анатолий предложил, чтобы с двух сторон, православными и еретиками, было написано свое вероисповедание, которые положили бы в ковчег с мощами св. Евфимии. С этим все согласились. Два вероисповедания были написаны и положены на груди великомученицы, ковчег был закрыт, запечатан царской печатью и была поставлена военная стража. Тогда все провели три дня в посте и молитве.

С наступлением четвертого дня пришел царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием. Так спор Божией силой разрешился в пользу Православия, а еретическое зловерие предали проклятию. Многие из еретиков, увидев такое чудо, обратились к Православию, а кто оставался непреклонным, тех лишили сана и сослали в заточение.

i.jpg

С этого времени иконописцы начали изображать на иконах святую великомученицу Евфимию со свитком в правой руке, в незабвенную память этого славного чуда во время собора.

В царствование Ираклия, попущением Божиим случилось нашествие персов на окрестности Халкидона, так что все предместье, по варварскому обычаю, было опустошено. Неприятели вошли и в церковь святой великомученицы и взяли все, что нашли; хотели открыть гроб святой, но никак не могли этого сделать: не только верхняя мраморная доска оставалась неподвижной, но даже и малого отверстия в гробу нельзя было сделать. Тогда персы принесли множество дров и хворосту, обложили гроб, наложили на него целую гору горючего вещества и зажгли, в надежде, что мрамор от сильного жара треснет. Но ничего не добились. Все, что было наложено, сгорело дотла, а гроб святой остался нисколько не поврежденным. Такою дивною сделал Бог Свою угодницу! По уходе персов царь с Патриархом решили перенести мощи в Царьград, боясь вторичного нашествия варваров на Халкидон. В Царьграде, близ ипподрома, построили церковь во имя святой, наподобие Халкидонской.

Однако иконоборный царь Лев Исаврянин не только святые иконы, но и мощи святых хулил, как пес, необузданным языком и уничижал их всячески. Видя и слыша о чудесах от честных мощей вмч. Евфимии, он приказал бросить ее мощи в море, но чудесным образом ковчег был перенесен на остров Лимнос и положен в церкви св. мч. Гликерии. Во время царицы Ирины ковчег с мощами снова был возвращен в Царьград на старое место.

«Жития святых» Димитрия Ростовского


<-назад в раздел

Русский календарь