Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕВФИМИЙ (ЛЮБОВИЧЕВ) 19.07.2013

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕВФИМИЙ (ЛЮБОВИЧЕВ)

Девятнадцатого июля в Святой Обители празднуют память преподобномученика Евфимия Оптинского. Мученичество – это наивысший подвиг в христианстве, ибо мученик отдает все, что имеет – жертвует всей своей жизнью, исповедуя веру. И с каждым страдальцем Христовым происходит чудо: благодатью Святаго Духа он приемлет мужество и силы для перенесения пыток, безусловно превосходящих человеческое естество.

Такой наивысший подвиг для христианина подъял и преподобномученик Евфимий. Будущий Святой родился в 1875 году в селе Буда Монастырская Калужской губернии в семье зажиточного крестьянина Алексея Павловича Любовичева. Отец скончался, когда мальчику исполнилось тринадцать лет, и с этого момента и до тех пор, пока не пришел срок военной службы, он стал жить с братом. Отслужив в армии, прмч. Евфимий в 1902 году поступил в Оптину Пустынь и 31 августа 1910 года был зачислен послушником в число братии.

В 1914 году, в связи с началом Первой мировой войны, он был снова призван в армию, служил в лазарете и попал в плен. По окончании войны в 1918 году св. Евфимий вернулся в Оптину, но монастырь вскоре был закрыт и превращен в музей, в котором он проработал до 1920 года, а затем поселился в городе Козельске, выполняя различные работы.

В июне 1930 года Евфимий отправился к архиепископу Смоленскому Серафиму (Остроумову), и тот рукоположил его во иеромонаха ко храму в городе Спас-Деменске. После рукоположения Владыка обратился к иеромонаху Евфимию с напутственным словом, в котором призвал его служить верой и правдой Церкви и благословил смело проповедовать в защиту веры Христовой. Этот святой завет для каждого православного человека отец Евфимий сохранил до последнего дня своей земной жизни.

В Спас-Деменске отец Евфимий прослужил три месяца; в это время освободилось место священника в селе Боброво, неподалеку от его родного села, и отец Евфимий переехал туда. Но недолгим было его служение. 16 марта 1931 года он был арестован, заключен в брянскую тюрьму и на следующий день допрошен.

Следователь предложил ему рассказать о священнике из соседнего села Николае Мансветове, который также был арестован. Отец Евфимий сказал, что отец Николай человек простой и к людям относится очень хорошо, особенно к беднякам. Следователь спросил иеромонаха, что он думает относительно колхозов.

– Я насчет колхозов думаю, – ответил отец Евфимий, – что в колхоз идти не могу по слабости здоровья; колхозы зависят от Божьей воли, но в Писании я нигде не находил про колхозы, а раз нет в Писании, то, значит, и колхозам не существовать.

30 марта следователь снова допросил священника, интересуясь, не агитировал ли тот среди крестьян против колхозов.

Отец Евфимий сказал:

– Ко мне на квартиру часто приходили женщины беднячки и середнячки, я вел с ними беседу, и они меня спрашивали, идти ли в колхоз или нет. На их вопросы я отвечал, ваша воля, хотите – идите, но в Писании про колхозы ничего не сказано, а раз это не сказано в Святом Писании, значит это не от Бога, а от диавола… А что я отсидел в тюрьме тринадцать дней, я очень доволен, ибо страдаю за веру, и в Писании сказано – страдать за веру, – добавил он.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в групповой антисоветской деятельности, направленной к подрыву и свержению советской власти путем использования бедняков и средняков для антисоветской агитации?
– Виновным я себя не признаю, против советской власти я не агитировал и мероприятиям советской власти не противодействовал. В свое оправдание показываю: я служил верой и правдой вере Христовой и всегда говорил, что все лишения происходят по воле Божьей, и мы должны терпеть до смерти. Советская власть в России – наказание от Бога народу русскому, который забыл веру Христову, забыл Царя Небесного и Его Помазанника на земле.

Никто и ничто не смогло столкнуть отца Евфимия с того крестного пути, который он избрал для себя: ни лютое время испытаний, которое прозвали «Русской Голгофой», ни даже тяжелая болезнь, за которой последовала его блаженная кончина 19 июля 1931 года.

Вся его земная жизнь была прожита во соответствии с духовным заветом Старца Никона: «Старайтесь всегда быть с Господом и тогда сможете быть исповедниками Христовыми, будете свидетельствовать о Нем так же твердо, так же безбоязненно, так же чудесно, как свидетельствовали святые Апостолы, святые Мученики и все Святые. <…> Если мы взошли на крест, то не должны сами сойти с него, как и Господь не Сам сошел со Креста, Его сняли. Так и мы не должны сами сходить со креста, а пусть и нас снимают со креста, а снять нас может только смерть, только Сам Христос, до тех же пор мы должны все терпеть с надеждой и упованием, что получим Царство Небесное. И если мы пройдем этот крестный путь, то будем с Господом в блаженные, безконечные веки».

<-назад в раздел

Русский календарь