Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ V КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, ПАТРИАРХА 23.04.2013

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ V КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, ПАТРИАРХА

Сей святой родился в бедной семье. В миру он носил имя Георгий. Отлично окончив греческую школу, он продолжал учиться на острове Патмос. Здесь он окончательно решил посвятить себя Богу и принял монашество с именем Григорий.

Аскетический образ жизни, большие познания в светских и богословских науках, сделали его известным митрополиту Смирнскому Прокопию. Григорий был вызван митр. Прокопием в Смирну и стал служить у него архидиаконом, затем исполнял должность протосинкелла. Здесь в 1783 г. он сделал перевод на новогреческий язык слов свт. Иоанна Златоуста о священстве. В 1785 г. митр. Прокопий стал Константинопольским патриархом, а его преемником по Смирнской кафедре был назначен Григорий.

Григорий дважды исполнял обязанности члена Синода (в 1793 и 1797). Во время второго пребывания в Синоде он был избран на Константинопольский Патриарший престол. В первое патриаршество (9 мая 1797 – 18 декабря 1798) Григорий старался обезпечить народу безопасность и спокойствие, направить его свободолюбивые стремления к реальным целям по возможности без ущерба для его гражданского положения в данных условиях. Он издал синодальный томос, запрещавший рукополагать во епископский сан лиц, состоявших ранее в браке и имевших детей. Патриарх принимал меры к разрешению споров монастырей, в частности, писал монахам Афона, что они не имеют права без его ведома ни продавать, ни покупать монастырских владений. Григорий восстановил типографию при патриархии; книги стали печататься под непосредственным надзором патриарха.

Низложение Григория произошло по следующим причинам. Во-первых, он считал долговременное пребывание архиереев в столице вредным для их паствы и приказал многим из них выехать из Константинополя, чем нажил себе врагов среди архиереев и их светских друзей. Во-вторых, в 1798 г. был казнен покровитель Григория господарь Валахии Константин Ханджери. В-третьих, Порта признавала недостаточными меры патриарха, принятые с целью водворить среди греков спокойствие во время французского похода в Египет. Он был насильственно устранен от власти и сослан в Халкидон, затем в Драму и наконец, на Афон, где жил в Иверском монастыре и в Великой Лавре.

Во второе патриаршество (10 октября 1806 – 10 сентября 1808) Григорий по-прежнему призывал народ к повиновению правительству и исполнению гражданских законов, боролся с финансовым кризисом в Патриархии. 10 ноября 1806 г. он издал синодальный томос, согласно которому запрещалось посвящать во пресвитера ранее 30-летнего возраста, во диакона моложе 25 лет и во иподиакона ранее 20 лет (14-е и 15-е правила Трулльского Собора). Архиереям, иереям, иеродиаконам и монахам не позволялось быть восприемниками при крещении, посажеными отцами и шаферами при браке. В январе 1807 г. Григорий опубликовал грамоту о совершении таинств крещения и покаяния ввиду замеченных злоупотреблений. Крещение должно совершаться в поместительной купели с достаточным количеством воды посредством троекратного погружения. Все христиане обязаны в течение постов исповедоваться и причащаться, начиная говение и молитвы не в конце поста, а в начале его.

В июле 1808 г. в Константинополе произошел дворцовый переворот, виновник которого Мустафа Байрактар, посадив на престол Махмуда II, стал фактическим распорядителем государственных дел. По его инициативе Григорий был низложен и удален на о. Принкипо, где прожил не менее года. Оттуда он был отправлен на Афон, в Иверский монастырь. 14 декабря 1818 г. Григорий был снова избран патриархом и 14 января 1819 г. вступил на престол.

Он придерживался той же программы, которая определилась в первые два Патриаршества. В 1819 г. Григорий основал специальное благотворительное учреждение – «Кивот милости» – с целью оказывать денежную помощь нуждавшимся христианам. Выдача субсидий производилась 4 раза в год – перед праздниками Рождества Христова, Пасхи, апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Источниками доходов для «Кивота милости» служили ежегодный взнос из патриаршей казны, пожертвования патриарха и вел. драгомана, архиереев, аристократии, купцов, ремесленных цехов, господарей Молдавии и Валахии и т. д.

В январе 1820 г. на имя митрополитов была издана грамота о метрических книгах. Предписывалось всем приходским священникам завести специальный кодекс для записи крестившихся и отмечать в нем время рождения, год, месяц и день совершения крещения, имена восприемников и священника. Григорий много содействовал восстановлению русского монастыря вмч. Пантелеимона на Афоне.

Григорий разделял идеи греческого ученого Кумаса, представившего в 1819 г. доклад о школьной реформе, согласно которой преимущественное внимание должно уделяться изучению богословия и философии. В особом окружном послании Григорий призывал свою паству к просвещению в духе Православия, а также указывал на то, что христиане должны давать своим детям только христианские имена, и порицал распространившуюся в то время моду называть детей древними языческими именами.

В начале греческого национально-освободительного восстания 1821–1829 гг. султан приказал Григорию особым посланием известить греков об амнистии, если они сохранят верноподданство Порте, внушить им спокойствие, поставив ответственными за это епархиальных архиереев, силой своей власти разрешить участников «Филики этерия» от данной ими клятвы и побудить их к раскаянию, отлучить от Церкви всех их сообщников. Этот фирман был прочитан 3 марта 1821 г. вел. драгоманом Порты Константином Мурузи в присутствии Григория, митрополитов и представителей народа. Грамота была оглашена одним из архиереев 11(23) марта, в воскресенье, после Божественной литургии в патриаршем храме. Кроме этого документа патриарх и синод по ходатайству Порты перед иностранными посольствами в Константинополе издали особую отлучительную грамоту против Ипсиланти, Суцу и их единомышленников, которая была распространена в Молдавии и Валахии. Обе грамоты, однако, не имели никакого результата. Поэтому султан Махмуд начал репрессии против греков, преимущественно среди фанариотов и духовенства. Так, 24 марта был повешен Эфесский митр. Дионисий (Каллиархис), член синода, имевший родственные отношения среди фанариотов. Затем были заключены в тюрьму митрополиты Афанасий Никомидийский, Григорий Дерконский и Евгений Анхиальский. Оставшиеся в живых фанариоты были выселены с Фанара на Босфор и отданы под строгий надзор полиции, а Фанар сделался лобным местом, где ежедневно происходили казни. От Григория было потребовано личное поручительство за соблюдение порядка и гражданское повиновение всех греков империи. Некоторые фанариоты и архиереи решили предложить для успокоения султана общее поручительство относительно порядка в столице. Когда Григорий сообщил об этом вел. везиру, то он не только не согласился на это предложение, но и потребовал, чтобы в Порту были присланы еще три архиерея – Иосиф Фессалоникийский, Дорофей Адрианопольский и Иоанникий Тырновский. 4 апреля был казнен вел. драгоман Порты Мурузи.

На Пасху утреню и литургию совершал Григорий с 12 митрополитами; храм был почти пуст, т. к. говорили, что турки намерены в пасхальную ночь истребить всех христиан. По окончании богослужения Григорий и архиереи отправились в патриаршие покои, куда прибыл и вел. драгоман Ставракис Аристархис. В присутствии всех чиновников он прочитал указ о низложении патриарха, после чего Григорий был уведен и заключен в константинопольскую тюрьму бостанджи-баши. В то время когда в Патриархии происходила церемония избрания нового патриарха Евгения II, Григорий был посажен в лодку и в сопровождении 4 чаушей и палача привезен к пристани Фенер, недалеко от патриархии, где был повешен. Тело Григория провисело 3 дня, никто из греков не решался купить его у палача, боясь обвинения в сочувствии мученику. На 4-й день Константинопольские евреи купили тело патриарха за 800 пиастров, привязали за ноги, с криками и ругательствами протащили по улицам и бросили в море. Тело было найдено греками и тайно увезено в Одессу, где было с честью погребено 19 июня 1821 г. в церкви Св. Троицы. В 1871 г. мощи Григория были перевезены из Одессы в Афины и положены в Большой Митрополии.


Источник: Православная энциклопедия


<-назад в раздел

Русский календарь