Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
ПАМЯТЬ ПРЕП. СЕВАСТИАНА КАРАГАНДИНСКОГО, ИСПОВЕДНИКА. 19.04.2013

ПАМЯТЬ ПРЕП. СЕВАСТИАНА КАРАГАНДИНСКОГО, ИСПОВЕДНИКА.

Третьего января 1909 года Стефан (будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский) был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого, в 1911 году, перешел под старческое руководство к отцу Нектарию и до 1923 года оставался при нем келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. В 1917 году Стефан был пострижен в мантию с именем Севастиан.

В это время начинались гонения на Церковь Христову. 10 / 23 января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал действовать под видом сельскохозяйственной артели. Одновременно на его территории был устроен музей. Скит к тому времени уже не существовал. Все жили практически одним днем. Вскоре году монастырские службы были полностью прекращены, и власти приступили к выселению монахов.

В 1927 году монах Севастиан принял священство от Калужского епископа. После кончины старца Нектария, в 1928 году, отец Севастиан приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он прослужил до 1933 года, вплоть до своего ареста. Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе пение благоговейное, монастырское. В этот период он вел в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братией Оптиной Пустыни.

В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах Батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».

Его приговорили к 7-летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и поврежденную левую руку. Но и в ссылке он проводил воскресный день в молитве и беседе. Ночные дежурства Батюшка также проводил в молитве, никогда не позволяя себе спать. «В заключении я был, – вспоминал Старец, – а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

В лагере отца Севастиана били и истязали, снова требуя, чтобы он отрекся от Бога. Но на это он сказал: «Никогда». И за это его отправили в барак к уголовникам: «Там тебя быстро перевоспитают», – сказали ему. Но Господь сохранил жизнь Исповеднику, зная, сколько тот послужит впоследствии людям.

После освобождения он остался в селе Большая Михайловка под Карагандой и окормлял всех стремящихся к Богу, приходил к ним в дома, совершал требы, хотя разрешения на это со стороны властей не было – «народ в Караганде был верный – не выдадут». Батюшку полюбили и в окрестностях, поверили в силу его молитв. Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада Старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте.

Отец Севастиан любил бывать в поселке Мелькомбинат. Он говорил, что в Михайловке у него «Оптина», а на Мелькомбинате – «Скит». Туда он собирал своих сирот и вдов, покупал им домики и опекал их. И когда он приезжал на Мелькомбинат помолиться, люди бросали свои дела и заботы и спешили к Старцу – лишь бы получить благословение и утешиться.

Только в 1955 году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, общими усилиями удалось построить храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Священников Батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община, о которой архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) говорил так: «Батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».

Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником ее великих Старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он неисповедимыми судьбами Божиими пронес свое старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, многострадальной Караганде.

Скончался отец Севастиан 6 / 19 апреля 1966 года – на Радоницу. Погребен он был на Михайловском кладбище.

Прославление Старца как местночтимого святого Алма-Атинской епархии совершилось в 1997 году. 22 октября / 4 ноября 1997 года были обретены его святые мощи. В августе 2000 года Севастиан Карагандинский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. В настоящее время его мощи почивают в Свято-Введенском соборе города Караганды.

 

Источники:
«Жития новомучеников и
исповедников Российских» игумена Дамаскина
(ОРЛОВСКОГО

<-назад в раздел

Русский календарь