15.03.2013
ЧТО ТАКОЕ ШЕСТОПСАЛМИЕ
Как тяжело, как больно бывает видеть, что лишь только начнут на всенощной службе читать шестопсалмие, как богомольцы потянутся один за другим из церкви... Куда? Да просто по монастырю побродить, где-нибудь посидеть, попразднословить... Да еще иной оправдывается: в церкви, говорит, душно, я устал, — пусть там читают шестопсалмие да кафисмы, а я пока отдохну... Но, друг мой! Для кого же будут читать в церкви шестопсалмие и кафисмы, если мы все уйдем оттуда? Хоть бы ты одно только подумал: ведь недаром же Церковь Православная положила повторять эти шесть псалмов неотложно на каждой утрени (кроме Пасхальной), недаром же она в своем уставе заповедала: "Читать шестопсалмие не спешно, протяжно, во услышание всех. Когда читается шестопсалмие, говорит устав церковный, тогда подобает нам со всяким вниманием прилежно слушать, ибо сии псалмы исполнены покаяния и умиления.
15.03.2013
СВЯТИТЕЛЬ АРСЕНИЙ, ЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ
В то время в Лавре было много подвижников, и он внимательно присматривался к их жизни, стараясь им подражать. Нравственные качества молодого инока в соединении с его блестящим умом обратили на него внимание митрополита Киевского Киприана. Он приблизил его к себе и сделал своим архидиаконом и письмоводителем. Молодому ревнителю иноческого уединения оставалось покориться, и он просил только не возводить его на более высокие должности. Когда же настала пора митрополиту Киприану ехать в Москву на вдовствующую после смерти митрополита Алексия кафедру Владимирскую, он взял Арсения с собой, и в Твери, по просьбе князя и граждан, знавших его родителей и его самого, возвел его в сан епископа Тверского.
Последовав слову своего духовного отца, преподобный Мартирий поступил в монастырь – теперь уже – Тихвинский, памятуя о явлении ему в огненном столпе иконы Богородицы Одигитрии, в надежде, что она, Путеводительница, «направит стопы его» и разрешит все его недоумения. В монастыре уже жил ученик его Авраамий. Поселившись с ним в одной келье, Преподобный поведал ему об отшельнической жизни и рассказал о своем желании идти в Поморье, подальше от людей. Авраамий же не одобрил этого и сказал: «Не ходи, отче, ни в Поморье, ни куда еще, но иди в пустыню в то место, о котором я скажу тебе..
Однако и в ссылке свт. Арсений не переставал обличать действия обезцерковленных властей в отношении церковных имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины II-й на престол, сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу. Делу Владыки был дан характер политический, и в конце 1767 г. он был лишён монашества и приговорён к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате. В феврале 1772 г. свт. Арсений заболел и пожелал причаститься. Перед вошедшим священником вместо изможденного узника предстало чудесное видение архиерея в полном облачении. 28 февраля владыка скончался и вечером того же дня был погребен как мiрянин у северной стены деревянной Никольской церкви. На стене каземата до начала XX в. оставалась надпись, выцарапанная священномучеником Арсением: «Благо мне, яко смирил мя еси».
Преподобный Фалалей Сирийский жил в V веке, родом был из Киликии (Малая Азия), принял иночество в обители Саввы Освященного и там же был рукоположен во пресвитера. Позднее, удалившись в Сирию, недалеко от города Гавала, он нашел заброшенное языческое капище, окруженное гробницами, и поселился там в палатке. Место это имело дурную славу, так как обитавшие там нечистые духи устрашали путников и причиняли им много зла.
Тут преподобный и жил, молясь день и ночь в полном уединении. Бесы часто нападали на святого, устрашая его видениями и голосами. Но преподобный, с помощью Божией, победил, в конце концов, силу вражию, которая более не стала его тревожить. Тогда преподобный еще более усилил свой подвиг: он построил себе хижину, столь тесную, что мог помещаться в ней, только сильно пригнув голову, и там прожил около 10 лет.
Тут преподобный и жил, молясь день и ночь в полном уединении. Бесы часто нападали на святого, устрашая его видениями и голосами. Но преподобный, с помощью Божией, победил, в конце концов, силу вражию, которая более не стала его тревожить. Тогда преподобный еще более усилил свой подвиг: он построил себе хижину, столь тесную, что мог помещаться в ней, только сильно пригнув голову, и там прожил около 10 лет.
11.03.2013
БОЛЬШОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ КАТОЛИКОВ
Малая закваска квасит все тесто (1 Кор. 5, 6). Католическая закваска гордости, преобладания и главенства в Церкви папы римского заквасила все католичество гордостью, ложью, лицемерием, неправдою, двоедушием, фанатизмом, злобою, ожесточением на Православие и православных, непримиримостью, ложными догматами, измышленными не к прославлению, а к поруганию Церкви Божией, к надругательству над истиною ее и к большему и большему отчуждению от Христа и от Церкви Его. Кто познает и опишет эту пагубную, диавольскую закваску, положенную гордыми папами в небесную непорочную веру Христову, и беду всего католичества от неправости веры! Боже праведный, очисти веру Твою от мудрования неправедных, от этой закваски лукавого!
Но нечестивые жители одного селения около Газы, ожидая его прихода, весь путь тот, которым надлежало идти христианскому епископу святому Порфирию, устлали тернием, выкопали на нем рвы, навозили множество смрадного навоза и закурили дым великий и смрадный, так что сделали путь тот неудобным для прохода: это они сделали из ненависти к христианам и из бесовской вражды против святого Порфирия. Таким образом, много препятствий претерпевал на пути святой вместе со спутниками своими, терпя и от рвов, и от терния, и от дыма и трудившись весь день; наконец, ночью они пришли в город.
Что сказано о людях, никогда не творивших дел любви, никогда никого не одевших, не накормивших, не приютивших, не посетивших в болезни и темнице? Если так поступали, то были чужды любви, это значит, были чужды Богу-Любви. Если нет в сердце человека любви, то чужд он Богу. Что же будет с несчастным человеком, который отверг путь любви и предпочел путь зла? С ним будет невыразимо ужасное, тяжкое: он попадет в общение и власть тех, кто в самые древние времена отверг Бога-Любовь, •Его власть над собой, кто захотел жить своим разумом, идти своим путем. Это диавол и ангелы его, которые восстали против Бога и стали врагами Его.
Когда человек отвергнет путь Христов, презрит Его, то будет жить, творя волю свою, на самом деле волю того, в чью власть попал – волю отца зла, ненависти и нечистоты.
Когда человек отвергнет путь Христов, презрит Его, то будет жить, творя волю свою, на самом деле волю того, в чью власть попал – волю отца зла, ненависти и нечистоты.
Но вот однажды он заболел, и так тяжело, что семь дней лежал с закрытыми глазами, не говоря ни слова, и лишь по дыханию можно было видеть, что он еще жив. Думая, что он умирает, вся братия собралась к нему и с ужасом говорила: «Горе, горе душе этого брата, он жил во грехах и лености, ныне же душа его видит страшное видение, мятется и не может выйти из тела».
По государеву повелению В 1551 году открылся Стоглавый собор в Москве, в Царских палатах, в присутствии самого Царя Иоанна IV Грозного, князей и бояр. Председательствовал на Соборе св. митрополит Московский Макарий.
«Державный Самодержец, – читаем в соборной книге, – прекроткий Царь Иоанн, осияваемый благодатию Святаго Духа, подвигся теплым желанием не только об устроении земском, но и об исправлении многоразличных дел церковных. Он возвестил о том отцу своему, митрополиту Макарию, и повелел составить Собор. Когда повеление царское услышали архиереи Русской земли, они объяты были невыразимою радостию и, как небопарные орлы, поспешили в Москву, и чудно было видеть царствующий град, красовавшийся пришествием отцов».
«Державный Самодержец, – читаем в соборной книге, – прекроткий Царь Иоанн, осияваемый благодатию Святаго Духа, подвигся теплым желанием не только об устроении земском, но и об исправлении многоразличных дел церковных. Он возвестил о том отцу своему, митрополиту Макарию, и повелел составить Собор. Когда повеление царское услышали архиереи Русской земли, они объяты были невыразимою радостию и, как небопарные орлы, поспешили в Москву, и чудно было видеть царствующий град, красовавшийся пришествием отцов».
08.03.2013
ПЕРВОНАЧАЛЬНИК ОБИТЕЛИ «НЕУСЫПАЮЩИХ»
Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом своего ученика, опытного старца Трофима, отправился с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия и обращения к духовной жизни. Дойдя до Константинополя, столицы Византийской империи, он и здесь основал обитель с излюбленным им уставом «неусыпающих». Скончался преподобный авва в глубокой старости после пятидесяти лет непрестанных иноческих подвигов. Датой его преставления называют 430 год.
07.03.2013
ЧУДЕСНОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ
Во время нечестивых царей римских, когда христиане многократно подвергались гонениям, безчисленное множество исповедников Христовых и мучеников претерпели различные муки; их святые тела, повергаемые без погребения на съедение зверям и птицам, верующие тайно убирали и с честью погребали в потаенных местах, в домах или вертоградах. Так и в Евгенийских селениях было погребено много святых мучеников, пострадавших за Христа; их мощи долгое время были неведомы. Между тем еллинскому нечестию пришел конец, мучители с безславием погибли, а на престолы вступили христианские цари; всю вселенную озарил свет святой веры, и церковь Христова стала процветать в глубокой тишине.
Еретики же арианствующие, которые при преемниках императора Константина приобрели уже полное влияние, для большего стеснения святого Евстафия и надзора за его деятельностью настояли на издании еще императорского указа о переселении его из Фракии в македонский город Филиппы. Там около 345 года святитель Евстафий Антиохийский, всю жизнь свою неустанно боровшийся против еретических заблуждений и проповедовавший правильную веру в Бога Истинного, скончался.
21 февраля 1613 года Михаил Феодорович был торжественно провозглашен Государем и Великим Князем Всея Руси Самодержцем. Благодарственное молебствие о здравии Богом избранного Государя, совершившееся во всех церквах с колокольным звоном, и всенародная присяга заключили это достопамятное событие.
Дело было за малым. Сам новоизбранный царь ничего еще не ведал о своем державном достоинстве, хоронясь в костромской глубинке. Потому для испрошения его согласия было отправлено особое посольство из духовных и светских чинов, с инструкциями и грамотами. Можно долго рассказывать о том, как отказывался от высокого избрания юный государь, как упорно не давала сыну своего материнского благословения старица Марфа. Казалось, уговоры безсмысленны.
Дело было за малым. Сам новоизбранный царь ничего еще не ведал о своем державном достоинстве, хоронясь в костромской глубинке. Потому для испрошения его согласия было отправлено особое посольство из духовных и светских чинов, с инструкциями и грамотами. Можно долго рассказывать о том, как отказывался от высокого избрания юный государь, как упорно не давала сыну своего материнского благословения старица Марфа. Казалось, уговоры безсмысленны.
Это преславное чудо всех привело в ужас, ибо держа в пламени волхва, сам святитель, не только не опалился в огне, но даже огонь не коснулся его святительских облачений: роса Духа Святого окружила его в пламени и защищала от опаления; слух об этом прошел по всем концам земли; цари, узнав о таком чуде, призвали святого с великой честью к себе в Царьград и, припав к его честным ногам, умоляли его помолиться за них. Входя же в царскую палату, блаженный нес на своей одежде горящие угли, и одежда его не опалялась. И много других чудес сотворил этот великий угодник Божий: он подавал слепым прозрение, больным исцеление, изгонял из людей бесов, сокрушил своей молитвой идольское капище и своим словом ниспроверг идолов; наконец, в старости он преставился Господу.
04.03.2013
В БОЛЬШОМ И В МАЛОМ ОКАЗЫВАЛ РАВНО ВЕЛИКОЕ ПОСЛУШАНИЕ. Преподобный Досифей, ученик аввы Дорофея
Досифей был родственником одного богатого воеводы и жил в большой неге и роскоши. В детстве крещеный, он никогда не слыхал слова Божия. Но однажды пришлось ему быть в святом Иерусалиме, и, гуляя по Гефсимании, он увидел изображение Страшного Суда. Со вниманием и удивлением рассматривал его Досифей, и вдруг ему явилась Богородица (а он думал, что это обычная женщина), и стала рассказывать о наказании за грехи. Юноша изумился этим повествованием, ибо ранее ничего не знал о Суде, и воскликнул: „Госпожа! Что мне делать, чтобы спастись?" Она отвечала ему: „Постись, не ешь мяса, молись часто и избавишься от мук".
03.03.2013
ЖИЛ БЛАГОЧЕСТИВОЙ И БОГОУГОДНОЙ ЖИЗНЬЮ Житие святого Агапита исповедника, епископа Синадского
Еще в молодых годах он принял иночество и поступил в один из монастырей своей родины, где подвизалось более тысячи иноков. Там он ревностно подвизался в посте, бодрствовании и молитве, что у всех вызывал удивление и за свои строгие подвиги пользовался в обители всеобщею любовью. Он носил одежду из древесной коры, питался нередко в течете 80-ти дней золою вместо хлеба, отказывался от сна и, почитая и называя всех иноков обители своими господами, старался быть полезным им разными монастырскими услугами. За такие подвиги Господь сподобил преподобного благодати чудотворения. Молитвою он однажды умертвил змея, а потом исцелил одну девицу, которая страдала от тяжкого недуга.
Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Патриарх Гермоген отказался подписать грамоту о капитуляции России перед поляками и писал свои грамоты с призывом встать на защиту Москвы и Веры Православной. Его подвиг позволил вывести страну из хаоса смуты и состояния обреченности. Приводим текст последней из дошедших до нас грамот восьмидесятилетнего святителя из заточения в Чудовом монастыре:
Алтай являл собой разительный контраст: царски роскошная, поражающая взор своей красотой природа и убогая жизнь ее обитателей. Нищета, жалкий быт, отсутствие медицинской помощи и постоянная грязь в жилищах вызывали кожные и другие болезни. Люди были суеверны, сознание было примитивным. На религию смотрели только с точки зрения практической пользы. Трудно было таким людям открывать духовную высоту истинной веры. Чаще всего к миссионерам обращались в состоянии тяжелой болезни, выражая готовность креститься, если он исцелит их. Поэтому отец Макарий нередко действовал как врач. Господь нередко через него совершал чудеса.
Во всю свою жизнь он ничего другого не носил на теле, кроме кожаной одежды, а питался только квашеным горохом и бобами. Пренебрегая телесной немощью, Преподобный поступал так до самой глубокой старости, когда уже все зубы его выпали, так что нельзя уже было разжевывать ими пищу, и, мужественно перенося всякую непогоду, никогда не жил в доме. Лицо у него было сморщено и все члены тела до того истощены, что пояс не мог держаться на нем: так исхудали его ноги и поясница.
Новости 4181 - 4200 из 5562
Начало | Пред. | 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 | След. | Конец