Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
ИМЯ ЕГО ПРОИЗНОСИЛОСЬ С ВЕЛИКИМ УВАЖЕНИЕМ. Житие свт. Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского 01.03.2013

ИМЯ ЕГО ПРОИЗНОСИЛОСЬ С ВЕЛИКИМ УВАЖЕНИЕМ. Житие свт. Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского

Родился Владыка в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 году в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной благочестивой семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого (фамилия Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии). Ребенок был очень слаб, поэтому его сразу же крестили с именем Михаил и в белой крестильной рубашке положили под святые иконы в ожидании смерти. Но младенец остался жить, хотя на всю жизнь остался очень слабым физически.

Первые часы стали как бы прообразом его земного пути: всю свою долгую жизнь он так мало брал от жизни, так слабо был связан с земным. С раннего детства Михаил был связан с молитвой, с храмом.

В 1843 году отец будущего святителя от крайней нужды переезжает со всей семьей в далекую Сибирь. Сначала в Тобольск, а после в с. Верх-Ануйское Томской епархии. Тогда у Михаила Парвицкого родилось горячее желание поехать миссионером на Алтай. Отрок поступил в духовную семинарию и остался один в Тобольске. Здесь начался его аскетический путь.

В 1854 году Михаил после окончания семинарии (вторым по разрядному списку), вопреки блестящей перспективе продолжить обучение в столице и стать богословом, осуществляет свое желание жертвенного служения Богу и людям: «Тридцатилетняя жизнь на Алтае была для неопытности моей той академией миссионерства, какую некогда открыть предполагалось в центре России…»

Родители благословили Михаила, и он 22 февраля 1855 года был принят в Алтайскую миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника. Три с половиной десятилетия самоотверженных и суровых трудов по просвещению алтайцев отмечены чудесными явлениями помощи Божией. Будущий митрополит очень скоро освоил язык местных жителей и перевел на него священные книги. В 1855-57 годах он трудился учителем церковного пения в Улалинском училище и служил псаломщиком в церкви.

С 1857 года Михаил Невский становится рясофорным послушником. 16 марта 1861 года он принял монашеский постриг с именем Макария. На другой день епископ Томский и Енисейский Порфирий (Соколовский) рукоположил его в иеродиакона. 19 марта состоялась иерейская хиротония. С принятием священства миссионерские возможности отца Макария расширились: теперь он мог сам крестить, преподавать святые Христовы Тайны, насколько позволяли условия совершать службы.

Алтай являл собой разительный контраст: царски роскошная, поражающая взор своей красотой природа и убогая жизнь ее обитателей. Нищета, жалкий быт, отсутствие медицинской помощи и постоянная грязь в жилищах вызывали кожные и другие болезни. Люди были суеверны, сознание было примитивным. На религию смотрели только с точки зрения практической пользы. Трудно было таким людям открывать духовную высоту истинной веры. Чаще всего к миссионерам обращались в состоянии тяжелой болезни, выражая готовность креститься, если он исцелит их. Поэтому отец Макарий нередко действовал как врач. Господь нередко через него совершал чудеса.

Даже в самых захолустных уголках, недоступных дебрях и среди язычников имя святого Макария произносилось с великим уважением. Такая популярность достается в удел немногим.

29 июля 1871 года иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а в 1875 году стал помощником начальника Алтайской миссии. Пастырю пришлось переехать и расстаться со своей паствой. Труды его усугубились. В 1880 году была учреждена Бийская кафедра: в 1883 году отцу Макарию был дан сан архимандрита, 12 февраля 1884 года – епископа Бийского, а 26 мая 1891 года Владыка Макарий определен епископом Томским и Семипалатинским. Он возглавил также Томский комитет Православного Миссионерского общества.

Просветительское влияние распространилось также на Киргизию (в 1882 году была открыта Киргизская миссия, которую также возглавлял отец Макарий), Нарымский край, Минусинский округ.

6 мая 1906 года Владыка был возведен в сан архиепископа. А 25 ноября 1912 года от Царя Николая II издается «Высочайший рескрипт о назначении Архиепископа Томского на Московскую Митрополию».

Не только далекий Алтай, но и первопрестольная Москва нуждалась в пастырях-подвижниках. С покорностью воле Божией 77-летний архиепископ принял на себя труды по управлению Московской митрополией.

20 марта 1917 года Св. Синод, в частности обер-прокурор В. Н. Львов (ставленник Временного правительства), насильственно лишил митрополита Макария Московского кафедры. Владыка сильно скорбел, живя после этих событий в «духовном заточении» в Николо-Угрешском монастыре, здесь он подвергался нападению со стороны безбожных власти и народа.

В 1920 году Владыку постигла болезнь, которая до конца жизни изменила внешний строй его жизни – частичный паралич. Но и в болезни вел он жизнь подвижническую. В феврале 1926 года Владыка заболел воспалением легких. 16 февраля (1 марта) святитель Божий, глубоко вздохнув, тихо предал дух свой Господу.

Похоронен был митрополит в ограде, близ алтаря местной церкви села Котельники, где он жил с 1925 года после закрытия Николо-Угрешского монастыря. Во 2-й половине XX века тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора. В 2000 году на Архиерейском соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.

По материалам интернет-ресурсов


<-назад в раздел

Русский календарь