Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
«БЛАГО МНЕ, ЯКО СМИРИЛ МЯ ЕСИ». Память сщмч. Арсения (Мацеевича) митр. Ростовского 13.03.2013

«БЛАГО МНЕ, ЯКО СМИРИЛ МЯ ЕСИ». Память сщмч. Арсения (Мацеевича) митр. Ростовского

Сщмч. Арсений, митр. Ростовский (в мiру Александр Мацеевич) родился в 1697 (или 1696) г. во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.

 Получил образование в Киевской Духовной Академии, в 1733 г. Александр был уже иеромонахом Арсением. Он имел проповеднический и педагогический талант. В этом же году он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заточёнными там староверами, результатом чего стало появление его «Увещевания к раскольнику»

 В 1734-37 гг. о. Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. Во время путешествий он заболел цингой, и 25 января 1737 г. получил увольнение от флотской службы.

 В 1737 г. он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу о. Арсения. Посвящённый в 1741 г. в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещённых инородцев от притеснений воевод, а духовенство – от вмешательства светского суда. Святитель проявил себя строгим ревнителем Православия.

 Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье вл. Арсения, и вскоре по воцарении Елисаветы Петровны он был переведён в 1742 г. на кафедру в Ростов с назначением членом Синода, с которым неоднократно вступал в конфликты.

 В 1-й год пребывания на Ростовской кафедре владыка Арсений потрудился на восстановление благочиния служебного, катехизации приходов; овдовевшие священники в обязательном порядке должны были принять постриг; многие священнослужители, уличенные в недостойном поведении или приверженности к суевериям, были запрещены в служении или извергнуты из сана; к нарушавшим церковное благочиние клирикам владыка применял телесные наказания. По инициативе свт. Арсения были обретены мощи и прославлен свт. Димитрий Ростовский. Также владыка оставил после себя большую библиотеку своих проповедей и увещаний.

 Примечательно, что в 1759 г. вл. Арсений вступил в конфликт с назначенным ректором Ярославской духовной семинарии Владимиром Каллиграфом, в проповедях которого усмотрел «жидовство и кальвинизм». Вообще же, дисциплинарная строгость архиерея считалась образцовой, к его совету в затруднительных случаях не раз обращались другие владыки, в том числе члены Синода.

 Строгий к подчинённым, Владыка становится в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает перед Екатериной II-й на удалении светских чинов из состава Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонической основы, и делает вывод о необходимости восстановления Патриаршества. Записка свт. Арсения «О благочинии церковном» явилась первым протестом Российской иерархии против синодальной системы.

 Ещё более обострились отношения вл. Арсения со светской властью, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.

 В Неделю Торжества Православия 1763 года свт. Арсений, помимо анафемы еретикам, совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри», «принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения».

 В марте вл. Арсений подал два соответственных донесения в синод. В своих посланиях он избегал нападок на императрицу, однако некоторые архиереи усмотрел в них «оскорбление Ее Императорского Величества». Делу был придан политический оборот, и накануне Вербного воскресенья свт. Арсений был арестован и под конвоем доставлен в московский Симонов монастырь. Несмотря на то, что шла Страстная седмица, императрица повелела немедленно начать синодальный суд. На допросе свт. Арсений заявил: «В доношении своем 6 марта ничего к оскорблению Ее Императорского Величества быть не уповал, а все то писал по ревности и совести, чтобы не быть двоедушным». Однако Владыка был осуждён, низведён в звание простого монаха и заточён в Карельский Николаевский монастырь. По преданию, когда со сщмч. Арсения снимали святительские одежды, владыка укорял участвовавших в суде архиереев, предсказав их кончину. Митр. Димитрию (Сеченову) он предрек: «Ты задохнешься от своего собственного языка» (он скончался от апоплексического удара); епископу Амвросию (Зертис-Каменскому): «Яко вол, ножем зарезан будеши», что произошло в 1771 г. при холерном бунте.

 Однако и в ссылке свт. Арсений не переставал обличать действия обезцерковленных властей в отношении церковных имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины II-й на престол, сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу. Делу Владыки был дан характер политический, и в конце 1767 г. он был лишён монашества и приговорён к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате. В феврале 1772 г. свт. Арсений заболел и пожелал причаститься. Перед вошедшим священником вместо изможденного узника предстало чудесное видение архиерея в полном облачении. 28 февраля владыка скончался и вечером того же дня был погребен как мiрянин у северной стены деревянной Никольской церкви. На стене каземата до начала XX в. оставалась надпись, выцарапанная священномучеником Арсением: «Благо мне, яко смирил мя еси».

 Уже при жизни свт. Арсения почитали в народе невинным страдальцем и святым. Один архимандрит за рассказ о явлении некоему диакону во сне свт. Димитрия Ростовского, сказавшего, что владыка Арсений угодник больший, чем он, был лишен сана и сослан в Иркутский монастырь. 14 апреля 1813 г. в память невинных страданий свт. Арсения в Андреевской пустыни Соловецкого монастыря был установлен крест. На Поместном Соборе РПЦ 28 июня 1918 г. свт. Арсений был восстановлен в сане митрополита, а в 2000 г. канонизирован Архиерейским Собором РПЦ.

 

По материалам православных сайтов


<-назад в раздел

Русский календарь