
«БЛАГО МНЕ, ЯКО СМИРИЛ МЯ ЕСИ». Память сщмч. Арсения (Мацеевича) митр. Ростовского
Сщмч. Арсений, митр. Ростовский (в мiру Александр Мацеевич) родился в 1697 (или 1696) г. во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.
Получил образование в Киевской Духовной Академии, в 1733 г. Александр был уже иеромонахом Арсением. Он имел проповеднический и педагогический талант. В этом же году он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заточёнными там староверами, результатом чего стало появление его «Увещевания к раскольнику»
В 1734-37 гг. о. Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. Во время путешествий он заболел цингой, и 25 января 1737 г. получил увольнение от флотской службы.
В 1737 г. он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу о. Арсения. Посвящённый в 1741 г. в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещённых инородцев от притеснений воевод, а духовенство – от вмешательства светского суда. Святитель проявил себя строгим ревнителем Православия.
Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье вл. Арсения, и вскоре по воцарении Елисаветы Петровны он был переведён в 1742 г. на кафедру в Ростов с назначением членом Синода, с которым неоднократно вступал в конфликты.
В 1-й год пребывания на Ростовской кафедре владыка Арсений потрудился на восстановление благочиния служебного, катехизации приходов; овдовевшие священники в обязательном порядке должны были принять постриг; многие священнослужители, уличенные в недостойном поведении или приверженности к суевериям, были запрещены в служении или извергнуты из сана; к нарушавшим церковное благочиние клирикам владыка применял телесные наказания. По инициативе свт. Арсения были обретены мощи и прославлен свт. Димитрий Ростовский. Также владыка оставил после себя большую библиотеку своих проповедей и увещаний.
Примечательно, что в 1759 г. вл. Арсений вступил в конфликт с назначенным ректором Ярославской духовной семинарии Владимиром Каллиграфом, в проповедях которого усмотрел «жидовство и кальвинизм». Вообще же, дисциплинарная строгость архиерея считалась образцовой, к его совету в затруднительных случаях не раз обращались другие владыки, в том числе члены Синода.
Строгий к подчинённым, Владыка становится в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает перед Екатериной II-й на удалении светских чинов из состава Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонической основы, и делает вывод о необходимости восстановления Патриаршества. Записка свт. Арсения «О благочинии церковном» явилась первым протестом Российской иерархии против синодальной системы.
Ещё более обострились отношения вл. Арсения со светской властью, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.
В Неделю Торжества Православия 1763 года свт. Арсений, помимо анафемы еретикам, совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри», «принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения».
В марте вл. Арсений подал два соответственных донесения в синод. В своих посланиях он избегал нападок на императрицу, однако некоторые архиереи усмотрел в них «оскорбление Ее Императорского Величества». Делу был придан политический оборот, и накануне Вербного воскресенья свт. Арсений был арестован и под конвоем доставлен в московский Симонов монастырь. Несмотря на то, что шла Страстная седмица, императрица повелела немедленно начать синодальный суд. На допросе свт. Арсений заявил: «В доношении своем 6 марта ничего к оскорблению Ее Императорского Величества быть не уповал, а все то писал по ревности и совести, чтобы не быть двоедушным». Однако Владыка был осуждён, низведён в звание простого монаха и заточён в Карельский Николаевский монастырь. По преданию, когда со сщмч. Арсения снимали святительские одежды, владыка укорял участвовавших в суде архиереев, предсказав их кончину. Митр. Димитрию (Сеченову) он предрек: «Ты задохнешься от своего собственного языка» (он скончался от апоплексического удара); епископу Амвросию (Зертис-Каменскому): «Яко вол, ножем зарезан будеши», что произошло в 1771 г. при холерном бунте.
Однако и в ссылке свт. Арсений не переставал обличать действия обезцерковленных властей в отношении церковных имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины II-й на престол, сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу. Делу Владыки был дан характер политический, и в конце 1767 г. он был лишён монашества и приговорён к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате. В феврале 1772 г. свт. Арсений заболел и пожелал причаститься. Перед вошедшим священником вместо изможденного узника предстало чудесное видение архиерея в полном облачении. 28 февраля владыка скончался и вечером того же дня был погребен как мiрянин у северной стены деревянной Никольской церкви. На стене каземата до начала XX в. оставалась надпись, выцарапанная священномучеником Арсением: «Благо мне, яко смирил мя еси».
Уже при жизни свт. Арсения почитали в народе невинным страдальцем и святым. Один архимандрит за рассказ о явлении некоему диакону во сне свт. Димитрия Ростовского, сказавшего, что владыка Арсений угодник больший, чем он, был лишен сана и сослан в Иркутский монастырь. 14 апреля 1813 г. в память невинных страданий свт. Арсения в Андреевской пустыни Соловецкого монастыря был установлен крест. На Поместном Соборе РПЦ 28 июня 1918 г. свт. Арсений был восстановлен в сане митрополита, а в 2000 г. канонизирован Архиерейским Собором РПЦ.
По материалам православных сайтов