С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего преподобного старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на сон, да и спать приходилось на дровах. А чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес... Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.
Еще при жизни Великий Старец преподобный Амвросий сказал о ней, своем любимом духовном чаде: «…Мать София свята!»
Матушка София всецело была предана руководству преподобного Амвросия, являясь его помощницей в устроении основанной им женской обители. При ней была открыта богадельня, детский приют, положено начало иконописной мастерской.
Будучи сама воплощением любви и смирения, она старалась привить эти качества сестрам. При жизни ее ставили в один ряд со святыми и великими женами древности, которые составляют славу Церкви.
Матушка София всецело была предана руководству преподобного Амвросия, являясь его помощницей в устроении основанной им женской обители. При ней была открыта богадельня, детский приют, положено начало иконописной мастерской.
Будучи сама воплощением любви и смирения, она старалась привить эти качества сестрам. При жизни ее ставили в один ряд со святыми и великими женами древности, которые составляют славу Церкви.
05.02.2013
ВОСПОМИНАНИЕ VI ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
Голоса о необходимости поисков объединяющего решения раздавались и после пятого Вселенского собора. Некоторые влиятельные епископы считали необходимым запретить христологические споры, чтобы не провоцировать разномыслие и разделение. Им казалось, что так можно сохранить единство Церкви. Такая точка зрения вызывает сочувствие и сейчас. Например, во Всемирный Совет Церквей входят конфессии, признающие учение о Святой Троице. Это считается достаточным, чтобы называться христианами. И есть люди, которые считают, что диалог между участниками Всемирного Совета Церквей приводит к некоторому взаимопониманию и к перспективе будущего единства. Может быть, и древним отцам не стоило «ломать копья» в христологических спорах? Но, не имея личного духовного ведения, не зная Бога, такие люди имеют лишь «знания о Боге». Не так обстояло дело со Святыми отцами собора. Они именно знали Бога. И вопрос о двух волях в Иисусе Христе был для них не предметом схоластического спора, но затрагивал вопрос личного спасения.
90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо ночь по субботе приемля предтечею воскресение Спасителя нашего; отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы ко свету преводим, так что с сего времени всецелую ночь и день торжествуем воскресение
Другая женщина сама исцелилась по вере своей через погружение в кладезе Жабынце. Она была опасно больна, так что не могла даже двигаться без посторонней помощи, и врачи отказались лечить ее. Вдруг у ней явилось горячее желание ехать в Жабынскую пустынь. Муж долго уговаривал ее не делать этого и не подвергать себя опасности, но она настояла на своем. И по приезде в пустынь, когда она хотела искупаться в кладезе, муж советовал ей не погружаться в воду, а только обливаться. Но она с верою в Бога и заступление преподобного Макария попросила погрузить ее в воду. На простыни больную погрузили несколько раз; тот час же она почувствовала себя лучше и, встав, горячо молилась преподобному Макарию.
03.02.2013
РЕВНОСТНО ЗАЩИЩАЛИ ПРАВОСЛАВИЕ ОТ ЕРЕСИ.
Но полное спасение зависит не от одной сердечной веры, а и от исповедания ее, ибо Господь говорит: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Равно и Божественный апостол учит: Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Если же Бог и Божественные пророки и апостолы повелевают исповедовать словом и языком таинство веры, которое приносит всему миру спасение, то нельзя принуждать к молчанию относительно исповедания, чтобы не умалялось спасение людей.
Ибо вера, прочно зиждущая истину, есть основа того, что следует за ней, — я имею в виду надежду и любовь. Надежда же, будучи силой, [скрепляющей] любовь и веру, являет собой то, во что должно верить и что должно любить, и научает, как должно через нее совершать путь к этому. А любовь есть исполнение их: всею собою охватывая весь предельный предмет желания и прекращая их движение к нему, она вместо веры в его бытие и надежды на его будущее осуществление дарует собою вкушение его в настоящем. Собственно говоря, только она одна представляет человека сущим по образу Творца, мудро подчиняя разуму то, что находится в нашей власти, но не склоняя [выю самого] разума перед этим <...> .
В те времена был собран в Ефесе III Вселенский собор (431 г.), низложивший ересь злочестивого Нестория, чему радовался и преп. Евфимий, наставляя свою многочисленную паству в правой вере.
На 75-м году жизни преп. Евфимия был IV Вселенский собор в Халкидоне против Диоскора, нечестивого патриарха Александрийского. На соборе присутствовали и некоторые из учеников преподобного. Он принял исповедание веры, изложенное на Халкидонском соборе, и признал его православным, утвердив тем множество заблуждающихся, которые поверили св. Евфимию (в т.ч. царица Евдокия)
На 75-м году жизни преп. Евфимия был IV Вселенский собор в Халкидоне против Диоскора, нечестивого патриарха Александрийского. На соборе присутствовали и некоторые из учеников преподобного. Он принял исповедание веры, изложенное на Халкидонском соборе, и признал его православным, утвердив тем множество заблуждающихся, которые поверили св. Евфимию (в т.ч. царица Евдокия)
Каждый православный христианин, искренно верующий во Христа, рано или поздно задается вопросом: как спастись? Одни говорят: люби всех и спасешься. Другие утверждают, что для спасения надо вести подвижническую жизнь. Третьи доказывают, что надо все молиться и молиться и тогда спасешься. Но все эти подвиги могут совершать и еретики. Они тоже молятся, некоторые из них несут весьма суровые подвиги самоумерщвления и благотворительности, однако им невозможно достичь ни спасения, ни духовного совершенства. Напротив, если православный христианин не имеет подвигов, для спасения ему достаточно устоять в чистоте Православия, как свидетельствует преподобный старец Анатолий Младший Оптинский (1). Этим подвигом он может не только наследовать спасение, но и достичь духовного совершенства. Яркий пример такого стояния в вере показал святитель Марк Ефесский (+1457).
01.02.2013
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРОТИВ ГРЕКО-ЛАТИНЯН И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ФЛОРЕНТИЙСКОГО СОБОРА СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЕФЕССКИЙ
Но как нам относиться к тем умеренным греко-латинянам, которые, держась середины, нечто из латинских обрядов и догматов открыто одобряют, иное же, хотя и одобряют, но сами не приняли бы, а иное – вовсе не одобряют? – Надо бежать от них, как бегут от змеи, как от тех самых (т.е. латинян), или, быть может, и гораздо худших, чем они, – как от христопродавцев и христокупцев. Ибо они, как говорит Апостол, «непщующие приобретение быти блогочестие», о которых он присовокупляет, говоря: «Отступай от таковых»; ибо они перебегают к тем (т.е. к латинянам) не для того, чтобы научиться (чему-нибудь от них), но – чтобы получить. «Кое общение свету ко тьме? Кое же согласие Христови с велиаром? или кая часть верну с неверным?» Мы, вот, вместе с Дамаскином и всеми Отцами, не говорим, что Дух происходит от Сына; а они – вместе с латинянами говорят, что Дух происходит от Сына <...>
01.02.2013
ОГРАЖДЕННЫЙ СИЛОЮ ХРИСТА Я ИЗБЕЖАЛ ВРАЖЬИХ КОЗНЕЙ. Преподобный Макарий Великий, Египетский
Но когда сопровождаемая херувимом душа его проносилась мимо полчищ воздушных демонов, они, стоя в отдалении, все-таки в последний раз попытались соблазнить преподобного и стали кричать ему: „О, какой славы сподобился ты, Макарий!" Но смиренный святой отвечал им: „Я боюсь, ибо не знаю за собой ничего доброго". Тогда другие бесы, стоящие еще выше по пути восхождения Макария, завопили: „Ты действительно избежал наших рук!" Но он им сказал: „Нет. Но надобно еще избежать". И когда преподобный уже был во вратах рая, бесы с сильным воплем кричали: „Избежал нас, избежал!" Тогда он громко ответил им: „Да! Огражденный силою Христа моего, я избежал ваших козней".
В то же время Афанасий побуждал и святейшего архиепископа Александра написать послание к царю, и сам вместе с ним писал, выставляя на вид простодушие, по которому царь, поверив обольщениям и басням еретическим, приемлет ныне Ария, отвернувшегося православной Церкви, отверженного Самим Богом и всеми святыми отцами, и попускает ему потрясать отеческие законоположения. Но царь, по внушению Евсевия, отвечал им еще более резким посланием, угрожая им, если они не умолкнуть, извержением от сана. Поступил же так благочестивый и добрый царь не для удовлетворения своего гнева, и не потому, что бы был расположен к арианству, но, имея ревность, хотя и не по разуму, о том, чтобы между церквами не было раздора. Кротким сердцем своим любя мир, царь искал мира там, где его совершенно быть не может: ибо как еретичество может жить в мире с православием?
Родился в Hовгоpоде около 1157 года. Услышав однажды в церкви слова Христовы "Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф. 16, 24), он решился оставить мир и принял монашеский постриг от святого Варлаама Хутынского (память 6 ноября) в его обители. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Ваpлаама в 1192 году, стал игуменом. Спустя некоторое время он тайно удалился из монастыря и поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина, преподобный обрек себя на тяжелые подвиги. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери.
Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1 - II). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до Патриарха Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге императора Феодосия Младшего, а она в 437 и 439 годах перенесла их из Иерусалима в Царьград.
Впоследствии блаженный Антоний рассказывал, что прошел потом остальную часть пути с такою скоростью, как будто бы летал на крыльях по воздуху, так что от быстрой ходьбы даже не чувствовал земле под своими ногами. Скоро он достиг пещеры и, войдя в нее, увидел святого стоящим на коленах с простертыми вверх руками и вверх же обращенным лицом. Думая, что он жив и молится, стал вместе с ним на молитву и Антоний. Прошел час, и, так как от святого Павла не было слышно ни слов, ни вздохов молитвенных, блаженный Антоний подошел к нему ближе и, увидев, что он уже мертв, понял, что тело святого мужа и по смерти воздает поклоненье Богу, пред Лицом Которого все живо.
27.01.2013
СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ. ЦАРЬ ИВЕРСКИЙ МИРИАН И ЦАРИЦА НАНА.
Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею".
Однажды, когда он переходил чрез встретившийся по пути поток несколько девиц мывших одежды, с высоко обнаженными ногами, смотрели на одетого в необычные одежды пустынника бесстыдным взором, не стыдясь ни его почтенного вида, ни своей наготы, и стояли пред ним с наглостью, не покрыв своих голов. При виде такого бесстыдства, Святой разгневался, желая проявить чрез наказание их силу Божью, а также – посрамить идолопоклонство нечестивцев чрез совершение чуда, он проклял источник, из которого выходил поток; источник и поток тотчас же высохли, так что в них не осталось ни капли воды. Проклял он также этих девиц и наказал их бесстыдную юность внезапною старостью. По чудодейственному слову святого, черные волосы на их головах тотчас поседели, и они сами вдруг состарились, изменившись подобно листьям на молодых деревьях, когда вдруг поразит их мороз. При виде внезапного исчезновения воды и появления на каждой седины, девицы пришли в ужас и, придя в город рассказали всем об этом.
Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносить удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницею ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их – бездушные идолы. Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божьи славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены и удивлены. Сначала стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их – Диане
Осталось доселе неизвестным, откуда пришел в обитель святой Михаил, и кто были его родители. Событие это совершилось летом, в то время, когда вся братия была на утрене; на девятой песни канона, иеромонах, совершавший божественную службу, окадил храм и пошел покадить в своей келии, которая находилась около храма; найдя келию открытой, между тем как он ее запер, уходя в храм, иеромонах вошел в нее и увидел сидящего человека в иноческой одежде; перед ним горела свеча, и он переписывал книгу Деяний святых апостолов. Возвратившись в храм, иеромонах сказал о виденном игумену и братии. Те по окончании богослужения пошли к келии и нашли ее запертой изнутри.
"Нас увлекает просвещенная Европа... да! там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам.
Вдохнув в себя этот адской угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? - Бог послал их истребить то зло, котоорое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. <…> Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это - не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает", что посеет человек, то и пожнет
Вдохнув в себя этот адской угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? - Бог послал их истребить то зло, котоорое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. <…> Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это - не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает", что посеет человек, то и пожнет
Новости 4221 - 4240 из 5562
Начало | Пред. | 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 | След. | Конец