По святоотеческому преданию перед мученической кончиной св. Екатерина молилась, чтобы ее тело не было поругано злочестивцами. И тотчас же по усечении ее главы, св. мощи были взяты Ангелами, и долгое время пребывали в неизвестности в земле, а были открыты лишь спустя 200 слишком лет. В 30-40 годах VI столетия братия Синайской обители чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря.
В царствование нечестивого императора римского Максимина в городе Александрия жила девица, по имени Екатерина (в пер. с греч. «всегда чистая»), дочь царя Конста. Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только 18 лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения языческих писателей, древних стихотворцев и философов, знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям.
Александр, родившийся ок. 1220 г., с малых лет был сердцем повернут к Богу и был вторым сыном Великого князя Ярослава Всеволодовича. А Новгород, которым он начал править с юных лет, остался единственным русским городом, уцелевшим от грабежей Батыя. Но кроме этого безжалостного врага, угрожавшего Руси с востока и с юга, на ослабленную татаро-монгольским нашествием и раздорами удельных князей землю жадно воззрились шведы, занимавшие часть Финского полуострова, немцы и прочие недруги. И ближайшие к этим коварным соседям русские города и веси постоянно подвергались нападениям.
Cвятой Митрофан был первым епископом Воронежским. Прибыв на место своего служения, он нашел епархию в бедственном положении. Многие христиане жили как язычники, иные носили нехристианские имена, в церковь ходили редко и вели себя там неблагоговейно, духовенства не почитали и даже иногда били священников. В области было много разбойников, которые обижали народ и грабили святые обители.
В греческом христианском войске находился и Михаил Воин со своим отрядом. Он не испугался неприятеля, не обратился в бегство, а непрестанно укреплял и ободрял своих людей. Увидя всеобщее бегство греков, он прослезился и, пав ниц на землю, молился Господу Богу о спасении христиан. По окончании молитвы, он со своим отрядом неудержимо устремился на неприятелей и врезался в самую середину эфиоплян и агарян, жестоко поражая врагов без вреда для себя и своего отряда. В то же время на помощь христианским воинам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали врагов, так что они все обратились в бегство. С помощию Божиею, Михаил разогнал всех врагов, сам же и отряд его остались совершенно невредимыми.
04.12.2012
ХРАНИТЕ СЕБЯ НЕОСКВЕРНЕННЫМИ ОТ МИРА. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Но как ни тяжелы, как ни заразительны скверны мира, все их далеко превосходит самая тяжелая и губительная скверна – все усиливающееся безбожие, забвение и даже уничижение страшной жертвы, принесенной Господом нашим и Сыном Божиим Иисусом Христом на Голгофском Кресте ради спасения мира. Она не только развращает нас, но и ведет к вечной погибели.
Как же хранить себя неоскверненными от мира? Если нам навстречу идет кочегар в рабочем платье, то мы спешим посторониться от него, чтобы не выпачкаться сажей. Так должны мы сторониться всякой нравственной грязи. Если попадаем в среду дурных и пьяных людей, и даже постоянно живем среди них, то неизбежно заразимся их скверной и станем подобными им.
Как же хранить себя неоскверненными от мира? Если нам навстречу идет кочегар в рабочем платье, то мы спешим посторониться от него, чтобы не выпачкаться сажей. Так должны мы сторониться всякой нравственной грязи. Если попадаем в среду дурных и пьяных людей, и даже постоянно живем среди них, то неизбежно заразимся их скверной и станем подобными им.
Не должно судить никого, хотя бы и собственными очами видел кого согрешающим или коснеющем в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: Не судите да не судимы будете (Мф. 7, 1), и паки: Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет возставлен: ибо силен Бог возставить его (Рим. 14, 4).
От чего мы осуждаем ближних своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими.
Преп. Серафим Саровский
От чего мы осуждаем ближних своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими.
Преп. Серафим Саровский
Однажды, путешествуя, он встретил войско сарацын. Один из них поил при колодце коня, и когда святой подошел, тот направил копье, чтобы убить его. Но вдруг рука его остановилась в воздухе, так что он не мог опустить ее. Тогда он пошел за преподобным, умоляя его об исцелении. Святой, прикоснувшись к его руке своею, исцелил его. Далее на пути, встретил святого один жестоко мучимый бесноватый. Умилосердившись над ним, святой сотворил молитву к Богу, и демон оставил страждущего.
02.12.2012
ГОСПОДЬ ВСЕМ ХОЧЕТ СПАСЕНИЯ. Преподобные Варлаам и Иоасаф, царевич Индийский, и отец его Авенир.
И Господь, всем хотящий спасения, наставил Иоасафа на правый путь. Он открыл одному святому пустыннику, священнику Варлааму, о томлении царского сына. Варлаам переоделся в мирскую одежду и, придя к Иоасафу, возвестил ему истинное учение о Боге и Спасителе мира Иисусе Христе. Иоасаф всем сердцем уверовал и принял святое крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Когда царь Авенир узнал, что его сын Иоасаф стал христианином, он ужасно разгневался и велел истребить всех иноков, каких только смогли найти его слуги. Затем он окружил Иоасафа всяческими соблазнами и подослал к нему колдунов и волшебников, чтобы этим отвратить его от Христа. Но с Божией помощью царевич не только не согрешил сам, но и волхвов просветил истинной верой.
Когда царь Авенир узнал, что его сын Иоасаф стал христианином, он ужасно разгневался и велел истребить всех иноков, каких только смогли найти его слуги. Затем он окружил Иоасафа всяческими соблазнами и подослал к нему колдунов и волшебников, чтобы этим отвратить его от Христа. Но с Божией помощью царевич не только не согрешил сам, но и волхвов просветил истинной верой.
01.12.2012
РАСШАТЫВАЯ ПОСТ, ОСЛАБЛЯЮТ САМУ ВЕРУ
Вера для человека составляет величайшее, ни с чем не сравненное сокровище. Она – дар живой и небесный. Тысячекратно счастлив тот, кто сохранил веру; жалок и беден тот, кто ее расточил, потерял или легкомысленно уничтожил. Чтобы не потерять веру, для этого требуется от человека зоркая осторожность.
Люди, у кого есть сокровища и драгоценности земные, обыкновенно прячут их от похищения в безопасном месте, берегут за надежными замками. Запорами и оградой веры служат разнообразные христианские установления, правила и обычаи. Отцы и деды наши соблюдали веру; они берегли и набожно хранили православные установления. Мы же, их потомки, на разные христианские обычаи или смотрим холодно до пренебрежительности, или же совсем их зачеркиваем, как необязательные, вовсе безполезные для нашей нравственной цели.
Укажем на некоторые довольно поразительные в этом случае явления.
Люди, у кого есть сокровища и драгоценности земные, обыкновенно прячут их от похищения в безопасном месте, берегут за надежными замками. Запорами и оградой веры служат разнообразные христианские установления, правила и обычаи. Отцы и деды наши соблюдали веру; они берегли и набожно хранили православные установления. Мы же, их потомки, на разные христианские обычаи или смотрим холодно до пренебрежительности, или же совсем их зачеркиваем, как необязательные, вовсе безполезные для нашей нравственной цели.
Укажем на некоторые довольно поразительные в этом случае явления.
01.12.2012
ПОСТРАДАЛИ ЗА ХРИСТА ДО СМЕРТИ И ТЕМ ОБРЕЛИ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. Святые мученики Роман и отрок Варул
После этого мальчик изнемог и попросил пить, но мать Варула, с радостью смотревшая на страдания своего сына, с настойчивой строгостью велела ему мужественно переносить мучения до конца. Когда же правитель приказал отрубить отроку голову, мать взяла его на руки и понесла на место казни. Обнимая и целуя Варула, она говорила: „Не бойся, сын мой, не бойся, милое мое чадо, не страшись смерти. Ты не умрешь, но будешь жив вовеки. Как только тебя убьют, ты тотчас же отойдешь ко Христу и увидишь славу Его. Он примет тебя с любовью, и ты будешь жить с Ним в неизреченной радости, блаженствуя с Его святыми ангелами". Так утешая свое дитя, благочестивая мать донесла его до места казни.
По кончине преподобного Сергия Никон похоронил его и принял начальство над Троице-Сергиевым монастырем. Он в точности исполнял все заветы своего великого учителя и строго сохранял заведенные им благие порядки. Иноков, преуспевающих в добродетелях, Никон укреплял в подвигах, малодушных же и ленивых назидал с любовью и строгостью, чтобы они за свое нерадение не лишились вечной награды. Своей кротостью и отеческой заботой о братии, мудрым управлением и советами святой Никон приобрел уважение и любовь иноков, и слава о нем распространилась далеко за стены монастыря. Многие благоговейные люди – и простые и знатные – приходили к нему за наставлениями для душевной пользы, и всех он принимал с отеческим благорасположением, будучи великим врачом душевных недугов.
На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по традиции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин, власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 19 августа 1930 года было арестовано сорок человек – монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеймон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.
1-я добродетель - вера, ибо верою все, что хотят, получат, - сказал Господь. От произволения нашего вера или уменьшается, или увеличивается.
2-я добродетель - нелицемерная любовь к Богу и людям. Одной любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается. Любовь состоит в том, чтобы полагать душу свою за друга своего и, чего себе не хочешь, того другому не твори. Пребывающий в любви, в Боге пребывает.
3-я добродетель. Пост. Постом называю вкушение однажды днем мало. Еще будучи алчным вставать от трапезы.
4-я добродетель. Воздержание - матерь и союз всех добродетелей. Воздержание есть убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ.
2-я добродетель - нелицемерная любовь к Богу и людям. Одной любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается. Любовь состоит в том, чтобы полагать душу свою за друга своего и, чего себе не хочешь, того другому не твори. Пребывающий в любви, в Боге пребывает.
3-я добродетель. Пост. Постом называю вкушение однажды днем мало. Еще будучи алчным вставать от трапезы.
4-я добродетель. Воздержание - матерь и союз всех добродетелей. Воздержание есть убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ.
28.11.2012
ВЕЛИКИЕ УГОДНИКИ БОЖИИ И ПОМОЩНИКИ В СЕМЕЙНЫХ ДЕЛАХ. Святые мученики Гурий, Самон и Авив.
Через несколько дней воин созвал друзей своих на ужин, и Евфимия служила при столе. Когда ей пришло время подавать чашу госпоже, она, желая узнать, действительно ли младенец ее умер отравленный госпожой, взяла ту шерсть, которою отерла уста сына, омочила ее, выжала в чашу и это питие подала своей госпоже. Та, ничего не зная, испила эту чашу, и в ту же ночь умерла, таким образом, приняла такую же смерть, какую сама уготовила невинному младенцу. Когда минуло семь дней после погребения умершей, сродники заподозрили Евфимию, восстали на нее и решили похоронить живой вместе с умершей госпожою ее. Открыв гроб умершей, они положили Евфимию к трупу, издававшему запах, кишевшему червями и гнившему.
Мы «веруем в Бога» и «веруем Богу»; эти понятия не являются тождественными. Потому что «веровать Богу» означает считать Его обетования по отношению к нам, незыблемыми и истинными; «веровать» же «в Бога» заключает и себе православно мыслить о Нем. Долженствует же нам иметь и то и другое; и в том и в другом истинствовать; и то таким образом иметь, чтобы быть уверенными (в обетования Божия нам) более, чем если бы даже своими глазами видели, и долженствует нам быть верными Богу, в Которого, наша вера, и будучи верными, таким образом быть оправданными.
Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328–1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 г., когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.
Одна женщина по имени Христина, будучи кровоточива, умоляла своего мужа отвести ее к святому Иоанну. Посадив жену на осла, муж отправился к монастырю и оставил ее пред монастырскими воротами, а сам вошел к святому и стал умолять его исцелить его жену от ее немощи. Святой Иоанн сказал тому человеку: «Скажи своей жене, чтобы она изменила свой злой нрав и перестала быть жестокой в обращении с рабами, памятуя, что и она сотворена из одного брения с ними. И пусть она позаботится о своей душе, раздавая милостыню нищим и не оставляя молитв. Также воздерживайтесь и сохраняйте себя чистыми в постные и святые дни, – и Бог дарует жене твоей исцеление».
Искоренив ересь Иоанн посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками; всем просящим Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом. Щедрость его была подобна реке, изобильно текущей и наполняющей всех жаждущих. Он был кроток, смирен и незлобив; опасался осуждения и имел постоянную память о смерти.
24.11.2012
ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА
Не так, чада мои, не так; но будем со смирением и беседовать, со смирением и работать, со смирением и читать, со смирением и петь, со смирением и ходить, со смирением и пищу вкушать, со смирением и ответы давать, – и все – со смирением; и увидим, коль сладок, коль достолюбезен, коль пресветл плод сей добродетели, делающей нас подражателями Богу, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим
Новости 4301 - 4320 из 5562
Начало | Пред. | 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 | След. | Конец