Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

СВ. ПРЕП. ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ  (из слова 13-го):

Теперь скажем еще об одном еретическом мнении: если, мол, и подобает судить или осуждать еретиков или отступников, то подобает это святителям (и Соборам), а не инокам, которые отреклись от мира и от всего, что в мире, и которым подобает лишь внимать себе и никого не осуждать – ни еретика, ни отступника. На это мы ответим следующее.


ВЕЛИЧАЙШИЙ ПОДВИГ ПРЕП. ИОСИФА ВОЛОЦКОГО - ЕГО СЛОВО ОРУЖИЕ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ

Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась православная государственность, преп. Иосиф не преувеличивает. Ведь в строгом смысле – и это особенно подчеркивает Волоцкий игумен – "ересь жидовствующих" была не ересью, то есть произвольным искажением христианской истины, а отступничеством – совершенным отрицанием христианства и полной противоположностью ему.


РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их исправление казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.


ВСЕХ ЗОЛ ПРИЧИНА – ГОРДОСТЬ, ВСЕХ БЛАГ ХОДАТАЙ – СМИРЕНИЕ. Поучения преподобного Макария Оптинского

Смущаться и отчаиваться от стужения страстей знак гордости духовной. Должно и в самых поползновениях не радовать врага смущением и отчаянием, но паче снисходить во глубину смирения, видя точно свою немощь, представляя оную пред Господом и принося покаяние. Лучше всего каяться и смиряться, нежели отчаиваться; покаянием и смирением привлечете на себя благодать Божию и помощь Его.


ИМЕЛ ДАР ДУХОВНОГО РАССУЖДЕНИЯ И СИЛУ СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ. Житие преподобного Макария Оптинского

Старец жил в келлие с левой стороны у самых скитских врат, разделенной коридором на две половины: для него и келейника. В этой келлие он прожил 20 лет. Все свидетельствовало о его тайных воздыханиях и о духе, отрекшемся от уделов земли. Тут проводил он частые безсонные ночи и вставал на правило при ударе скитского колокола в два часа утра; часто сам будил своих келейников. Прочитывали: утренние молитвы, двенадцать псалмов, первый час, Богородичный канон с акафистом. Ирмосы пел он сам. В шесть часов ему вычитывали Часы с изобразительными, и старец выпивал одну-две чашки чаю. Скрипела затем дверь в переднюю и появлялись посетители. Женщин принимал за вратами скита, в особой келлие. Тут внимал он горю людскому. У него явно был дар духовного рассуждения, а также сила смирения и любви, что делало его слово особенно властным. После беседы с ним люди обновлялись.


СТРАДАНИЕ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ЕВДОКСИЯ

– Было время, когда я скрывался, теперь же время открыться и добровольно отдаться в руки мучителей за Иисуса Христа, Который Сам  отдал Себя на страдания за нас; и вот я иду, и как восхотел Господь мой, так и устроит со мной и поможет мне, вас же я оставляю под Его защитою
Затем сделав разные распоряжения по дому, святой дал наставления детям своим и рабам, как им жить без него добродетельно, в страхе и любви Божией, а супруге своей завещал не плакать и не сетовать, когда она услышит о его смерти, но проводит тот день в большой радости и веселии, благодаря Бога, что Он сподобил Своего раба мученического венца.


МОГ ПРОТИВОСТОЯТЬ УНИАТСКОМУ НАСИЛИЮ. Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский.

Обличение это, произнесенное 10 марта 1643 года, привело короля и сейм в сильнейшее раздражение. Игумена Афанасия арестовали и заключили вместе с соратником его диаконом Леонтием в доме королевского привратника Яна Железовского на несколько недель – до сеймового разъезда. Лишенный возможности разьяснить причины своего выступления, игумен Брестский возложил на себя подвиг добровольного юродства, и 25 марта, на празднование Благовещения Пресвятой Богородицы, бежал из-под стражи и, встав на улице в каптуре и параманте, бия себя посохом в грудь, принародно произнес проклятие унии.


АСКЕТ И ПОДВИЖНИК.Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский.

Игумен Парфений не терял надежды урезонить и усовестить разгулявшихся татар. Но одно преступление нередко порождает и следующее. Не желая более терпеть свидетеля и обличителя своих преступлений, четверо татар, один из них был софта (ученый, готовящийся стать муллой), решились убить игумена. Устроив засаду возле дороги, они поджидали его несколько дней. Злодеяние совершилось, когда священник 4 сентября, в канун отдания Успения, возвращался верхом из Судака в монастырь, торопясь к службе. Тремя выстрелами злодеи убили отца Парфения и, чтобы скрыть следы преступления, сожгли его, а лошадь, зарезав, закопали в лесу.


СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ ВОПРЕКИ СОБЛАЗНАМ ВРЕМЕНИ.

Вопреки этому очевидному положению вещей, модернистские веяния распространяются с быстротой эпидемии. Множество умов сегодня пребывают в такой растерянности и недоумении, что поддались диавольскому обману – считают верность святому Православию мракобесием и узостью, а молитвенное и сакральное общение с еретиками, как и явное или прикрытое преступление догматов и канонов, – благой открытостью к мiру.


ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО ИОАННА ВЛАСАТОГО, РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

По преставлении блаженного многие стали приходить ко гробу его. Блаженный Иоанн жил в городе Ростове в дни царя Ивана Васильевича Грозного. Откуда он был родом, неизвестно. В Ростове он жил в образе юродивого Христа ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил для отдыха к одной благочестивой вдове или к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру. В дни его находился в Ростове и беседовал с ним, как и со знаменитым борисоглебским подвижником святым Иринархом, блаженный юродивый Иоанн, по прозванию Большой Колпак, ушедший потом в Москву и погребенный здесь у Покрова на рву.


ВОЛОГОДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Преподобный Феодосий Тотемский

Видя такое усердие населения, Феодосий просил написать челобитную царю о дозволении построить монастырь. Тотемцы просили царя Иоанна Васильевича исполнить такое их желание. Преподобный был отправлен с челобитной в Москву к царю и митрополиту и 20 февраля 1554 года получил несудимую грамоту, каковой государь дал дозволение на построение обители на избранном месте и освободил будущую обитель от суда тотемскаго наместника. На обратном пути Феодосий не преминул поклониться гробу преподобного Димитрия в Прилуцком монастыре, от игумена которого получил в благословение икону Божией Матери, известную и доселе в обители под именем Суморинской чудотворной.


СЛОВО В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ИНДИКТА, ИЛИ НОВОГО ГОДА

Праздник Новолетия был установлен Святыми Отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил Веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда Святые Отцы установили праздновать Новолетие, как начало Христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем.


 ВОДИМЫЙ ДУХОМ БОЖИИМ. Житие преподобного Симеона Столпника

Как-то явился ему диавол на огненной колеснице с огненными конями, сказав, что из-за его святости он уже хочет забрать его на небо. И поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, но вместе с тем осенил себя крестным знамением. Тогда диавол с колесницей исчез, как пыль, сметенная ветром. А Симеон познал бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на одной той ноге целый год. Диавол, не терпя такого подвига, поразил ногу преподобного лютой язвой, и загнило на ноге тело, появилось множество червей, и по столпу на землю сочился из раны гной с червями.


 МЫСЛИ О БЕЗСМЕРТИИ. Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский.

А вот случай очевиднейшего указания Божественного Промысла на то, что Господь, предвидя будущее, заботится об истинном спасении верующих. Когда один из сотрудников и сослужителей наших, будучи изнурен немощию и смущенный близостию смерти, молился, почти уже умирая, о продолжении жизни, — пред него предстал юноша, славный и величественный, высокого роста и светлого вида, которого присутствие едва ли могло быть примечено плотским человеческим оком и которого мог видеть только тот, кто уже разлучался с этим миром; он с некиим негодованием и упреком сказал умирающему: «И страдать вы боитесь и умирать не хотите. Что же мне делать с вами?»


БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ УМНОЖАЛАСЬ В НЕМ. Житие преподобного и благоверного князя Даниила Московского

Во дни царя Иоанна Васильевича, всея Руси самодержца, в городе Коломне проживал купец. Однажды сей купец поехал в лодке с товарами к граду Москве, и с ним был его юный сын. Сего юношу постигла тогда такая сильная болезнь, что отчаялись в его спасении, и он был при последнем издыхании. Когда купец с сыном приплыли к церкви, где почивали честные мощи блаженного и великого князя Даниила, купец принес своего больного сына ко гробу князя и велел иерею той церкви петь молебен, а сам с великою верою и обильными слезами стал молиться Богу, призывая в молитве угодника –  святого князя Даниила, прося продления жизни своему сыну, которого и возложил на честной гроб князя Даниила. И тотчас сын его, как бы пробудившись ото сна, стал здоровым. Тогда он взял своего исцеленного сына и пошел в путь, славя Бога и святого князя Даниила. С тех пор отец сильно уверовал в угодника и каждый год в день исцеления своего сына приходил ко гробу святого, совершал там молебны и творил милостыню.


ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВ. БЛАГ. КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Перенесение мощей благоверного князя Александра представляло собою общерусское торжество. Во всех городах и селениях совершались Богослужения, толпы народа на всем пути сопровождали святыню. В С.-Петербург предполагалось внести святые мощи 30 августа, в день, в который праздновался недавно перед этим заключенный со шведами Ништадтский мир. Но дальность пути не дала возможности осуществить точно этот план, и только уже 1 октября святые мощи прибыли в Шлиссельбург. По распоряжению императора они были поставлены в тамошней соборной церкви Благовещения и перенесение их в С.-Петербург было отложено на 30 августа следующего (1724) года.


ОДНО ИЗ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ К ОБРАЩЕНИЮ РАСКОЛЬНИКОВ В ПРАВОСЛАВИЕ.

Отчего, братие, у нас мало обращающихся из раскола в православие? Причин на это много. Но одно из главных, по нашему мнению, есть наша горячность. Когда сойдутся для беседы о вере православные и глаголемые старообрядцы, то дело редко у них кончается миром. Перебранятся, перессорятся и разойдутся. Ну, конечно, тут уже пользы для дела ждать нечего. От зла зло одно и бывает. А будь беседа при других условиях; ведись она кротко и рассудительно, тогда дело бы было другое.


СЛОВО В ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Свет Христов и дьявольская тьма

В каменном подвале, в котором был заточен Предтеча и Креститель Христов, было совсем темно. Солнечного света там не было, но свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). И светом Христовым была озарена эта страшная тьма и сердце Предтечи. Он знал, что его казнят; с минуты на минуту ждал смерти. Но не слышим ли мы в тропаре нынешнего праздника, что он отдал душу свою за Господа Иисуса Христа с радостью. Святой апостол Павел ждал с нетерпением кончины и жаждал поскорее соединиться со Христом. Конечно, таким же чувством была исполнена и душа Иоанна Предтечи.


МУЖЕСТВЕННО ПРОТИВОСТОЯЛ БЕСАМ.Память преп. Моисея Мурина

Наконец Богу было угодно даровать Моисею еще при жизни победу над страстями: греховные вожделения оставили его, и в душе его воцарился глубокий мир. С тех пор он стал презирать бесов, получил над ними власть, и они боялись даже приблизиться к нему. По прошествии многих лет преп. Моисей был рукоположен во пресвитера и сделался настоятелем монастыря, которым управлял во славу Божию пятнадцать лет.


ПРЕБЫВАЛ В НЕПОКОЛЕБИМОМ СМИРЕНИИ. Преподобный Пимен Великий

После многих лет подвигов, достигнув духовного совершенства, Пимен стал принимать приходивших к нему за советом. Однажды греческий император Феодосии проезжал неподалеку от кельи преподобного и, услыхав о нем, переоделся простым воином и вошел в келью. Святой Пимен оказал ему гостеприимство и накормил той пищей, которую и сам всегда ел (а ел он только хлеб с водой и солью), но она показалась императору такой вкусной, что он с удивлением сообщил о том преподобному. На это Пимен сказал ему: «Мы, монахи, вкушаем пищу с молитвой и благословением, и поэтому самая простая пища у нас бывает приятной на вкус».



Новости 4401 - 4420 из 5558
Начало | Пред. | 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 | След. | Конец

Русский календарь