Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

РОЛЬ ЦАРЯ-МУЧЕНИКА БЫЛА ОСОБОЙ. Обретение мощей преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца (1903).

В прославлении преп. Серафима роль Царя-Мученика была особой. Воистину оно и могло состояться благодаря настойчивости Государя. В 1902 г., по особо выраженному желанию Государя Императора, Св. Синод поручил специальной комиссии произвести обследование мощей старца Серафима. Обсудив акт этой комиссии, Св. Синод поднес Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад с представлением на Монаршее усмотрение подлинного акта освидетельствования всечестных останков о. Серафима и краткого описания случаев чудодейственной помощи его прибегавшим к его заступлению. На всеподданнейшем докладе Царь-Мученик 26 января собственноручно написал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».


МНОГИМИ СКОРБЬМИ ПОДОБАЕТ НАМ ВНИТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. Житие преподобного ИОАННА МНОГОСТРАДАЛЬНОГО Киево-Печерского

Многострадальным; действительно, много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему: – Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.
Отвечал ему обуреваемый страстью: – Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.


ОН ОБРЕЛ БЛАГОДАТЬ У ГОСПОДА. Из жития преподобного Ириндрха, игумена Соловецкого

Посмертные явления преподобного Иринарха свидетельствовали о том, что он обрел благодать у Господа и сделался молитвенником за бедствующих и страждущих. Инок Виталий, любимый преподобным, по кончине его скорбел и печалился, но был утешен следующим знаменательным видением: в 40-й день, когда братия совершали по усопшем обычное поминовение в трапезе, инок, ночью того дня, в тонком сне увидел самого игумена Иринарха, который, с светлым лицом, в епитрахили и с кадилом в руке ходил по рядам братии и кадил.


НИСКОЛЬКО НЕ ОТСТУПИЛА НИ В ВЕРЕ, НИ В ПОДВИГАХ.  Святая мученица Иулия

Иулию купил один сирийский купец, язычник, и она стала жить в его доме и работать. Вокруг нее все были идолопоклонниками, но Иулия оставалась верной Господу Иисусу Христу, непрестанно молилась и вела строго воздержную жизнь. Став взрослой девушкой, она нисколько не отступила ни в вере, ни в подвигах. При этом юная христианка ревностно служила своему господину, стараясь во всем угождать ему, если только это не было противно Божиим заповедям. Хозяин приложил немало усилий к тому, чтобы обратить Иулию в язычество: уговаривал, грозил, соблазнял, но, убедившись в ее твердости, отступил, исполнился уважения к своей благочестивой рабыне и оставил ее в покое.


КНЯЖЕНИЕ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА СЛУЖИЛО НАРОДУ. Житие святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом Крещении Василия

Все это делало их предрасположенными к христианству. Несколько раз проникало оно в Русскую землю. В 860 г. русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси. В том же 860 г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях 200 семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, и князь руссов собрал народ и призвал его принять крещение Старейшины соглашались, но потребовали чуда, а именно чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие было брошено, и чудо совершилось. Народ крестился. Это было второе крещение Руси. Третье было при св. княгине Ольге, к тому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии. После кончины св. Ольги христианство временно заглохло, но ненадолго. Настали дни св. князя Владимира.


КАК НАДЛЕЖИТ ПОСТУПАТЬ С КОЩУННИКАМИ. Святитель Иоанн Златоуст

...Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.


ПОЧЕМУ НЕПРАВЕДНЫЕ ПРЕУСПЕВАЮТ?

До каких пор они будут преуспевать? И что с ними и с их детьми будет в конце? Об этом ты спрашиваешь? Пусть не спотыкаются мысли твои, когда видишь, как некто бахвалится силой своей, но забывает о Дарителе силы. Вспомни, как горделивый и хвастливый Голиаф погиб от пращи юного Давида. Пусть не взволнуется сердце твое, когда видишь, как некто обогащается неправедным путем; как обжирается и не может насытиться, грабит, но все ему мало. Вспомни о богачах из Содома, которых в один миг поглотил огонь со всем богатством их. Ты – православный человек, а православные смотрят на события с другой точки зрения, видят их целиком, а не частично.


БЫЛ ОЧЕНЬ СТРОГ К СЕБЕ. Из жития преподобного Стефана Махрищенского

Родился он в Киеве. В то время Южная Русь была завоевана литовцами, и русские терпели притеснение от них. Стефан принял монашество в Киево-Печерском монастыре и уже иеромонахом, пришел в Москву. Великий князь Иоанн II Добрый (отец Димитрия Донского) принял подвижника с радостью и посоветовал ему поселиться в месте, называемом Махрищи, в 30 верстах от Радонежа. Преподобный принял предложение, особенно видя то обстоятельство, что гонения со стороны католиков на православных усиливаются.


СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА. Почему Ангелы Божий проявляют попечение о людях?

По учению Церкви, Ангел Хранитель предстанет пред каждым из нас и в таинственную, страшную, священную и неизбежную минуту нашей смерти.
Вот тогда-то мы будем просить и умолять его, чтобы он не отходил от нас. Не оставлял нас при прохождении мытарств, потому что нам очень страшно будет без него. И как глубоко мы будем сожалеть тогда, что при жизни своей сами удалялись от него, забывали молиться ему, особенно в минуты опасности.
Я желаю всем вам, друзья мои, чтобы вы не только полюбили своего Ангела Хранителя как нечто недосягаемо высокое и святое, а чтобы каждый из вас в меру своих духовных сил и возможностей ощущал постоянно стоящего рядом с собой своего Ангела Хранителя – самого близкого и искреннего своего Друга.


ЛУЧШЕ БОЯТЬСЯ БОГА, ЧЕМ ЛЮДЕЙ. Страдание святых мучеников Прокла и Илария

– Боже мой Иисусе Христе, ради Которого страдаю я, ведомый с поруганием воинами! Внемли сегодня рабу Твоему, да прославится имя Твое во веки: простри Свою всесильную руку, удержи беззаконного игемона сего и не допусти его продолжать путешествие, пока он пред всеми людьми не исповедует, что нет иного Бога, кроме Тебя!
Когда святой помолился таким образом, вдруг игемон неожиданно остановился в пути, точно связанный: не могли двинуться ни кони, ни он сам, удерживаемый невидимой силой Божией. Остановились и все воины, дивясь такому чудесному делу. Долго старались двинуть колесницу, погоняли коней, впрягали в подмогу еще других, пытались вести сами и ничего не могли сделать, даже не были в состоянии снять с колесницы самого игемона: колесница стояла, как гора неподвижная, а игемон на ней – как пригвожденный. Тогда игемон сказал своим спутникам:


СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ РОССИЙСКАЯ ОЛЬГА

Однако Господь, желая спасения ее души и через нее – всего народа, послал людей, которые возвестили Ольге о Едином Истинном Боге, Творце мира и Спасителе человеческого рода. Сердце ее уязвилось этой вестью, и великая княгиня решила отправиться в Константинополь, чтобы там увидать богослужение и подробно разузнать о Христе. Утвердившись в истинной вере, Ольга приняла святое крещение и получила христианское имя Елена. Крестил ее сам патриарх, а крестным отцом стал греческий император.




ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В МОСКВЕ

Когда Господа Иисуса Христа распяли, воины взяли Его одежды и разделили между собой. Одному из них, родом из Грузии, досталась рубашка Спасителя – риза, истканная Самой Богоматерью. Вернувшись на родину, воин подарил ризу Христову своей сестре, девице, и рассказал ей о том, что произошло в Иерусалиме: как осудили на смерть и распяли ни в чем не повинного Господа Иисуса. Тогда девица возлюбила Христа и с благоговением стала хранить Его ризу, а умирая, попросила накрыть ею свое тело и похоронить так. И сделали по ее просьбе.


СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВЕРЕ

Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали безчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее – молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.


БОГ УКРЕПИЛ СВОЕГО МУЧЕНИКА. Из жития святителя Феодора, епископа Едесского

Тогда, исполнившись духа Христова, проповедник Христов сказал им: «Вот вы сами свидетельствуете об Истине, хотя не веруете, как следовало бы. Я же ни в каком случае не стану слушать ложных учений, но остаюсь при том, что сказал: Магомет не пророк и не посланник Божий, а обманщик, лжец и предтеча антихриста. Ты же, еврей, твердо знай, что Христос уже пришел в мир через непорочное рождение от Пречистой Девы, и потому тебе уже нечего ожидать рождения Его во плоти. Тот же, кого ты ждешь, будет мерзкий антихрист, который смутит всю вселенную, а обманщик Магомет – предтеча этого антихриста!»


ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

В 1579 году Царица Небесная явилась во сне девочке Матроне и повелела найти Свою икону, указав место, где она находилась. Девочка разсказала сон матери, но та посчитала все за детскую выдумку. Тогда Богородица явилась двенадцатилетней Матроне в столь грозном огненном сиянии, что испугавшаяся девочка уговорила мать отправиться к властям. Но никто не обратил внимания на их слова.
Тогда 8 июля мать с дочкой стали сами копать в указанном Богородицей месте. В присутствии множества людей Матрона нашла сияющую икону. Прибывшие на место архиепископ с воеводой стали на коленях просить у Богородицы прощения за маловерие.


ПРОЗРЕВАЛ СЕРЦА И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ. Житие праведного Прокопия, Христа ради Юродивого, Устюжского чудотворца

Незадолго до кончины св. Прокопий стал проповедовать покаяние. Народ внял его проповеди и исправил свою жизнь. Вскоре зловещие черные тучи сгустились над городом. Народ в ужасе столпился в соборе. Блаженный Прокопий стоял в напряженной молитве перед особо чтимой им иконой Благовещения Пресвятой Богородицы (впоследствии она находилась под именем Устюжской в московском Успенском соборе). Слезы текли по его лицу. И вдруг, как бы в ответ на молитву его, от святой иконы истекло мvро. Все присутствовавшие почувствовали облегчение. В это время страшная туча медленно прошла над городом и в 20 верстах от него, в пустынном месте, разразилась обильным каменным градом. Город же остался невредимым.


СОЗИДАЛА ХРАМ В СОБСТВЕННОМ СЕРДЦЕ. Житие преп. Евфросинии, в миру Евдокии, Великой Княгини Московской

Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце.


БЫЛ СОВЕРШЕН В ДОБРОДЕТЕЛЯХ. Житие преподобного Сисоя Великого

Измлада возлюбив Бога, преподобный Сисой взял на себя иго креста и с усердием последовал за Христом, подвизаясь в пустынях египетских подвигами поста; он проводил жизнь равноангельскую – смирением и молитвою побеждая полчища невидимых врагов. Местом его подвигов была пустынная гора, в которой подвизался преподобный Антоний Великий, и сам блаженный Сисой был подражателем жития Антония. За свое смиренномудрие он получил такую благодать от Бога, что даже воскрешал мертвых.


СТАЛ ИЗБРАННОЙ ОБИТЕЛЬЮ СВЯТОГО ДУХА. Житие преподобного Сергия Радонежского

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.


БЕСЕДА В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ. Об истинном бдении

Опыт показывает, что возвышенная степень бдения имеет немалое значение и в естественной жизни, в отношении к ее совершенству или усовершению. Во сне светлая жизнь души стесняется и подавляется темною жизнию тела – во бдении жизнь души действует свободно и господственно над жизнию тела. Соответственно сему обыкновенно у много спящих мало раскрываются способности души, а с высшим образованием сих способностей и с приобретением глубоких познаний обыкновенно соединяется усиленная мера бдения. Если, таким образом, усиление бдения требуется для возвышения жизни естественной, которая по соединению души с телом всегда необходимо делится между бдением и сном, то колико должно быть благопотребнее усиленное бдение для раскрытия и возвышения в силе и чистоте жизни духовной и благодатной, стремящейся к сближению и соединению с жизнию безплотных, которые никогда не спят и не дремлют, а всегда бодрствуют?



Новости 4481 - 4500 из 5562
Начало | Пред. | 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 | След. | Конец

Русский календарь