«Душа его вмещала всех...» – это всегда было характерно для истинных духоносных старцев.
Всеобщая любовь к о. Рафаилу возбуждала в одном из служащих с ним священников все большую зависть. (К тому времени о. Рафаил был уже настоятелем храма). В своих воспоминаниях Е. А. Булгакова свидетельствует о ложном доносе, что «о. С. сумел уговорить одну прихожанку, ... чтобы она подала донос на о. Рафаила, что он якобы имеет [имел? – ред.] связь с немцами». Факт доноса действительно имел место (о чем упоминается и в письмах о. Рафаила), но прямую причастность благовещенского священника к этому некоторые козельские старожилы опровергают, хотя в лагерных письмах батюшки имя о. С. не раз всплывает в связи с этим арестом.
Всеобщая любовь к о. Рафаилу возбуждала в одном из служащих с ним священников все большую зависть. (К тому времени о. Рафаил был уже настоятелем храма). В своих воспоминаниях Е. А. Булгакова свидетельствует о ложном доносе, что «о. С. сумел уговорить одну прихожанку, ... чтобы она подала донос на о. Рафаила, что он якобы имеет [имел? – ред.] связь с немцами». Факт доноса действительно имел место (о чем упоминается и в письмах о. Рафаила), но прямую причастность благовещенского священника к этому некоторые козельские старожилы опровергают, хотя в лагерных письмах батюшки имя о. С. не раз всплывает в связи с этим арестом.
«Анастасия Николаевна была... большая шалунья, и не без лукавства. Она во всем быстро схватывала смешные стороны; против Ее выпадов трудно было бороться. Она была баловница – недостаток, от которого Она исправилась с годами. Она обладала прекрасным произношением французского языка и разыгрывала маленькие театральные сцены с настоящим талантом. Она была так весела и так умела разогнать морщины у всякого, кто был не в духе, что некоторые из окружающих стали, вспоминая прозвище, данное Ее Матери при английском дворе, звать Ее "Солнечный луч"»
18.06.2012
О ГРЕХЕ ОСУЖДЕНИЯ
Несколько слов святого Василия Великого о том, когда и почему допускается говорить дурное о ближнем. Это – только в двух случаях. Во-первых, если мы хотим обратить, спасти согрешающего брата и приходим к опытному наставнику за советом, то тогда можем все дурное о брате ему рассказать. И во-вторых, когда мы хотим предостеречь кого-либо от пагубного влияния этого согрешающего брата. Потому что находясь в сообществе с ним и считая его хорошим человеком, другой человек может подпасть под его дурное влияние. В этом случае, чтобы его спасти, можно сказать все дурное об этом брате, на которого он надеется и имеет другом. В остальных случаях, если человек говорит с намерением осудить, очернить, унизить ближнего, пусть это будет и сущая правда, – это уже клевета и осуждение. И человек за это сам подвергается осуждению
Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению преп. Сергия удалился искать пустынное место. И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь Преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям.
16.06.2012
НАСТАВЛЕНИЕ ХРИСТИАНИНУ.
Когда помысел злой приходит, или к нечистоте, или к гневу, или к любви суетного, то есть чести, богатства, славы, почитания, или к гордости, или к зависти и ненависти, или к иному какому злому делу поощряющий, тотчас изгоняй его из сердца и не допускай ему медлить в тебе. Потому что, если помедлишь, то он усилится и в грех ввергнет тебя. И потому, как только находит помысел худой, то ты противься и вместе с тем молись ко Христу так: «Господи, помилуй меня», или: «Господи, помоги мне», или: «Господи, не оставь меня», — или иначе.
Днем и ночью непрестанно проповедуя о Христе, Лукиан пребывал в молитвах и бдении, в ежедневном посте, в воздержании и полном умерщвлении плоти, и так изнурял себя постоянно, пока, по слову апостольскому, представил тело свое в жертву живую, святую, благоугодную Богу (ср.Рим.12:1). Обычной его пищей были небольшой кусок хлеба и зелень, питьем – вода; но сила Божие питала его и благодать Господня укрепляла его утружденные члены. Блаженный с таким желанием стремился к венцу мученическому, что казался уже умершим для мiра. Он знал, что мучение бывает двоякое: одно тайное, другое явное; и ранее чем подъять подвиг явного мученичества и увенчаться неувядаемым венцом от Господа, изнурял себя втайне. Но лицо его всегда видели светлым и приветливым, а ум мирным, и весь образ сего старца, украшенного чудною сединою, являл земного Ангела, небесного человека.
15.06.2012
ПРИТЧА. Убить ребенка — это преступление?
Тогда он продолжил: «Я предлагаю вот что: для того, чтобы вам не заботиться сразу о двоих детях, давайте убьем того ребенка, который у вас уже есть. В таком случае вы могли бы немного отдохнуть, пока не родится второй. А если мы собираемся убить одного ребенка, то нет разницы, кого из них. Вы не подвергнете риску свое здоровье, если убьете рожденного ребенка».
Женщина в ужасе воскликнула: «Нет, доктор! Какой ужас! Убить ребенка — это же преступление!»
«Согласен, — ответил доктор. — Но, по-моему вы были ГОТОВЫ идти на это, и я подумал, может быть, это было бы лучшим решением».
После того Собора Никифор еще несколько лет оставался в мiрском почетном сане царского советника. Потом, убедившись, что труд для суетного и мятежного мiра не приносит пользы душе, Никифор удалился из города и поселился на одном дальнем и безмолвном месте при Босфоре Фракийском, там он начал уединенно трудиться для одного Бога, в молитвах и посте, стремясь к душевному спасению. По прошествии некоторого времени он основал там монастырь; сам еще не нося иноческого чина, уже трудился блаженный Никифор как инок, испытывая себя: может ли переносить подвиг иноческий, полный скорбей. И жил он так много лет, считая себя недостойным ангельского пострига.
Одержимый завистью, он решил убить преподобного и подал ему однажды питье с примесью смертельного яда. Но святой перекрестил питье перед тем как выпить и остался совершенно невредимым. Когда сам Агапит заболел и приблизился к смерти, армянин пришел к нему и, взяв за руку, сказал: „На третий день ты умрешь. Если же не так, то я изменю жизнь мою и сам стану монахом".
На это святой с горячностью сказал: „Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем осуждаешь меня на смерть в третий день, когда Бог известил меня, что я отойду к Нему только через три месяца?"
Встретив там Маркиона-еретика, основателя ереси, он с силою противостал ему, опроверг и написал книги против ересей его, а также и против других еретических учений. Там же в Риме был некий языческий философ-циник Крискент, великий враг христиан, с которым святый Иустин непрестанно боролся словом и писал против него книги. Этот циник, сам живя нечисто и весьма беззаконно, ненавидел христиан за их целомудренную жизнь по Боге и завидовал доброй славе Иустина Философа.
Тут же был прекраснейший сад, полный всяких многоцветных и благоуханных растений. Тогда в этом саду поставлена была для мучения роскошно украшенная постель и на нее положен был спать связанной по рукам и по ногам сей святой мученик Философ. И пустили к нему развратную жену, чтобы навести на него грех. Слыша от пришедшей к нему блудной жены соблазнительные и бесстыдные слова, доблестный мученик смежил свои глаза, чтобы не смотреть на нее, но вежд и ушей он не мог закрыть, он был связан, а потому и не мог ничего для этого сделать. Тогда он поступил так. Кусая зубами язык свой и нанося себе этим сильную боль, он от боли не слышал того, что внушала ему бесстыдная жена, а так как не имел возможности закрыть себе ноздри, то мочил своим окровавленным языком нечистую постель, сильно окровавил свою одежду и остался, таким образом, невредимым от искушения.
Росла известность Саровской пустыни. При Ефреме в Сарове широко развернулось каменное строительство. Были построены братские кельи и трапезная с южной стороны монастыря (1764-1776 гг.), украшались и ремонтировались церкви, но основной заботой Ефрем стало строительство главного храма Саровской пустыни – Успенского собора. Собор строился с 1770 по 1777 год и придал Саровской пустыни совершенно новый, более значительный и торжественный облик. Успенский собор по праву считается главным делом жизни иеромонаха Ефреме. На протяжении всего строительства Ефрем вел подробный дневник, в который записывал основные события и этапы работы. Находилось в этих записках место и другим сведениям, например, такому любопытному наблюдению:
В 1918 году началось открытое гонение на Русскую Православную церковь. Эти события Валентин Феликсович воспринял как личную трагедию, поэтому встал на защиту Матери-Церкви. Валентин принял предложение епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником». Он дал согласие, и «через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года, я был рукоположен во иерея». В мае 1923 года ссыльный епископ Уфимский Андрей тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки.
Иди небоязненно, говори исповедание: Господь тебе Помощник. Всякий исповедник есть крепкий воин из воинства Христова. Слаб? Беги, когда есть возможность, а когда пойман, свидетельствуй, не боясь. Никак себе не должно позволить хоть для вида только сделать то, что требуют в знак отречения, ибо это то же, что отречение. Таков дух исповедничества! Его должно и всегда возгревать в себе; чтобы неготовым не застало время невзгоды, надо постоянно быть готовым страдать и умереть за имя Христово и веру святую. Это есть духовное исповедничество или сокровенное мученичество, когда бывает христианин сердцем распят, хотя телом жив.
Сегодня Святая Церковь празднует память преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой), духовной дочери преподобного Серафима Саровского, первой начальницы Мельничной общины, учрежденной великим старцем. Эта святая, почившая в возрасте 27 лет, всего 7 из которых она провела в монастыре, особенно преуспела в стяжании христоподражательного послушания. Она достигла высшей степени этой добродетели: умерла за послушание.
09.06.2012
БЫЛ ВЕСЬМА БЛАГОЧЕСТИВ И БОГОЛЮБИВ. Житие преподобного Ферапонта, Белозерского Чудотворца
Преподобный подчинился воле братии и, взяв с собою одного из иноков, пришел к князю Андрею. Князь принял святого старца и спутника его с великим почетом и стал просить его присмотреть место для построения монастыря. Преподобный, подчинившись воле князя, пошел и нашел близ реки Москвы на расстоянии одного поприща от города Можайска удобное и красивое место, которое называлось Лужками от чего и монастырь стал называться Лужецким. Взяв затем вместе с князем от епископа благословение, они построили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, соименной храму первой обители преподобного, соорудили при нем по обычаю монастырскому все постройки, благолепно украсили их и собрали иноков (1408 г.)
Святительствуя в Берии, Карп обратил ко Христу многих эллинов-язычников; обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии он был с жестокостью убиен иудеями и таким образом предал душу свою в руки Господа (кон. I в.). Честные мощи его были положены верными и богобоязненными людьми в том же городе, где он и святительствовал, причем сими мощами подавались многоразличные исцеления болящим во славу Христа, Бога нашего.
В бурный, овеянный кровью и славой русского оружия XIX век, Господь послал России великих Своих угодников, проповедников и просветителей. Имена оных навечно вписаны в золотые страницы Истории Русской Православной Церкви. Вслед за Митрополитами Московскими Филаретом (Дроздовым) и Макарием (Булгаковым) своими проповедническими и учено-богословскими трудами прославился и Архиепископ Одесский и Херсонский Иннокентий (Борисов).
В то время в стране той весьма умножились различные болезни, причем умирало очень много людей. Святой же, уразумев духом своим, что это случилось по причине гнева Божия за грехи людские, начал усердно молиться Господу со слезами, прося помиловать людей Своих и отвратить от них праведный гнев Свой. И слышал святой глас от Господа, говоривший: «Зачем ты болеешь сердцем за людей этих? Неужели ты любишь их более, чем Я? Так как умножились грехи и беззакония их, то они заслуживают наказания. Однако для того, чтобы не опечалить тебя, даю тебе власть исцелять различные их недуги и болезни».
Старайся узнавать все поступки добродетельных.
Тяжело жить в бедности, но еще хуже разбогатеть неправедно.
Делая благотворения, думай, что следуешь Богу.
Милости Божией ищи себе милостями к ближним.
Владей плотью и смиряй ее как можно лучше.
Обуздывай гнев, чтобы не выходить из ума.
Удерживай око, и язык пусть знает меру.
Новости 4541 - 4560 из 5562
Начало | Пред. | 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 | След. | Конец