15.06.2012
Великий поборник благочестия, святой Никифор родом из благородного корня племени Цареградского, от благочестивых и богобоязненных родителей Феодора и Евдокии. Отец его сподобился исповеднического венца, потерпев раны и изгнания за почитание святых икон; он был высоким чиновником на дворе царском, был богат и благочестив. Никифор служил несколько лет при дворе в том же звании, как и отец его.
Когда в царствование Константина и матери его Ирины созван был в Никее Седьмой Вселенский Собор против иконоборной ереси, тогда блаженный Никифор, будучи еще мiрянином, оказал существенную помощь заседавшим на Соборе святым Отцам, как человек мудрый и весьма сведущий в Божественном Писании; как мужу выдающейся знатности, ему было поручено говорить на Соборе от имени Царя.
После того Собора Никифор еще несколько лет оставался в мiрском почетном сане царского советника. Потом, убедившись, что труд для суетного и мятежного мiра не приносит пользы душе, Никифор удалился из города и поселился на одном дальнем и безмолвном месте при Босфоре Фракийском, там он начал уединенно трудиться для одного Бога, в молитвах и посте, стремясь к душевному спасению. По прошествии некоторого времени он основал там монастырь; сам еще не нося иноческого чина, уже трудился блаженный Никифор как инок, испытывая себя: может ли переносить подвиг иноческий, полный скорбей. И жил он так много лет, считая себя недостойным ангельского пострига.
Когда умер Патриарх Тарасий, Никифор был избран Патриархом против своей воли. Сразу после избрания принял чин монашеский и все остальные чины по порядку. В самый пресветлый день святой Пасхи был возведен на престол архиерейский, и в 806 году ему был предан патриарший сан в Св. Софии. Это было во время правления Царя Никифора, который потом быстро погиб на войне с болгарами. Его сын Ставрикий занимал царский престол только два месяца и вскоре умер. После этого воцарился добрый Царь Михаил, прозванный Рангав, который правил только два года до тех пор, как Лев Армянин сверг его.
Когда Царь Лев пришел к власти, то послал ему Патриарх книгу о Православном вероисповедании, чтобы он подписал, по обычаю всех византийских царей, это обещание держать и защищать Правую веру. Царь не подписал, но отложил до коронации. Когда же в соборной Софийской церкви совершался обычный чин венчания царского, и святейший Патриарх возлагал венец на главу недостойную, открыл Бог святейшему Патриарху, каков будет этот Царь: ибо возлагаемый царский венец превратился в руках Патриарха как бы в венец терновый и остриями болезненно колол руки архиерея, который познал, что это служит знамением предстоящего вскоре гонения и мучительства от того Царя, о чем с душевным сокрушением и известил свой клир.
А после венчания на царство Царь отказался подписать эту книгу и явил себя еретиком и иконоборцем. Собрав к себе в Царьград всех епископов и пресвитеров, за разные вины по правилам отлученных от служения у Божественного алтаря, нечестивый Царь дал им места в своих палатах и, питая их как откармливаемых зверей, он снискивал через это расположение тех, бог которых чрево. Потом Царь повелел всем греческим епископам собраться в Царьград на собор. Епископы отправились каждый из своего места и, прибыв в город, являлись по обычаю к святейшему Патриарху Никифору. Царь же повелел немедленно захватывать правоверных епископов и ввергать в темницу; тех из них, которы, под страхом навлечь на себя его грозный гнев и преследования склонялись к еретическому единомыслию с ним, он освобождал от уз и темниц и удостаивал почестей, а непоколебимо пребывавших в правоверии безчестно угнетал узами, мучил голодом и жаждою.
Святейший Никифор пытался направить Царя к Правой вере, но напрасно. Тогда еретическое сборище, исполненное великой злобы, незаконно лишило сана ни в чем неповинного, святого и Богоугодного мужа Патриарха Никифора и предало его анафеме, само будучи в высшей степени достойно извержения и проклятия. Услышав про это, болящий уже Патриарх прослезился и благодарил Бога, что сподобился таких злословий за Православие.
Царь насильно изгнал неповинного Патриарха после девятилетнего управление Христовой Церковью в заточение на остров Проконнис. Направляясь туда, везли блаженного Никифора на корабле мимо страны, где находился преподобный Феофан, игумен великого села, также принявший в последствии мученическую кончину за Православную веру. Оба святые мужа прозорливыми очами увидели и приветствовали друг друга. Преподобный Феофан, будучи в келлии своей, повелел ученику положить в кадильницу горящие угли, зажег свечи, возложил на угли фимиам и поклонился до земли, беседуя как бы с неким лицом, шедшим мимо. В то же время святейший патриарх Никифор, находясь на корабле, внезапно преклонил колена, взаимно поклонился святому Старцу и, простерши руки в воздух, преподал благословение.
Достигнув назначенного ему места изгнания, святитель Христов Никифор провел там в тесноте и частых болезнях тринадцать лет и перешел на вечный покой ко Господу в 828 году Преставляясь же, радостною душою произнес слова Давида: Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута (Пс. 123, 6–8).
Честное тело его было погребено в церкви святого великомученика Феодора. Потом, когда ересиархи погибли, иконоборное мучительство прекратилось и снова возсияли тишина и правоверие, честные мощи святого Никифора были перенесены 13 марта 846 года в Царьград и с честью положены в соборной церкви святой Софии, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь
<-назад в раздел
НА СОБОРЕ ЕМУ БЫЛО ПОРУЧЕНО ГОВОРИТЬ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ. Житие святителя Никифора, Патриарха Цареградского, исповедника
Когда в царствование Константина и матери его Ирины созван был в Никее Седьмой Вселенский Собор против иконоборной ереси, тогда блаженный Никифор, будучи еще мiрянином, оказал существенную помощь заседавшим на Соборе святым Отцам, как человек мудрый и весьма сведущий в Божественном Писании; как мужу выдающейся знатности, ему было поручено говорить на Соборе от имени Царя.
После того Собора Никифор еще несколько лет оставался в мiрском почетном сане царского советника. Потом, убедившись, что труд для суетного и мятежного мiра не приносит пользы душе, Никифор удалился из города и поселился на одном дальнем и безмолвном месте при Босфоре Фракийском, там он начал уединенно трудиться для одного Бога, в молитвах и посте, стремясь к душевному спасению. По прошествии некоторого времени он основал там монастырь; сам еще не нося иноческого чина, уже трудился блаженный Никифор как инок, испытывая себя: может ли переносить подвиг иноческий, полный скорбей. И жил он так много лет, считая себя недостойным ангельского пострига.
Когда умер Патриарх Тарасий, Никифор был избран Патриархом против своей воли. Сразу после избрания принял чин монашеский и все остальные чины по порядку. В самый пресветлый день святой Пасхи был возведен на престол архиерейский, и в 806 году ему был предан патриарший сан в Св. Софии. Это было во время правления Царя Никифора, который потом быстро погиб на войне с болгарами. Его сын Ставрикий занимал царский престол только два месяца и вскоре умер. После этого воцарился добрый Царь Михаил, прозванный Рангав, который правил только два года до тех пор, как Лев Армянин сверг его.
Когда Царь Лев пришел к власти, то послал ему Патриарх книгу о Православном вероисповедании, чтобы он подписал, по обычаю всех византийских царей, это обещание держать и защищать Правую веру. Царь не подписал, но отложил до коронации. Когда же в соборной Софийской церкви совершался обычный чин венчания царского, и святейший Патриарх возлагал венец на главу недостойную, открыл Бог святейшему Патриарху, каков будет этот Царь: ибо возлагаемый царский венец превратился в руках Патриарха как бы в венец терновый и остриями болезненно колол руки архиерея, который познал, что это служит знамением предстоящего вскоре гонения и мучительства от того Царя, о чем с душевным сокрушением и известил свой клир.
А после венчания на царство Царь отказался подписать эту книгу и явил себя еретиком и иконоборцем. Собрав к себе в Царьград всех епископов и пресвитеров, за разные вины по правилам отлученных от служения у Божественного алтаря, нечестивый Царь дал им места в своих палатах и, питая их как откармливаемых зверей, он снискивал через это расположение тех, бог которых чрево. Потом Царь повелел всем греческим епископам собраться в Царьград на собор. Епископы отправились каждый из своего места и, прибыв в город, являлись по обычаю к святейшему Патриарху Никифору. Царь же повелел немедленно захватывать правоверных епископов и ввергать в темницу; тех из них, которы, под страхом навлечь на себя его грозный гнев и преследования склонялись к еретическому единомыслию с ним, он освобождал от уз и темниц и удостаивал почестей, а непоколебимо пребывавших в правоверии безчестно угнетал узами, мучил голодом и жаждою.
Святейший Никифор пытался направить Царя к Правой вере, но напрасно. Тогда еретическое сборище, исполненное великой злобы, незаконно лишило сана ни в чем неповинного, святого и Богоугодного мужа Патриарха Никифора и предало его анафеме, само будучи в высшей степени достойно извержения и проклятия. Услышав про это, болящий уже Патриарх прослезился и благодарил Бога, что сподобился таких злословий за Православие.
Царь насильно изгнал неповинного Патриарха после девятилетнего управление Христовой Церковью в заточение на остров Проконнис. Направляясь туда, везли блаженного Никифора на корабле мимо страны, где находился преподобный Феофан, игумен великого села, также принявший в последствии мученическую кончину за Православную веру. Оба святые мужа прозорливыми очами увидели и приветствовали друг друга. Преподобный Феофан, будучи в келлии своей, повелел ученику положить в кадильницу горящие угли, зажег свечи, возложил на угли фимиам и поклонился до земли, беседуя как бы с неким лицом, шедшим мимо. В то же время святейший патриарх Никифор, находясь на корабле, внезапно преклонил колена, взаимно поклонился святому Старцу и, простерши руки в воздух, преподал благословение.
Достигнув назначенного ему места изгнания, святитель Христов Никифор провел там в тесноте и частых болезнях тринадцать лет и перешел на вечный покой ко Господу в 828 году Преставляясь же, радостною душою произнес слова Давида: Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута (Пс. 123, 6–8).
Честное тело его было погребено в церкви святого великомученика Феодора. Потом, когда ересиархи погибли, иконоборное мучительство прекратилось и снова возсияли тишина и правоверие, честные мощи святого Никифора были перенесены 13 марта 846 года в Царьград и с честью положены в соборной церкви святой Софии, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь
«Жития святых» святителя Димитрия Ростовского.