07.06.2012
В бурный, овеянный кровью и славой русского оружия XIX век, Господь послал России великих Своих угодников, проповедников и просветителей. Имена оных навечно вписаны в золотые страницы Истории Русской Православной Церкви. Вслед за Митрополитами Московскими Филаретом (Дроздовым) и Макарием (Булгаковым) своими проповедническими и учено-богословскими трудами прославился и Архиепископ Одесский и Херсонский Иннокентий (Борисов).
Иван Борисов (мiрское имя Святого), сын священника, получил воспитание в Орловской семинарии и Киевской Академии. Ученая деятельность его начиналась в Санкт-Петербурге (1823 г.), где он принял монашеский постриг, а процветала главным образом в Киеве, где он был ректором Академии и профессором богословия (1830–1839 гг.). Здесь он начал Епископское служение в сане викария, затем преемственно занимал кафедры Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую (1839–1857 гг.). В коронацию Императора Александра II (26 августа 1856 г.) он был назначен членом Священного Синода.
Главную славу свт. Иннокентия, как и митр. Филарета, составляет необыкновенный проповеднический талант. Современник знаменитого Московского витии, Иннокентий отличался от него тем, что действовал по преимуществу на чувства слушателей и увлекал их необыкновенной ясностью и простого слова и художественною картинностью представлений и образов. Ко всему этому св. Иннокентий был знаменитый импровизатор и всегда говорил без помощи тетрадки. Строго обдуманные слова его изливались сами собою и из души его, как бы объятой вдохновением. И как ни прекрасны его проповеди в печати, они все-таки, по отзывам слушателей, не могут увлекать читателей так, как увлекало его живое вдохновенное слово.
<…> Как начальник и Архипастырь, Иннокентий снискал во всех местах своего служения общую любовь отеческою близостью к подчиненным и пасомым. Учрежденные им литературные вечера имели целью сблизить служителей духовной науки с благонамеренными светскими деятелями. Здесь читались лекции и проповеди, велась оживленная беседа о религиозных вопросах. «Никогда с полгода не вычитаешь из всевозможных журналов, – говорит один из участников этих литературных бесед, – что бывало в один вечер узнаешь, и узнаешь легко».
В то же время преосвященный Иннокентий всячески заботился о возбуждении религиозного духа в народе. Кроме постоянного проповедования, к этому служили учрежденные им во всех местах служения крестные ходы, возобновление древних обителей (Ахтырской и Святогорской), древних памятников и Святых мест в Крыму, и составление умилительных Акафистов – Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы и Живоносному Гробу.
В последние годы своего святительства о.Иннокентий прославился самым живым Архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на Русских воинов. Во время бомбардировки Одессы (10 апреля 1854 г.), мужественный Архипастырь спокойно совершал Божественную Литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость духа в жителях. После бедственного поражения нашей Армии при Альме, жители города Симферополя пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты, явился среди них Архипастырь и в соборном храме разразилось слово укоризны за малодушие. Слово его было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали.
Из Симферополя владыка Иннокентий отправился в окровавленный и опаленный Севастополь; служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за Веру и Отечество. Он был в Одессе, фактическом центре епархии, во время его осады (и обстрела) английским флотом в 1855 году.
Свт.Иннокентий умирал в Херсонском монастыре, в Троицкую родительскую субботу и попросил прочесть канон Святой Троице, затем лег на постель из свежего сена, по традиции приготовленной на полу. Занималась заря дня Пресвятой Троицы (1857), когда Иннокентий подошел к окну и сказал: «Господи, какой день!» Через мгновение он опустился на колени и скончался на руках подоспевших келейников.
Протоиерей Петр Смирнов
«История Христианской Православной Церкви»,
Петроград, 1916 г.
<-назад в раздел
В МЕСТАХ СВОЕГО СЛУЖЕНИЯ СНИСКАЛ ОБЩУЮ ЛЮБОВЬ. Архиепископ Одесский и Херсонский Иннокентий (Борисов)
Иван Борисов (мiрское имя Святого), сын священника, получил воспитание в Орловской семинарии и Киевской Академии. Ученая деятельность его начиналась в Санкт-Петербурге (1823 г.), где он принял монашеский постриг, а процветала главным образом в Киеве, где он был ректором Академии и профессором богословия (1830–1839 гг.). Здесь он начал Епископское служение в сане викария, затем преемственно занимал кафедры Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую (1839–1857 гг.). В коронацию Императора Александра II (26 августа 1856 г.) он был назначен членом Священного Синода.
Главную славу свт. Иннокентия, как и митр. Филарета, составляет необыкновенный проповеднический талант. Современник знаменитого Московского витии, Иннокентий отличался от него тем, что действовал по преимуществу на чувства слушателей и увлекал их необыкновенной ясностью и простого слова и художественною картинностью представлений и образов. Ко всему этому св. Иннокентий был знаменитый импровизатор и всегда говорил без помощи тетрадки. Строго обдуманные слова его изливались сами собою и из души его, как бы объятой вдохновением. И как ни прекрасны его проповеди в печати, они все-таки, по отзывам слушателей, не могут увлекать читателей так, как увлекало его живое вдохновенное слово.
<…> Как начальник и Архипастырь, Иннокентий снискал во всех местах своего служения общую любовь отеческою близостью к подчиненным и пасомым. Учрежденные им литературные вечера имели целью сблизить служителей духовной науки с благонамеренными светскими деятелями. Здесь читались лекции и проповеди, велась оживленная беседа о религиозных вопросах. «Никогда с полгода не вычитаешь из всевозможных журналов, – говорит один из участников этих литературных бесед, – что бывало в один вечер узнаешь, и узнаешь легко».
В то же время преосвященный Иннокентий всячески заботился о возбуждении религиозного духа в народе. Кроме постоянного проповедования, к этому служили учрежденные им во всех местах служения крестные ходы, возобновление древних обителей (Ахтырской и Святогорской), древних памятников и Святых мест в Крыму, и составление умилительных Акафистов – Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы и Живоносному Гробу.
В последние годы своего святительства о.Иннокентий прославился самым живым Архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на Русских воинов. Во время бомбардировки Одессы (10 апреля 1854 г.), мужественный Архипастырь спокойно совершал Божественную Литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость духа в жителях. После бедственного поражения нашей Армии при Альме, жители города Симферополя пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты, явился среди них Архипастырь и в соборном храме разразилось слово укоризны за малодушие. Слово его было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали.
Из Симферополя владыка Иннокентий отправился в окровавленный и опаленный Севастополь; служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за Веру и Отечество. Он был в Одессе, фактическом центре епархии, во время его осады (и обстрела) английским флотом в 1855 году.
Свт.Иннокентий умирал в Херсонском монастыре, в Троицкую родительскую субботу и попросил прочесть канон Святой Троице, затем лег на постель из свежего сена, по традиции приготовленной на полу. Занималась заря дня Пресвятой Троицы (1857), когда Иннокентий подошел к окну и сказал: «Господи, какой день!» Через мгновение он опустился на колени и скончался на руках подоспевших келейников.
Протоиерей Петр Смирнов
«История Христианской Православной Церкви»,
Петроград, 1916 г.