20.05.2012
ИЗ ПОУЧЕНИЙ НИЛА СОРСКОГО
"Подобает, говорит, на все злые помыслы призывать Бога на помощь: ибо, как сказал святой Исаак, мы не всегда обретаем в себе силу противиться лукавым помыслам. Но другой помощи в этом деле нет, кроме как от Бога. Посему прилежно, со воздыханием и слезами, да молимся Владыце Христу по наставлению Нила Синайского так: "Помилуй мя, Господи, и не даждь мне погибнуть: помилуй мя. Господи, яко немощен есмъ; посрами, Господи, борющаго мя беса! Упование мое! Осени над главою моею в день брани бесовския. Борющаго мя врага побори, Господи, и обуревающия мя помыслы укроти тишиною Твоею, Слове Божий!"
Никто не должен говорить: «Ныне невозможно жить по Писанию и следовать святым отцам». Но надо всеми силами стараться подражать им. Тем, кто обращался к нему за советом, прп. Нил отвечал евангельским и святоотческим учением. Это давало словам его особую силу. Так делали наставники монашества и в наше время, например оптинские старцы. «Старцем» назывался в монастырях опытный в духовной жизни монах, которому было поручено духовное руководство братии. В женских монастырях были старицы. Прп. Нил учил ежедневно открывать старцу малейшие свои мысли и грехи. Духовная польза от такой исповеди была столь велика, что даже опытные монахи ее не оставляли. Прп. Нил настаивал также на монашеской нищете во исполнение обета нестяжания.
Он был блюстителем святыни Православья,
Судьёй безхитростным для чести мировой.
Любил народ он Царственной душою,
Как сыновей возлюбленных отец,
Ему безтрепетно он жертвовал собою,
Неся безропотно страдальческий венец.
Судьёй безхитростным для чести мировой.
Любил народ он Царственной душою,
Как сыновей возлюбленных отец,
Ему безтрепетно он жертвовал собою,
Неся безропотно страдальческий венец.
19.05.2012
БОРОЛСЯ С ИНОСЛАВНЫМИ И ЕРЕТИЧЕСКИМИ ВЛИЯНИЯМИ. Житие преподобного Иова, схиигумена Почаевского
Известность о его духовных подвигах широко распространилась по всему краю. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия на Волыни князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь, где в последствии прп. Иов служил игуменом более 20 лет. К этому времени относятся заключение Брестской унии (1596) и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и Папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям преподобного.
Отказом выйти замуж невеста Христова Ирина сильно разгневала отца, он приказал связать девицу и бросить ее под копыта свирепым коням. Но один из них вырвался и затоптал до смерти самого царя. Все прочие кони вели себя кротко, как агнцы, и не коснулись святой. Конь же, убивший Ликиния, по Божию повелению возопил человеческим голосом Ирине: «Блаженна ты, голубица Христова, поправшая змия! Тебя ждет свет вечный и чертог Безсмертного Жениха, как мудрую и мужественную девицу: будучи женщиной по природе, ты выказываешь храбрость воина». Когда со святой Ирины сняты были узы, она воскресила молитвою мертвого отца! Видя такое чудо, уверовали во Христа царь с царицею, и весь дом их, и много народа – около трех тысяч человек.
Желание девицы исполнилось, и она приняла Святое Крещение от рук епископа Клинона. Вернувшись домой, Пелагия рассказала матери о принятии ею Святого Крещения и попыталась убедить и ее отречься от идолослужения. Мать же святой пришла в ярость от речей своей дочери. Сын царя, узнав о том, что Пелагия приняла христианство, покончил с собой. Царь Диоклитиан был ярым гонителем христиан. Мать Пелагии, убоявшись наказания от царя за смерть его сына, сама повела свою дочь к царю на мучения. Но царь, пораженный красотой девицы, забыл о казни, но думал уже о том, как сделать ее своей женой. Мать же ее он наградил золотом и отпустил домой.
На святого Тимофея было донесено, что он хранит христианские книги, которые, по повелению императора, отбирали и сжигали. Святого Тимофея привели к правителю Ариану, который потребовал выдачи, священных книг. За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. Ему вонзили в уши две раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп. Святой Тимофей мужественно терпел боль и благодарил Бога, что сподобился страдать за Него. Мучители повесили святого вниз головой, вложив ему в рот кусок дерева, и привязали к его шее тяжелый камень. Страдания святого Тимофея были настолько тяжки, что сами исполнители казни стали просить правителя ослабить истязания.
Когда святой Афанасий достиг 21 года, святитель Александр рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра на Никейский Собор (325 г.). На Соборе святой Афанасий выступил с опровержением ереси Ария. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником. 8 июля 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского. Возглавляя Александрийскую Церковь, он продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария.
14.05.2012
ДЛЯ ВСЯКОЙ ДУШЕВНОЙ БОЛЕЗНИ ДАВАЛ ПОДОБАЮЩЕЕ ВРАЧЕВАНИЕ. Из жития преподобного Пафнутия Боровского
Часто говаривал блаженный о милостыне, что она одна только может спасти нас, и рассказывал об одном человеке, который всю жизнь свою творил милостыню, а по смерти было о нем такое откровение: стоял он у реки огненной, чрез которую не мог перейти в места райские, и вот внезапно собралось множество нищих, и стали они ложиться перед ним, один возле другого, так что по ним, как бы по мосту, он перешел реку пламенную. «Можно было бы ему, – говорил Преподобный, – по воле Божией быть перенесенным туда на руках ангельских, но Господь строил для него сей чудный мост ради его нищелюбия».
Иаков побеждал в спорах фарисеев и книжников, обличая и укоряя их за жестокосердие и неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв, будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по имени Филита, сказав:
– Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре.
– Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре.
В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооруженных человек ворвались в его келию и потребовали еды. После того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитать «Отче наш», «Богородицу», «Верую», начал читать «Отходную»... Прибежал отец Иринарх, обезпокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца... Смерть миновала.
Был уже вечер, когда пришли в город и известили о захваченных христианах. Тарквиний велел стеречь узников до утра. Святые всю ночь молились и восклицали: «Господь наш, Иисус Христос! Подай нам с небес Твою силу на помощь, чтобы нам одолеть наших врагов и сподоби нас по благости Твоей принять венцы победы». Утром Тарквиний и Гавиний сели на суде и приказали поставить перед собой захваченных христиан. Узнав их имена, Тарквиний обратился к святым Максиму, Даде и Квинтилиану с такими словами:
– Жизнь ваша в ваших руках. Если хотите жить, идите, принесите жертву матери богов и сделайтесь ее жрецами, потому что жрец ее умер и отошел к великому небесному царю Зевсу, чтобы там служить ему.
– Жизнь ваша в ваших руках. Если хотите жить, идите, принесите жертву матери богов и сделайтесь ее жрецами, потому что жрец ее умер и отошел к великому небесному царю Зевсу, чтобы там служить ему.
В своей домашней жизни московские Государи являлись образцом умеренности и простоты.
Они вставали обыкновенно в четыре часа утра. Умывшись и одевшись, Государь шел прямо в крестовую, где его ожидал духовник или крестовой поп и крестовые дьяки; здесь он молился около четверти часа, при этом на аналой ставился образ того святого, память которого праздновалась в тот день. По окончании молитвы священник кропил Государя святой водой, называвшейся «праздничной»; она привозилась из разных монастырей и церквей всего государства, прославленных чудотворными иконами, и освящалась там в дни храмовых праздников; затем крестовой поп читал духовное слово из особых сборников, составленных из поучений Отцов Церкви, преимущественно – Иоанна Златоуста.
Они вставали обыкновенно в четыре часа утра. Умывшись и одевшись, Государь шел прямо в крестовую, где его ожидал духовник или крестовой поп и крестовые дьяки; здесь он молился около четверти часа, при этом на аналой ставился образ того святого, память которого праздновалась в тот день. По окончании молитвы священник кропил Государя святой водой, называвшейся «праздничной»; она привозилась из разных монастырей и церквей всего государства, прославленных чудотворными иконами, и освящалась там в дни храмовых праздников; затем крестовой поп читал духовное слово из особых сборников, составленных из поучений Отцов Церкви, преимущественно – Иоанна Златоуста.
Вечером никто не приютил меня. Я был очень голоден, и попросил встречную старушку дать мне кусок хлеба.
– Нет ли в этой деревне благочестивых людей, у которых можно было бы остановиться страннику? – спросил я.
Она, вздохнув, сказала мне: “О, отец и владыка! имели мы здесь каменосечца, очень милостивого к странным. Но Бог, видя добродетель его, излил на него щедроты Cвои: слышим о нем, что он теперь в Константинополе, и сделался знатным человеком”.
Услышав это, я сказал сам себе: “Я сделал это убийство”.
– Нет ли в этой деревне благочестивых людей, у которых можно было бы остановиться страннику? – спросил я.
Она, вздохнув, сказала мне: “О, отец и владыка! имели мы здесь каменосечца, очень милостивого к странным. Но Бог, видя добродетель его, излил на него щедроты Cвои: слышим о нем, что он теперь в Константинополе, и сделался знатным человеком”.
Услышав это, я сказал сам себе: “Я сделал это убийство”.
Особо благоговели зыряне перед так называемой "прокудливой березой". Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его.
«Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, – обратился к верующим митрополит Ленинградский Алексий, – без правды, с жаждой грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствия своих и чужих.
Но война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом».
Но война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом».
До переселения в Валахию Святой жил В России и в Мошенских горах недалеко от Киева. По-видимому, Святой покинул Родину в 20-х годах XVIII века, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 года, запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов.
Святой мученик Савва был по происхождению готфянин (готфы – народ германского племени, живший первоначально по течению реки Вислы, а потом расселившийся по реке Дунаю) и проживал в царствование императора Аврелиана в Риме. Он имел сан стратилата, т.е. был воеводой и был верен и угоден Небесному Царю, Господу нашему Иисусу Христу. Он часто посещал в темницах страдальцев за имя Христово, оказывал им помощь из своего достатка, укреплял их к терпеливому перенесению страданий и возбуждал их к мужественным подвигам. Такая добродетельная жизнь его была столь угодна Богу, что он, ради чистоты и постничества святого, даровал ему власть над бесами, и он изгонял из людей нечистых духов.
Святая Царица уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем Святая увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда Царица узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто перед всеми исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии.
05.05.2012
ЖИЗНЬ СВОЮ УКРАСИЛ РАЗНООБРАЗНЫМИ ПОДВИГАМИ. Житие преподобного Никона, игумена Печерского.
Когда Господу угодно было насадить в России многоплодную ветвь иноческого жития, Он, прежде других, привел к святому Антонию – искусному и трудолюбному первоначальнику российского монашества, подвизавшемуся в пещере, – преподобного Никона, который был ему добрым сотрудником в подвижничестве.
Когда приходили к Антонию лица, желающие принять равноангельский образ, он сам поучал их добродетелям, а преподобному Никону он повелевал постригать их. В деяниях этих двух подвижников можно было усматривать некоторый вид подобия Моисея и Аарона, ибо преподобный Антоний принес закон со святой Афонской горы, как Моисей с Синайской, преподобный же Никон действовал по повелению Антония, как Аарон, почтенный саном священства.
Когда приходили к Антонию лица, желающие принять равноангельский образ, он сам поучал их добродетелям, а преподобному Никону он повелевал постригать их. В деяниях этих двух подвижников можно было усматривать некоторый вид подобия Моисея и Аарона, ибо преподобный Антоний принес закон со святой Афонской горы, как Моисей с Синайской, преподобный же Никон действовал по повелению Антония, как Аарон, почтенный саном священства.
Новости 4581 - 4600 из 5562
Начало | Пред. | 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 | След. | Конец