08.05.2012
<-назад в раздел
ОБЛАДАЛ ДАРОМ ДУХОВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА. Житие преподобного Василия Поляномерульского
Преподобный Василий Поляномерульский (Пояномерульский) родился около 1692 года. До переселения в Валахию Святой жил В России и в Мошенских горах недалеко от Киева. По-видимому, Святой покинул Родину в 20-х годах XVIII века, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 года, запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов.
На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселялись в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем преподобный Василий поселился в пустыне Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея.
Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и своим житием являл добрый пример для подражания, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Святой ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат.
С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Святой начал строительство Поляномерульского (Пояна-Мерулуй) скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, завершив строительство в 1733 году. Преподобный, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по Афонскому уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством Святого находились 11 скитов и пустыней.
В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон – преподобный Паисий Нямецкий (Величковский). Он прожил в братстве более 3-х лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников святого Василия: иеросхимонаха Михаила, спостника и сподвижника преподобного Василия еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Триэстени, схимонаха Протерия родом из местности Решетиловка, переписчика книг монаха Рафаила, пустынножителя схимника Онуфрия и других.
Преподобный Василий в значительной мере предопределил подвижнический путь преподобного Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у Старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда святой Василий навещал своих учеников в других скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний.
В 1746 году преп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение со святым Василием не прервалось. Первый ученик преп. Паисия – Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон святым Василием, от приезжавших на Афон монахов преп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения святого Василия.
Свои аскетические воззрения преп. Василий изложил в предисловиях к творениям преп. Григория Синаита, игумена Филофея Синайского, игумена Исихия Иерусалимского и преп. Нила Сорского. Это поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим безстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем, чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении».
У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений Преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда во Валахии. На все вопросы высокого собрания Святой дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Святого написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим Преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских монастырей и в 1750 году прибыл на Афон, там он посетил преп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба Старца имели общего духовника – о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 году преп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 году святой Василий через своего ученика иеросхимонаха Алексия просил преп. Паисия прислать книгу творений святого Симеона Нового Богослова.
Преп. Василий был не только духовником многих скитов, он заботился и о материальных нуждах многих монахов. В 1757 году старец посетил Яссы, где получил помощь для поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 году он разделил Поляномерульское братство на 2 части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности румынскую братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, румыны просили Старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, Святой предложил румынским инокам остаться в скиту, Старец с учениками-славянами должен был перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за Святым право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на 2 части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой.
В 1766 году, предчувствуя близкую кончину, Святой написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхимонаху Алексию (другу преп. Паисия), прося его вернуться в обитель. 25 апреля 1767 года Святой преставился в Небесные обители. Погребен он был в Поляномерульском скиту. Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхимонаха Феодосия, который, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету преп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхимонаха Алексия.
Известен автограф преп. Василия – патристический сборник, в который включено «Предисловие» старца к творениям преп. Григория Синаита. Другие автографы Святого утрачены, поскольку в 1771 году пожар уничтожил архив и часть библиотеки Поляномерульского скита. В скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII–XIX вв. сочинения Старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России (сохранилось более 70). Наиболее полной публикацией трудов преп.Василия является издание Оптиной пустыни 1847 года (во второй части Жития преп. Паисия (Величковского), в нем помещены писания Старца: предисловия к творениям преп. Григория Синаита, игумена Филофея Синайского и игумена Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу преп. Нила Сорского).
Поучения Святого оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий Кавказский (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали преп. Василия, наряду с преп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов Старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою» (свт. Игнатий).
Преп. Василий канонизирован в октябре 2003 года.
На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселялись в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем преподобный Василий поселился в пустыне Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея.
Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и своим житием являл добрый пример для подражания, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Святой ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат.
С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Святой начал строительство Поляномерульского (Пояна-Мерулуй) скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, завершив строительство в 1733 году. Преподобный, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по Афонскому уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством Святого находились 11 скитов и пустыней.
В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон – преподобный Паисий Нямецкий (Величковский). Он прожил в братстве более 3-х лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников святого Василия: иеросхимонаха Михаила, спостника и сподвижника преподобного Василия еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Триэстени, схимонаха Протерия родом из местности Решетиловка, переписчика книг монаха Рафаила, пустынножителя схимника Онуфрия и других.
Преподобный Василий в значительной мере предопределил подвижнический путь преподобного Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у Старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда святой Василий навещал своих учеников в других скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний.
В 1746 году преп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение со святым Василием не прервалось. Первый ученик преп. Паисия – Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон святым Василием, от приезжавших на Афон монахов преп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения святого Василия.
Свои аскетические воззрения преп. Василий изложил в предисловиях к творениям преп. Григория Синаита, игумена Филофея Синайского, игумена Исихия Иерусалимского и преп. Нила Сорского. Это поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим безстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем, чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении».
У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений Преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда во Валахии. На все вопросы высокого собрания Святой дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Святого написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим Преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских монастырей и в 1750 году прибыл на Афон, там он посетил преп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба Старца имели общего духовника – о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 году преп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 году святой Василий через своего ученика иеросхимонаха Алексия просил преп. Паисия прислать книгу творений святого Симеона Нового Богослова.
Преп. Василий был не только духовником многих скитов, он заботился и о материальных нуждах многих монахов. В 1757 году старец посетил Яссы, где получил помощь для поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 году он разделил Поляномерульское братство на 2 части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности румынскую братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, румыны просили Старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, Святой предложил румынским инокам остаться в скиту, Старец с учениками-славянами должен был перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за Святым право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на 2 части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой.
В 1766 году, предчувствуя близкую кончину, Святой написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхимонаху Алексию (другу преп. Паисия), прося его вернуться в обитель. 25 апреля 1767 года Святой преставился в Небесные обители. Погребен он был в Поляномерульском скиту. Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхимонаха Феодосия, который, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету преп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхимонаха Алексия.
Известен автограф преп. Василия – патристический сборник, в который включено «Предисловие» старца к творениям преп. Григория Синаита. Другие автографы Святого утрачены, поскольку в 1771 году пожар уничтожил архив и часть библиотеки Поляномерульского скита. В скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII–XIX вв. сочинения Старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России (сохранилось более 70). Наиболее полной публикацией трудов преп.Василия является издание Оптиной пустыни 1847 года (во второй части Жития преп. Паисия (Величковского), в нем помещены писания Старца: предисловия к творениям преп. Григория Синаита, игумена Филофея Синайского и игумена Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу преп. Нила Сорского).
Поучения Святого оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий Кавказский (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали преп. Василия, наряду с преп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов Старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою» (свт. Игнатий).
Преп. Василий канонизирован в октябре 2003 года.
«Жития святых»