Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ ГАЛИЧСКОГО.

Во время междоусобия внука Димитрия Донского, великого князя московского Василия II Васильевича Темного с дядей его – галичским князем Юрием Дмитриевичем, настоятелем Галичского Успенско-Николаевского монастыря был игумен Паисий, известный своей подвижнической жизнью и высокой духовностью. По памятникам эта же обитель называется Паисиевым монастырем. Это показывает, что преп. Паисий много потрудился как для хозяйственного ее благоустройства, так и для основания в ней правил монашеской жизни. Из жизни его известен следующий случай: великий князь Василий II во время междоусобия отнял у монастыря Овиновскую икону и перенес ее в Москву. Но икона чудесно по воздуху вернулась в монастырь.


ПАМЯТЬ СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ВТОРОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Для обличения ересиархов, святой царь Феодосий Великий (379 – 395) созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На рассмотрение святых отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полуариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.


ПАМЯТЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА И ЧАД ЕГО МИХАИЛА И ФЕОДОРА, МУРОМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ

Сей святой благоверный великий князь Константин Святославич взял Муром во владение себе и стал в нем княжить.
Прежде всего он построил в городе, в старой горной части его, первую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и похоронил здесь убитого сына своего, благоверного князя Михаила, а потом обратил горожан-язычников в христианскую веру и крестил их святым крещением. Проведя затем жизнь свою в истинной вере и непорочности во всем, являясь всегда защитником бедных и сирот, он вскоре отошел ко Господу. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца, и похоронили у построенной им церкви Благовещения, вблизи сыновей его, благоверных князей Михаила и Феодора.


ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО БЫЛО? СЛОВО В ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. Свт. Лука, архиеп. Крымский и Симферопольский.

Это все то же, все те же силы, силы, которые являются то в великой, безмерной мощи, то в слабой, тихой, легкой степени действия. Так и Дух Святой, Который с великой силой и мощью сошел на святых апостолов в день Пятидесятницы, доныне сходит в сердца тех, кто возлюбит Господа Иисуса, кто всем сердцем уверует во Святую Троицу, кто вознесется духом, возненавидя зло и насилие.
Тихим, легким, незаметным дуновением, не в виде огненных языков, не с шумом несущегося ветра, а тихо и незаметно входит Дух Святой в сердце достойное, в сердце чистое. Это дуновение незаметное и тихое Духа Святого всякий чистый, светлый дух человеческий ощущает, ощущает как тихую радость, как удивительный мир и покой, ни с чем не сравнимый покой, связанный с радостью.


ПЕРЕД БОЕМ КНЯЗЬ ПРИХОДИЛ В ЦЕРКОВЬ И МОЛИЛСЯ СО СЛЕЗАМИ. Житие святого благоверного князя Довмонта Псковского

Святой благоверный князь Довмонт, в святом Крещении (1265) Тимофей, принадлежал к литовскому княжескому роду. Когда в Литве произошел государственный переворот, он должен был со своими родственниками оставить родину. Он нашел убежище в вольном городе Пскове, и псковичи избрали его своим князем.
Он окружил город высокой стеной (Довмонтова стена), и счастливо воевал с врагами своего города – немцами и литовцами. Перед боем он приходил в церковь, клал свой меч на престол, молился со слезами, принимал благословение духовного отца своего и его рукой надевал свой меч.
По утверждению уроженцев города Пскова, это был тот самый меч с надписью: «Honorum meum nebus davo», то есть «Чести моей никому не отдам»


ИЗ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА), АРХИЕПИСКОПА КУРСКОГО И ОБОЯНСКОГО

Учась в семинарии, Антоний сначала мечтал стать врачом, затем учителем. Но в последнем классе семинарии, перед самым ее окончанием, с ним случилось событие, указавшее ему путь служения Богу и Его Святой Церкви. За месяц до выпускных экзаменов Антоний заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Состояние здоровья его было тяжелым. Боялись за его жизнь, в семинарской церкви служились молебны об исцелении болящего. Впоследствии Антоний рассказывал своей матери: «Я находился в забытьи; или наяву, или во сне (хорошо не помню) передо мной появился чудесный старик, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывавшими голое тело его до пят. Старик этот ласково на меня посмотрел и сказал: "Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров".


ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ. Авва Дорофей.

А хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взором: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата. Короче сказать: человек не должен делать ничего такого, о чем знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего; сим оскверняется совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его: и сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему.


ПЕРВЫЙ МИССИОНЕР НА АЛТАЕ. Житие преподобного Макария Алтайского

Первый период миссионерской деятельности о. Макария был самым трудным, отец Макарий понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе.
Поэтому он строил для новокрещеных дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, – словом все, что необходимо было для оседлого образа жизни. На эти нужды он расходовал свой магистерский оклад, кроме того, Преподобный первым из сибирских миссионеров стал применять Положение Государственного Совета от 17 июня 1836 г. «О льготах инородцам, принимающим святое крещение».


ГОРДОСТЬ. Схиигумен Савва.

Гордость – это страшная душевная болезнь, которая очень трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, как гордость. Святые Отцы называют ее "семенем сатаны".
      Гордость – это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии.
      Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту пагубную страсть.
      Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле.


ПОДВИГИ СВОИ, МОЛИТВЫ И МИЛОСТЫНИ КНЯГИНЯ ХРАНИЛА В ТАЙНЕ. Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская

Но монашество княгиня не приняла. За малолетством своих сыновей она стала управлять государством вместе с боярами. Одетая в роскошные одежды, как повелевал ее сан, она принимала участие в их советах и пирах. Вокруг ее имени стали появляться сплетни и клевета. Это достигло слуха ее сыновей, и они осмелились сказать об этом матери. Тогда она открыла перед ними на груди одежду свою, и они увидели плоть ее, изнеможденную постом, удрученную тяжелыми веригами. Глубоко потрясенные князья бросились в слезах к ее ногам, прося у нее прощения, но она только кротко заметила им: «Дети, не верьте никогда внешнему!» Потому что все подвиги свои, молитвы и милостыни княгиня Евдокия хранила в тайне.


ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К СОНМУ ДЕВ, СОПУТСТВУЮЩИХ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Житие блаженной отроковицы Музы

Видя такую перемену в жизни дочери своей, родители Музы весьма удивились. Когда же они спросили ее о причине такой перемены, то Муза сказала им, что она видела во сне Пресвятую Богородицу; сказала им о заповеди, которую дала ей Матерь Божия, поведала также и о том, в какой день она отойдет от жизни этой и присоединится к сонму прочих дев, сопутствовавших Матери Божией.


РЕВНОСТНЫЕ ПОБОРНИКИ ПРАВОСЛАВИЯ. Житие псковских преподобных Ефросина и ученика его Серапиона

Отрекшись от всех благ земных, изнуряя воздержанием плоть свою, преподобный Серапион не только никогда не принимал сладкой или вкусной пищи, но и скудную пищу употреблял лишь в той мере, сколько требовалось ее для поддержания жизни. Келья его была – темная и неудобная. Одеждой подвижника было ветхое, разодранное рубище, едва прикрывавшее его наготу. И до тех пор носил он это рубище, пока оно, совершенно истлевши, не спадало с его плеч. Чтобы не видеть своего тела, святой никогда не обнажал его и не только не ходил в баню, но даже и не умывал водою лица и рук. В свою келлию преподобный никогда не допускал женщин, и если случалось где-нибудь встречаться с ними, он не смотрел на них, не разговаривал, старался скорее уйти, чтобы и мыслью не согрешить пред Богом. Так поступал он, в строгости исполняя предписания устава прп. Евфросина.


КОГДА ЖЕЛАНИЕ ВЫШЕ ТВОИХ СИЛ. Житие преподобного Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского

Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: «сегодня убит князь Глеб Святославич; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород». Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. – На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, – если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.


«СЛЕДУЙ ЗА ХРИСТОМ, И ТЫ СПАСЕШЬСЯ». Страдание святой мученицы Гликерии и с нею Лаодикия, стража темничного

После этого игемон приказал отдать святую Гликерию зверям на съедение. Но Господь укротил ярость зверя. Святая молилась: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты сделал для меня легкими все, даже самые жестокие, мучения. Услышь меня, Боже, и воздай сему злому игемону по делам его, меня же не лиши венца благодати Твоей вместе с прочими святыми Твоими». И Сам Господь ответил ей с неба: «Я услышал молитву твою! Приди ко Мне с миром! Вот тебе отверзаются двери Царствия Небесного!» Вскоре была спущена другая львица, которая, подойдя к святой, угрызла ее, причем не растерзала тела (ок. 177 г.).


«ЛУЧШЕ МНЕ УМЕРЕТЬ, ЧЕМ ВИДЕТЬ РУСЬ ОКАТОЛИЧЕННОЙ...». Житие священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца

...«Ешь солому!» – раздался грубый голос сверху. И к ногам Святителя упал сноп ржи. Измученный, обезсиленный Патриарх всероссийский Ермоген поднял бледное лицо на окно, откуда падал слабый луч света. Ему казалось, что голос, раздавшийся за окном, очень знакомый. «Не иначе это один из московских бояр так радушно питает своего Патриарха, – подумал Святитель. – Эх, времена, времена, – прошептал он, – как слаб человек без веры и правды Божией!»


СВЯТЫЕ ОТЦЫ О КУРЕНИИ

Тление твоей сигары или папиросы изображает весьма хорошо тление твоего сердца в огне страстей: как тлеет твоя сигара во рту у тебя, так тлеет твое сердце в огне разных страстей. И как страсти – постоянная и великая насмешка дьявола над бедными людьми, так курение табаку есть новая насмешка его над ними.


СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Свт. Лука, архиеп. Симферопольский и Крымский.

Вспомяните, как был до полусмерти избит разбойниками великий преподобный Серафим Саровский. А что же – послужило это во вред самому Серафиму, послужило во вред Церкви Христовой? Нет, это послужило к величайшей пользе нашей, которую получили чрез преподобного Серафима, ибо, когда исцелила Сама Богородица, явившаяся ему, проломленный череп и поломанные ребра его, а разбойники были отданы под суд, преподобный Серафим, узнав об этом, со слезами просил за них: "Никак, никак не хочу, чтобы судили их! Если осудят – уйду из Саровской пустыни".


РУССКИЙ СОЛДАТ ВЫБРАЛ СМЕРТЬ СО ХРИСТОМ. В день мученической кончины воина Евгения Родионова

Евгений Родионов попал в плен 13 февраля 1996 года, на блокпосту чечено-ингушской границы. Контрольно-регистрационный пункт представлял собой (по преступной халатности военного начальства) будку без связи, света и огневой поддержки. Блокпост находился недалеко от заставы погранотряда. Некоторые Женины сослуживцы слышали в ту ночь крики, но никто не поднял тревогу, и лишь утром обнаружили у КРП капли крови на снегу... Вместе с Женей в плен попали трое дежуривших в ту ночь солдат, по странной случайности носящих те же имена, что и друзья его детства – младший сержант Андрей Трусов, рядовой Игорь Яковлев, рядовой Александр Железнов.


ПОНЕС МНОГО ТЯГОТ И СКОРБЕЙ. Житие преподобного Иосифа Оптинского

Однажды к старцу привели тяжелобольную женщину, он принял ее, выслушал и, дав ей в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: «Подожди». А когда он вышел, она совершенно забыла про свою болезнь.
А когда другая больная женщина обратилась к нему за помощью (опухоль околошейных желез не позволяла даже повернуть шею), старец посоветовал отслужить молебен перед чудотворной иконой Божией Матери. По молитвам старца Иосифа больная полностью исцелилась.


АПОСТОЛ ЛЮБВИ. Об апостоле и евангелисте Иоанне Богослове

Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру.



Новости 4561 - 4580 из 5562
Начало | Пред. | 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 | След. | Конец

Русский календарь