28.05.2012
Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Родители были простые поселяне Псковского края. По достижении возраста Елеазара отдали в научение Божественным книгам, и он вскоре настолько ясно уразумел Божественное Писание, что мог не только словесно изъяснять их, но и составлять собственные поучительные сочинения. При этом он изучил и философские науки, так что даже старики удивлялись его мудрости и с похвалой отзывались о нем. Никогда он не обнаруживал склонности ни к играм, ни к зрелищам, но больше всего любил чтение Божественных Писаний и церковные песнопения, причем с юных лет стал предаваться строгому воздержанию, отказавшись совсем от употребления в пищу сладкого. Когда родители, видя такой суровый образ жизни сына своего, говорили, чтобы он не изнурял тело и этим не причинял им скорбь, то отрок отвечал: «В Писании сказано, что пища и питие не приближают нас к Богу (1 Кор. 8, 8), а только пост, молитва, чистота телесная и воздержание — вот что приближает нас к Богу».
После сего родители Елеазара пожелали сочетать его законным браком, но рассудительный отрок убежал от родителей своих, скрывшись в Снетогорском монастыре (на Снятной горе, теперь в самом Пскове). Долго повсюду со слезами разыскивали его и нигде не могли найти, ибо благодать Божия хранила его. В том монастыре от игумена он принял иноческое пострижение с именем Евфросин.
Приняв иночество, преподобный Евфросин стал ревностно подвизаться в посте, бодрствовании, молитве и всенощных молитвенных стояниях и в то же время неленостно служил братии и в поварне, и в пекарне, и на всех других монастырских работах, как это было принято в монастыре, чем приобрел расположение к себе всех живших в обители иноков. Вскоре слово о преподобном вследствие такой добродетельной жизни его стало распространяться повсюду. Но с огорчением узнал он об этом, ибо отвращался славы людской и считал ее грехом и посрамлением для себя. Преподобный Евфросин стал помышлять о пустынной и безмолвной жизни, чтобы подвизаться только для Бога.
Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин с благословения настоятеля поселился в одинокой келлии на реке Толве, в 30 верстах от Пскова. Он поставил себе здесь шалаш и с усердием стал предаваться иноческим подвигам, отражая козни невидимого врага постом, бодрствованием, молитвой, всенощным стоянием и земными поклонами. Однажды в легком сне явились ему вселенские учители и святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и указали место для построения храма во имя их в той местности, где он подвизался.
Забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике.
В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12/25 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской.
По смирению своему прп. Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий.
Был преп. Евфросин молитвенником, настоящим старцем. К нему шла братия, как к преподобному Сергию, и он стал родоначальником псковского монашеского пустынножительства. Преп. Евфросин переработал уставы византийских подвижников и написал монастырский устав применительно к жизни северного русского края. Устав этот лег в основу уставов других монастырей псковской земли.
Прп. Евфросин стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, – Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.
В числе этих учеников в один день с прп. Евфросином празднуется также память прп. Серапиона Псковского, который был уроженцем древнего русского города Юрьева (ныне Тарту), но когда там начались гонения немцев на Православную веру, бежал и подвизался в пустыне вместе с Ефросином как его друг, первый сподвижник и верный помощник в создании монастыря.
Преподобный Серапион был ревностным поборником Православия. Хорошо зная слово Божие и творения святых отцов, он вел догматические споры с латинянами, оккупировавшими его родной город. Те решили насильно обратить преподобного в католичество, и тогда он отправился на Псковщину, на реку Толву, где начинал в то время свою пустынническую жизнь преподобный Евфросин.
С любовью принял пришедшего старец, и под его руководством начал Серапион подвижническую жизнь. Через некоторое время он решил без благословения старца устроить собственную пустыньку на другом берегу Толвы, но когда прорубал в лесу дорогу, повредил колено. С покаянием вернулся к Евфросину и неразлучно прожил с ним 55 лет, до конца своей жизни.
Строго соблюдая устав своего учителя, данный Трехсвятительской обители, прп. Серапион никогда не пропускал Божественной службы; ранее всех из братии приходил в храм и последним оставлял его. Особенно любил он молитву церковную и предпочитал ее келейной. Преподобный говорил обыкновенно: «Двенадцать псалмов, пропетых в келлии, не могут равняться единожды пропетой в храме краткой молитве: “Господи, помилуй!”».
Ко всему внешнему мирскому он относился безразлично, для мира он был мертвецом непогребенным. Поистине это был земной ангел по воздержанию и нестяжательности.
Отрекшись от всех благ земных, изнуряя воздержанием плоть свою, преподобный Серапион не только никогда не принимал сладкой или вкусной пищи, но и скудную пищу употреблял лишь в той мере, сколько требовалось ее для поддержания жизни. Келья его была – темная и неудобная. Одеждой подвижника было ветхое, разодранное рубище, едва прикрывавшее его наготу. И до тех пор носил он это рубище, пока оно, совершенно истлевши, не спадало с его плеч. Чтобы не видеть своего тела, святой никогда не обнажал его и не только не ходил в баню, но даже и не умывал водою лица и рук. В свою келлию преподобный никогда не допускал женщин, и если случалось где-нибудь встречаться с ними, он не смотрел на них, не разговаривал, старался скорее уйти, чтобы и мыслью не согрешить пред Богом. Так поступал он, в строгости исполняя предписания устава прп. Евфросина.
Однажды он тяжело заболел и двадцать дней был между жизнью и смертью, но Господь не оставил подвижника Своей милостью: преподобный Онуфрий, во имя которого был устроен придел в монастырском храме, посетил больного и чудесно исцелил его. После этого Серапион еще больше усилил свой подвиг молитвы, труда и воздержания.
В сентябре 1480 года, немного поболев, на 90 году жизни он предал душу Господу и был погребен преподобным Евфросином.
Еще при жизни преподобный Серапион удостоился от Господа дара прозрения и чудотворения. За год до смерти, он со слезами молился пред чудотворным образом Божией Матери. «Отче, о чем ты так горько плакал?» – «О неуготованной к исходу от тела душе моей, и о том еще, что в годину моей кончины сильный враг из Ливонии с многочисленной ратью подступит к Пскову». Затем добавил: «Молитесь и уповайте на милость Божию! Господь ради молитв Пречистой Своей Матери и Псковских чудотворцов умилосердится над градом благоверной княгине Ольги и сохранит его. А святая обитель эта неприкосновенна будет». Так и случилось: в год смерти преподобного стотысячный немецкий отряд подошел к Пскову, но псковичи, укрепленные чудесным явлением благоверного князя Довмонта, бросились в бой и смяли немцев.
Прп. Серапион скончался 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Со своим духовным отцом прп. Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15/28 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, «спостник и друг» преподобного Евфросина.
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, 15 мая 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской.
<-назад в раздел
РЕВНОСТНЫЕ ПОБОРНИКИ ПРАВОСЛАВИЯ. Житие псковских преподобных Ефросина и ученика его Серапиона
После сего родители Елеазара пожелали сочетать его законным браком, но рассудительный отрок убежал от родителей своих, скрывшись в Снетогорском монастыре (на Снятной горе, теперь в самом Пскове). Долго повсюду со слезами разыскивали его и нигде не могли найти, ибо благодать Божия хранила его. В том монастыре от игумена он принял иноческое пострижение с именем Евфросин.
Приняв иночество, преподобный Евфросин стал ревностно подвизаться в посте, бодрствовании, молитве и всенощных молитвенных стояниях и в то же время неленостно служил братии и в поварне, и в пекарне, и на всех других монастырских работах, как это было принято в монастыре, чем приобрел расположение к себе всех живших в обители иноков. Вскоре слово о преподобном вследствие такой добродетельной жизни его стало распространяться повсюду. Но с огорчением узнал он об этом, ибо отвращался славы людской и считал ее грехом и посрамлением для себя. Преподобный Евфросин стал помышлять о пустынной и безмолвной жизни, чтобы подвизаться только для Бога.
Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин с благословения настоятеля поселился в одинокой келлии на реке Толве, в 30 верстах от Пскова. Он поставил себе здесь шалаш и с усердием стал предаваться иноческим подвигам, отражая козни невидимого врага постом, бодрствованием, молитвой, всенощным стоянием и земными поклонами. Однажды в легком сне явились ему вселенские учители и святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и указали место для построения храма во имя их в той местности, где он подвизался.
Забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике.
В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12/25 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской.
По смирению своему прп. Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий.
Был преп. Евфросин молитвенником, настоящим старцем. К нему шла братия, как к преподобному Сергию, и он стал родоначальником псковского монашеского пустынножительства. Преп. Евфросин переработал уставы византийских подвижников и написал монастырский устав применительно к жизни северного русского края. Устав этот лег в основу уставов других монастырей псковской земли.
Прп. Евфросин стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, – Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.
В числе этих учеников в один день с прп. Евфросином празднуется также память прп. Серапиона Псковского, который был уроженцем древнего русского города Юрьева (ныне Тарту), но когда там начались гонения немцев на Православную веру, бежал и подвизался в пустыне вместе с Ефросином как его друг, первый сподвижник и верный помощник в создании монастыря.
Преподобный Серапион был ревностным поборником Православия. Хорошо зная слово Божие и творения святых отцов, он вел догматические споры с латинянами, оккупировавшими его родной город. Те решили насильно обратить преподобного в католичество, и тогда он отправился на Псковщину, на реку Толву, где начинал в то время свою пустынническую жизнь преподобный Евфросин.
С любовью принял пришедшего старец, и под его руководством начал Серапион подвижническую жизнь. Через некоторое время он решил без благословения старца устроить собственную пустыньку на другом берегу Толвы, но когда прорубал в лесу дорогу, повредил колено. С покаянием вернулся к Евфросину и неразлучно прожил с ним 55 лет, до конца своей жизни.
Строго соблюдая устав своего учителя, данный Трехсвятительской обители, прп. Серапион никогда не пропускал Божественной службы; ранее всех из братии приходил в храм и последним оставлял его. Особенно любил он молитву церковную и предпочитал ее келейной. Преподобный говорил обыкновенно: «Двенадцать псалмов, пропетых в келлии, не могут равняться единожды пропетой в храме краткой молитве: “Господи, помилуй!”».
Ко всему внешнему мирскому он относился безразлично, для мира он был мертвецом непогребенным. Поистине это был земной ангел по воздержанию и нестяжательности.
Отрекшись от всех благ земных, изнуряя воздержанием плоть свою, преподобный Серапион не только никогда не принимал сладкой или вкусной пищи, но и скудную пищу употреблял лишь в той мере, сколько требовалось ее для поддержания жизни. Келья его была – темная и неудобная. Одеждой подвижника было ветхое, разодранное рубище, едва прикрывавшее его наготу. И до тех пор носил он это рубище, пока оно, совершенно истлевши, не спадало с его плеч. Чтобы не видеть своего тела, святой никогда не обнажал его и не только не ходил в баню, но даже и не умывал водою лица и рук. В свою келлию преподобный никогда не допускал женщин, и если случалось где-нибудь встречаться с ними, он не смотрел на них, не разговаривал, старался скорее уйти, чтобы и мыслью не согрешить пред Богом. Так поступал он, в строгости исполняя предписания устава прп. Евфросина.
Однажды он тяжело заболел и двадцать дней был между жизнью и смертью, но Господь не оставил подвижника Своей милостью: преподобный Онуфрий, во имя которого был устроен придел в монастырском храме, посетил больного и чудесно исцелил его. После этого Серапион еще больше усилил свой подвиг молитвы, труда и воздержания.
В сентябре 1480 года, немного поболев, на 90 году жизни он предал душу Господу и был погребен преподобным Евфросином.
Еще при жизни преподобный Серапион удостоился от Господа дара прозрения и чудотворения. За год до смерти, он со слезами молился пред чудотворным образом Божией Матери. «Отче, о чем ты так горько плакал?» – «О неуготованной к исходу от тела душе моей, и о том еще, что в годину моей кончины сильный враг из Ливонии с многочисленной ратью подступит к Пскову». Затем добавил: «Молитесь и уповайте на милость Божию! Господь ради молитв Пречистой Своей Матери и Псковских чудотворцов умилосердится над градом благоверной княгине Ольги и сохранит его. А святая обитель эта неприкосновенна будет». Так и случилось: в год смерти преподобного стотысячный немецкий отряд подошел к Пскову, но псковичи, укрепленные чудесным явлением благоверного князя Довмонта, бросились в бой и смяли немцев.
Прп. Серапион скончался 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Со своим духовным отцом прп. Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15/28 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, «спостник и друг» преподобного Евфросина.
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, 15 мая 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской.