30.05.2012
<-назад в раздел
ПОДВИГИ СВОИ, МОЛИТВЫ И МИЛОСТЫНИ КНЯГИНЯ ХРАНИЛА В ТАЙНЕ. Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская
Святая княгиня Евдокия была дочерью благочестивого и ученого князя Димитрия Константиновича Суздальского. Для него инок Лаврентий написал самый древний из дошедших до нас списков Летописи (так называемая Лаврентьевская летопись). Дочь свою, княжну Евдокию, он выдал замуж за великого князя московского Димитрия Донского, когда тому было 18 лет.
Испытания не замедлили появиться: чума, пожар Москвы, литовское нашествие, опасное путешествие великого князя в Орду и, наконец, нашествие Мамая.
Стал князь собирать войска. Весь народ пришел в волнение: кто не мог носить оружие, усилили молитвы и милостыни. Во главе их была великая княгиня.
Вернувшись из Троицкого монастыря, куда он ездил испросить благословения его великого настоятеля – преп. Сергия, князь приказал войскам выступать, а сам пошел поклониться перед отъездом могилам своих сродников в Архангельский собор. У входа его ждала княгиня.
– Оставь слезы, – сказал он ей, – Бог будет нам защитником!
И, обняв ее в последний раз, он вскочил на коня. Из окон своих, выходивших на набережную Москвы-реки, княгиня следила за удалявшимися войсками.
8 сентября 1380 г. князь Димитрий Иоаннович одержал победу над татарами на Куликовом поле на Дону. Но эта победа стоила таких жертв, была настолько кровавой, что она равнялась настоящему бедствию. Из 150 тысяч человек, составлявших русское войско, полегло 110 тысяч.
Когда вскоре после того хан Тохтамыш совершил набег на Москву, то некому было ее защищать, она была сожжена и вынуждена опять платить дань, а старший сын великого князя – Василий – попал в Орду заложником.
28 мая 1389 г. князь Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле: ему не было еще сорока лет. После его кончины вдова его, княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский Вознесенский монастырь.
На XIV и XV вв. приходится расцвет монашеской жизни на Руси. В это время стали благоустраиваться и женские монастыри: до тех пор они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной.
Митрополит Алексий основал в Москве женский монастырь в честь своего небесного покровителя, Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село – предместье Москвы, а на его месте основал в Москве Зачатьевский монастырь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии. Устав этим монастырям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому же уставу основала в Москве мать князя Владимира Андреевича серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. князя Димитрия) Рождественский монастырь, ставший усыпальницей знатных женщин, а княгиня Евдокия Димитриевна – Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил.
Но монашество княгиня не приняла. За малолетством своих сыновей она стала управлять государством вместе с боярами. Одетая в роскошные одежды, как повелевал ее сан, она принимала участие в их советах и пирах. Вокруг ее имени стали появляться сплетни и клевета. Это достигло слуха ее сыновей, и они осмелились сказать об этом матери. Тогда она открыла перед ними на груди одежду свою, и они увидели плоть ее, изнеможденную постом, удрученную тяжелыми веригами. Глубоко потрясенные князья бросились в слезах к ее ногам, прося у нее прощения, но она только кротко заметила им: «Дети, не верьте никогда внешнему!» Потому что все подвиги свои, молитвы и милостыни княгиня Евдокия хранила в тайне.
Перед кончиной ее явился ей ангел и известил о приближающемся исходе. Но она онемела и знаками просила, чтобы написали икону ангела; когда же икону написали, она поклонилась ей, но просила, чтобы написали другую, но с этой иконой было то же; только когда была написана икона св. Архистратига Михаила, она заговорила и узнала явившегося ей ангела. Чувствуя, что последние дни ее приближаются, она пожелала постричься и провести остаток жизни в затворе и молитве. В то же время она явилась во сне одному нищему и обещала ему исцеление. Сидя на пути ее в монастырь, нищий услышал ее приближение и воскликнул: «Святая княгиня, сделай то, что ты мне обещала!» Но она продолжала идти, точно не понимая его слов, и как бы нечаянно опустила ему рукав своей шубы. Слепой вытер им глаза и прозрел. Через месяц после своего удаления в монастырь святая скончалась: в постриге было ей наречено имя Евфросиния. Над ее ракой в соборе Вознесенского монастыря было изображено исцеление ею слепого. Ее монастырь считался Царским, и игуменьи его имели привилегию входить к царице без доклада.
Испытания не замедлили появиться: чума, пожар Москвы, литовское нашествие, опасное путешествие великого князя в Орду и, наконец, нашествие Мамая.
Стал князь собирать войска. Весь народ пришел в волнение: кто не мог носить оружие, усилили молитвы и милостыни. Во главе их была великая княгиня.
Вернувшись из Троицкого монастыря, куда он ездил испросить благословения его великого настоятеля – преп. Сергия, князь приказал войскам выступать, а сам пошел поклониться перед отъездом могилам своих сродников в Архангельский собор. У входа его ждала княгиня.
– Оставь слезы, – сказал он ей, – Бог будет нам защитником!
И, обняв ее в последний раз, он вскочил на коня. Из окон своих, выходивших на набережную Москвы-реки, княгиня следила за удалявшимися войсками.
8 сентября 1380 г. князь Димитрий Иоаннович одержал победу над татарами на Куликовом поле на Дону. Но эта победа стоила таких жертв, была настолько кровавой, что она равнялась настоящему бедствию. Из 150 тысяч человек, составлявших русское войско, полегло 110 тысяч.
Когда вскоре после того хан Тохтамыш совершил набег на Москву, то некому было ее защищать, она была сожжена и вынуждена опять платить дань, а старший сын великого князя – Василий – попал в Орду заложником.
28 мая 1389 г. князь Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле: ему не было еще сорока лет. После его кончины вдова его, княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский Вознесенский монастырь.
На XIV и XV вв. приходится расцвет монашеской жизни на Руси. В это время стали благоустраиваться и женские монастыри: до тех пор они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной.
Митрополит Алексий основал в Москве женский монастырь в честь своего небесного покровителя, Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село – предместье Москвы, а на его месте основал в Москве Зачатьевский монастырь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии. Устав этим монастырям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому же уставу основала в Москве мать князя Владимира Андреевича серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. князя Димитрия) Рождественский монастырь, ставший усыпальницей знатных женщин, а княгиня Евдокия Димитриевна – Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил.
Но монашество княгиня не приняла. За малолетством своих сыновей она стала управлять государством вместе с боярами. Одетая в роскошные одежды, как повелевал ее сан, она принимала участие в их советах и пирах. Вокруг ее имени стали появляться сплетни и клевета. Это достигло слуха ее сыновей, и они осмелились сказать об этом матери. Тогда она открыла перед ними на груди одежду свою, и они увидели плоть ее, изнеможденную постом, удрученную тяжелыми веригами. Глубоко потрясенные князья бросились в слезах к ее ногам, прося у нее прощения, но она только кротко заметила им: «Дети, не верьте никогда внешнему!» Потому что все подвиги свои, молитвы и милостыни княгиня Евдокия хранила в тайне.
Перед кончиной ее явился ей ангел и известил о приближающемся исходе. Но она онемела и знаками просила, чтобы написали икону ангела; когда же икону написали, она поклонилась ей, но просила, чтобы написали другую, но с этой иконой было то же; только когда была написана икона св. Архистратига Михаила, она заговорила и узнала явившегося ей ангела. Чувствуя, что последние дни ее приближаются, она пожелала постричься и провести остаток жизни в затворе и молитве. В то же время она явилась во сне одному нищему и обещала ему исцеление. Сидя на пути ее в монастырь, нищий услышал ее приближение и воскликнул: «Святая княгиня, сделай то, что ты мне обещала!» Но она продолжала идти, точно не понимая его слов, и как бы нечаянно опустила ему рукав своей шубы. Слепой вытер им глаза и прозрел. Через месяц после своего удаления в монастырь святая скончалась: в постриге было ей наречено имя Евфросиния. Над ее ракой в соборе Вознесенского монастыря было изображено исцеление ею слепого. Ее монастырь считался Царским, и игуменьи его имели привилегию входить к царице без доклада.
Жития святых. Русские святых