Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
БОГ УКРЕПИЛ СВОЕГО МУЧЕНИКА. Из жития святителя Феодора, епископа Едесского 22.07.2012

БОГ УКРЕПИЛ СВОЕГО МУЧЕНИКА. Из жития святителя Феодора, епископа Едесского

У свт. Феодора, еп. Едесского (IX в.) был ученик и родственник по имени Михаил, подвизавшийся в лавре святого Саввы Освященного. В те времена Палестина и Финикия за грехи тамошних жителей были подчинены царям сарацинским (мусульманам).

Однажды, по промыслу Божию, блаженный Михаил был призван на беседу к царю Адрамелаху. Юноша очень понравился царю своею красотою и благоразумием, и он захотел уговорить его оставить христианскую веру и обратить в свою.

У царя был в услужении один еврей, ученый и красноречивый, которого он призвал к себе и начал при нем говорить иноку следующие слова: «Я жалею тебя и щажу твою юность, видя твой разум. Послушайся же моего совета или даже приказания – отступи от Христова учения... и присоединись к моей вере. Тогда ты будешь мне вместо сына, и я поставлю тебя выше всех князей и властителей и сделаю тебя управляющим всем моим имением».

Преподобный Михаил, возведя очи к небу и вздохнув из глубины сердца, сказал: «Да не будет того, о, Христос, Царь мой, чтобы я отступил от Тебя, Бога моего, хотя бы мне пришлось претерпеть многочисленные муки». Адрамелеху же он сказал: «Царь! Я раб Отца и Сына и Святого Духа, единого нераздельного Божества. Так я исповедую и от своего исповедания не отступлю, но всегда пребуду в нем!»

Царь сказал ему: «Что же? Тебе, значит, нравится оставаться в том ничтожном звании, в каком ты находишься?» Святой отвечал: «Эта иноческая одежда украшает меня гораздо больше, чем тебя – твои царские одеяния».

Царь сказал: «Я хорошо изучил свои книги, прочитал также и ваше христианское писание, которое вы называете Евангелием. Но ни в одной из них я не нашел заповеди, которая бы повелевала гнушаться брака и мяса». Святой отвечал: «Жизнь христианская имеет два вида – жизнь иноков и жизнь мирян. Мирянам благословляется вступать в брак и вкушать мясо: в этом для них нет греха, если только они свято будут соблюдать другие Христовы заповеди. Но нам, отрекшимся от мира и обещавшимся пребывать в девстве, не подобает вступать в брак, ибо учитель язычников, апостол Павел сказал: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор 7, 32-33)... Мы не вкушаем и мяса, но не потому, что считаем его оскверняющим, а ради воздержания. Апостол Павел говорит: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир (Рим 14, 17).

Царь сказал: «Павел обманул вас!» Но святой отвечал: «Не обманул, но освободил от заблуждения и указал путь к тем благам, ибо не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2, 9). Если же ты, царь, действительно хочешь узнать обманщика и предтечу антихриста, то сей обманщик – Магомет, который ввел в заблуждение все племя сарацинское и даже на Персию излил яд своего нечестия».

Еврей же, стоявший близ царя, сказал святому Михаилу: «А ваш Павел разве был не еврей?» Святой отвечал: «Хотя он был и еврей, но, по Господню повелению, он отменил сень Ветхого Завета и благовестил истинную благодать, о которой предсказывали в Ветхом Завете пророки».

Еврей сказал: «Как ты мог научиться у Павла, которого ты и не видел вовсе? Научись лучше у меня; ведь ты меня и видишь, и слышишь». Михаил сказал: «Если ты станешь учить как и он, то я послушаю тебя. Если же ты вводишь противное его учению, то я бегу от тебя как от змия, ибо Павел сказал: Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 9)».

Царь сказал: «Почему вы не хотите признавать пророка Магомета? Разве он не о Боге проповедовал сарацинам, арабам и персам? Не сокрушал ли он идолов и не учил ли добродетельной жизни?» Святой отвечал: «Если кто-нибудь выведет человека из темницы и заключит его в другую мрачную темницу, то разве он этим сделает тому благодеяние? Не обманул ли он его, переведя из одной тьмы в другую? Так с вами поступил и ваш Магомет. Мы же знаем, что к свету ведет только один истинный, верный путь – я говорю о правой вере в Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Единого в Трех Лицах».

Царь сказал: «Ты считаешь себя разумным и красноречивым, но ведь нас двое, а ты один, и победа, конечно, останется за нами». Святой отвечал: «Вас не двое, а трое, и все вы будете побеждены одним, по силе Христовой».

Царь спросил: «Мы беседуем с тобою двое – я и еврей. Как же ты двоих называешь тремя? Кто у нас третий?» Святой отвечал: «Посреди вас невидимо находится ваш учитель – диавол».

Царь разгневался на такие слова, но все-таки сдерживал свою ярость, надеясь словами победить воина Христова, и сказал ему: «Брось свое многословие и покорись мне. Исповедуй, что Магомет – пророк и посланник Божий, ты будешь мне вместо сына и получишь возможность наслаждаться разными удовольствиями». Святой сказал: «Признаешь ли ты, царь, Бога и Божие Слово?» Царь отвечал: «Да, признаю!» Святой сказал еврею: «Признаешь ли ты, что словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их (Пс. 32, 6)?» Еврей отвечал: «Да, это так!»

Тогда, исполнившись духа Христова, проповедник Христов сказал им: «Вот вы сами свидетельствуете об Истине, хотя не веруете, как следовало бы. Я же ни в каком случае не стану слушать ложных учений, но остаюсь при том, что сказал: Магомет не пророк и не посланник Божий, а обманщик, лжец и предтеча антихриста. Ты же, еврей, твердо знай, что Христос уже пришел в мир через непорочное рождение от Пречистой Девы, и потому тебе уже нечего ожидать рождения Его во плоти. Тот же, кого ты ждешь, будет мерзкий антихрист, который смутит всю вселенную, а обманщик Магомет – предтеча этого антихриста!»

После жестоких мучений, не причинивших ему никакого вреда, святой Михаил был предан сарацинским царем на усечение мечем. Христиане же воссылали славу Богу, укрепившему Своего мученика. Кончина святого Михаила последовала в 9 день месяца июля. Он часто являлся преподобному Феодору в ночных видениях, украшенный мученическим одеянием и венцом и озаряемый неизреченным светом.


Свт. Димитрий Ростовский.
«Жития святых».

<-назад в раздел

Русский календарь