22.09.2012
<-назад в раздел
ВЕЛИЧАЙШИЙ ПОДВИГ ПРЕП. ИОСИФА ВОЛОЦКОГО - ЕГО СЛОВО ОРУЖИЕ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ
Преподобный Иосиф, ученик при. Пафнутия Боровского, стал игуменом Волоколамского монастыря.
Величайшим подвигом преп. Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих. Она появилась в Новгороде после приглашения туда в 1470 г. на кормление Киевского князя Олельковича, в свите которого был медик-еврей Схария. "Жидовствующие" отрицали догмат о Пресвятой Троице, исповедуя еврейское единобожие; отрицали Божество Иисуса Христа, Его Воскресение и Страшный Суд; хулили Божию Матерь и Голгофский Крест; отрицали Таинства и почитание икон, над которыми совершали кощунства, отрицали загробную жизнь и др.
С тех пор как св. Князь Владимир отверг иудейскую веру, принесенную хазарами, и Русь обновилась благодатью Крещения, "великая Русская земля пятьсот лет пребывала... в православной вере христианской", пока враг человеческого спасения, диавол, привел скверных и помраченных евреев в Великий Новгород". Борьбу с ересью первоначально возглавил свт. Геннадий (память 4/17 декабря).
Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась православная государственность, преп. Иосиф не преувеличивает. Ведь в строгом смысле – и это особенно подчеркивает Волоцкий игумен – "ересь жидовствующих" была не ересью, то есть произвольным искажением христианской истины, а отступничеством – совершенным отрицанием христианства и полной противоположностью ему.
«Нынешние... отступники гораздо хуже тех [прежних еретиков], сквернее и лукавее, – писал преп. Иосиф в "Просветителе". – Находясь среди православных, они выказывают себя православными, и если кто-либо крепко стоит в вере Христовой и Православии, от того они всячески таятся; если же увидят кого-нибудь из более простодушных, то готовы уловить его. Чтобы привлекать людей в жидовство, они дерзают даже становиться священниками... Если же кто-либо из православных захочет восстать на них с обличением, то они отрекаются от жидовской веры, да еще и проклинают ее последователей, и клянутся страшными клятвами, что они православные, – для того, чтобы их не разоблачили и им удобнее было бы тайно прельщать православных».
На соборе, созванном против еретиков в конце 1504 г., преп. Иосиф был главным их обличителем. Он призывал к строгому наказанию отступников, дабы "мы не погибли, как погибли Армянское, Эфиопское и Римские царства. Ведь они погибли по небрежению тогдашних православных царей и святителей, а за такое небрежение эти цари и святители будут осуждены на Страшном Суде Христовом". Собор определил внести анафему еретикам в чин Торжества Православия.
Преподобный Иосиф был причислен к лику святых 20 декабря 1578 г., вскоре после его кончины.
Ныне Русская Православная Церковь является главной мишенью для слуг антихриста, мешающей им утвердить свой порядок; против нее направлены все силы зла. Враги Христовы, видимо, поняли, что прямым уничтожением верных Богу (как это делали большевики) можно только увеличивать число святых, которые на Небесах помогают выстоять православным на земле. И тогда они стали усиленно проникать в Церковь, изнутри подтачивая ее ряды. Церковь наша сейчас особенно нуждается в твердом оружии против современных еретиков, раскольников и оборотней. Таким оружием и является слово преп. Иосифа Волоцкого, который не только разоблачил конкретную ересь XV в., но, защищая Православие, дал образец подхода к любому неправославному учению – будь то латиняне, протестанты, экстрасенсы или любое проявление "нового религиозного сознания".
Преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас!
Величайшим подвигом преп. Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих. Она появилась в Новгороде после приглашения туда в 1470 г. на кормление Киевского князя Олельковича, в свите которого был медик-еврей Схария. "Жидовствующие" отрицали догмат о Пресвятой Троице, исповедуя еврейское единобожие; отрицали Божество Иисуса Христа, Его Воскресение и Страшный Суд; хулили Божию Матерь и Голгофский Крест; отрицали Таинства и почитание икон, над которыми совершали кощунства, отрицали загробную жизнь и др.
С тех пор как св. Князь Владимир отверг иудейскую веру, принесенную хазарами, и Русь обновилась благодатью Крещения, "великая Русская земля пятьсот лет пребывала... в православной вере христианской", пока враг человеческого спасения, диавол, привел скверных и помраченных евреев в Великий Новгород". Борьбу с ересью первоначально возглавил свт. Геннадий (память 4/17 декабря).
Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась православная государственность, преп. Иосиф не преувеличивает. Ведь в строгом смысле – и это особенно подчеркивает Волоцкий игумен – "ересь жидовствующих" была не ересью, то есть произвольным искажением христианской истины, а отступничеством – совершенным отрицанием христианства и полной противоположностью ему.
«Нынешние... отступники гораздо хуже тех [прежних еретиков], сквернее и лукавее, – писал преп. Иосиф в "Просветителе". – Находясь среди православных, они выказывают себя православными, и если кто-либо крепко стоит в вере Христовой и Православии, от того они всячески таятся; если же увидят кого-нибудь из более простодушных, то готовы уловить его. Чтобы привлекать людей в жидовство, они дерзают даже становиться священниками... Если же кто-либо из православных захочет восстать на них с обличением, то они отрекаются от жидовской веры, да еще и проклинают ее последователей, и клянутся страшными клятвами, что они православные, – для того, чтобы их не разоблачили и им удобнее было бы тайно прельщать православных».
На соборе, созванном против еретиков в конце 1504 г., преп. Иосиф был главным их обличителем. Он призывал к строгому наказанию отступников, дабы "мы не погибли, как погибли Армянское, Эфиопское и Римские царства. Ведь они погибли по небрежению тогдашних православных царей и святителей, а за такое небрежение эти цари и святители будут осуждены на Страшном Суде Христовом". Собор определил внести анафему еретикам в чин Торжества Православия.
Преподобный Иосиф был причислен к лику святых 20 декабря 1578 г., вскоре после его кончины.
Ныне Русская Православная Церковь является главной мишенью для слуг антихриста, мешающей им утвердить свой порядок; против нее направлены все силы зла. Враги Христовы, видимо, поняли, что прямым уничтожением верных Богу (как это делали большевики) можно только увеличивать число святых, которые на Небесах помогают выстоять православным на земле. И тогда они стали усиленно проникать в Церковь, изнутри подтачивая ее ряды. Церковь наша сейчас особенно нуждается в твердом оружии против современных еретиков, раскольников и оборотней. Таким оружием и является слово преп. Иосифа Волоцкого, который не только разоблачил конкретную ересь XV в., но, защищая Православие, дал образец подхода к любому неправославному учению – будь то латиняне, протестанты, экстрасенсы или любое проявление "нового религиозного сознания".
Преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас!