По смерти злочестивого царя Константина Копронима, на престол вступил сын его Лев (775 – 780 гг.) также иконоборец, но он вскоре умер. После него на престол вступила супруга его Ирина вместе с своим сыном Константином. Она собрала множество преподобных отцов и вместе с святейшим патриархом Тарасием созвала в Никее седьмой Вселенский собор, который, отвергнув нечестивое учение еретиков, снова установил, как то было прежде, почитание Божественных икон и поклонение им.
Иван Алексеевич Дмитриев родился в 1875 году в деревне Редкие Дворы Московской губернии, в многодетной крестьянской семье. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а летом пас скотину на пастбище. После смерти матери он взял к себе на содержание всю семью — отца и братьев с сестрами. В юности Иван почти ежедневно посещал церковь и часто читал книги духовного содержания. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и остановился в своем выборе на ските Оптиной пустыни.
Авва Пимен поведал о авве Иоанне Колове следующее. Он умолил Бога, и отъяты были у него страстные вожделения. Он ощутил ненарушимое спокойствие. Тогда он пришел к некоторому отцу и сказал ему: «Вижу себя спокойным, не имеющим никакой брани». Старец отвечал ему: «Иди и умоли Бога, чтоб возвратились брани и то сокрушение сердца и смирение, которые ты имел прежде: по причине браней душа приходит в преуспеяние». Иоанн испросил у Бога возвращения браней, и когда пришли брани, то он уже не молился об освобождении от брани, но говорил: «Господи! даруй мне терпение в брани».
В день, посвященный Архангелу Божию Михаилу и прочим безплотным Силам, о чем нам больше и рассуждать, как не об Ангелах? К чему же именно направить нам слово свое? Давайте укорять себя. За что? За то, что есть еще у нас грехи, заблуждения, ошибки, горести и беды, ибо всему этому не следовало бы быть между нами, когда окружает нас сонм безплотных и есть у каждого Ангел Хранитель. Ангелы Божии – сами – попустят ли быть чему такому среди нас? Нет, если попускают, то, верно, по вине нашей или потому, что делаем себя недостойными Ангельского руководства и помощи, или потому, что своим противодействием и противонастроением уничтожаем и отвращаем все усилия Ангелов содействовать нам в добре. Как же теперь быть? Надо себя так настроить, чтобы не отвращать, а привлекать Ангельское содействие. А это как делать? Вот как!
Когда до слуха императоров дошло, что жители областей Армении и Каппадокии, вопреки императорским указам, отказываются поклониться идолам, то они, после многих совещаний, избрали двух лукавых, преданных язычеству, жестоких мужей, Агриколая и Лизия, и отправили первого в Армению, а второго в Каппадокию, приказав им, во-первых, казнить всех тамошних христиан, не соглашающихся поклониться идолам, и, во-вторых, записать в войско всех мужей и юношей, сильных телом и способных к военной службе.
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога (Флп. 1, 27–28). Берегитесь особенно лжепастырей и лжеучителей, которые являются к вам в овечьих шкурах, а внутри суть волки хищные. Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (Там же. 2, 21). Остерегайтесь их, они много зла могут принести вам, ибо даже таинствами в Церкви они пользуются нередко для своих злых целей. Молитвы усердной, смиренной, покаянной не забывайте, ибо Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? (Лк. 18, 7).
Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, а дав клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Эта добродетель – начало и корень всякого добра».
А вот этот призыв будет стоить жизни вашим покорным рабам! И председатель картинным жестом указал па скамьи подсудимых.
Благостно-любящим взором окинул старец служителей алтаря и ясно и твердо сказал:
Я всегда говорил и продолжаю говорить, как следственной власти, так и всему народу, что во всем виноват я один, а это лишь моя Христова армия, послушно исполняющая веления посланного ей Богом главы. Но если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – тут голос Патриарха возвысился, стал слышен во всех углах громадного зала, и сам он как будто вырос, когда, обращаясь к подсудимым, поднял руку и благословил их, громко и отчетливо произнося, – благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него.
Наконец, последняя причина, почему некоторые слишком боятся смерти, состоит в том, что у них нет упования ни на заслуги Иисуса Христа, как Он пришел на землю именно для избавления нас от смерти (см.: 1 Кор. 1, 8), ни на Его любовь к нам, между тем как Он всегда тот же, вчера и днесь и во веки, всегда желает спасти нас, ни на Его могущество, между тем как Он – Господь Вседержитель (см.: Откр. 1, 8). Это – состояние неверия. Такое состояние не должно принадлежать христианину.
Однажды товарищи Иоанна после вечерни стали играть на улице. Он наблюдал за ними. В это время на улице показался юродивый Михаил Клопский. Дети толпой кинулись к нему и стали рассматривать его. Не обращая внимания на шум и шалости детей, он направляется к Иоанну и, приподняв его выше себя, говорит: "Иван, прилежно изучай книги: быть тебе архиепископом в Великом Новгороде!"
После этого он обнял ребенка, поцеловал его и удалился. Это пророчество сбылось через 50 лет, уже после блаженной кончины самого святого Михаила.
Чрез некоторое время блаженный Симон снова пришел к тому же воеводе и предсказал, что в городе произойдёт сильный пожар. Вскоре так и случилось. Уже более семидесяти дворов было охвачено пламенем. Тогда воевода приказал привести к себе блаженного Симона. Его нашли стоящим на коленях перед одной из городских церквей. Он со слезами молился пред образом Пресвятой Богородицы. Блаженного привели к воеводе. Воевода вместе с другими гражданами стал молить Святого, чтобы он избавил их от страшного бедствия. Симон, протянув руку, указал на пламя и, юродствуя, ударил воеводу по щеке – и пожар тотчас же прекратился.
Первого ребенка, родившегося в Царской семье, назвали Ольгой. От матери она унаследовала чудные белокурые волосы с золотистым оттенком, большие голубые глаза, а также царственную осанку и грацию, от отца – чисто русскую внешность, причем с годами Ольга стала красива именно русской красотой – все говорили, что Ольга пошла в Романовых.
Непосредственность, честность и врожденное чувство справедливости были отличительными чертами Ольги. Однажды семилетняя Княжна играла со своими маленькими родственниками и «один из мальчиков позволил себе умышленно неправильный ход. Я никогда не забуду, – вспоминала Анна Вырубова, – как Ольга расплакалась и подбежала ко мне со словами: “Знаешь, что он сделал, Аня? Он сказал мне неправду”».
По прошествии пяти дней, Святые были приведены из темницы на место, называемое Рай, где был храм бога огня, которого почитали нечестивые Персы. Там мучили Святых от третьего часа до шестого. Потом мучитель повелел снова отнести их в темницу, и отдал распоряжение сторожам, чтобы не позволяли никому приходить к ним, и чтобы того, кто пожелал бы дать им пищу, или питье, или одежду, тотчас взять и убить. И Христовы страдальцы пребывали в этой темнице три года в великой нужде, претерпевая чрезвычайные страдания от загноившихся ран, так что и сами сторожа, при виде такого бедственного положения их, умилялись и много раз плакали. И только тайно кто-нибудь из них, или из других бывших там же узников, подавал им иногда кусок хлеба или немного воды, – так терпели они из любви ко Христу.
С шумом и безчестием погибали безумные еретики. Сама их смерть свидетельствует о гневе Божием на них из-за лжи, которую распространяли, и из-за скорбей, причиненных Божьей церкви.
Арий, осужденный в Никее, и вот пришел он однажды к царю Константину и молил царя, чтобы его опять приняли в церковь. Царь его спросил, верит ли он Никейскому Символу веры, и он, лукавый, держа под платьем своим бумагу, содержащую его еретическое зловерие, ударил себя в грудь и сказал: «Так верую». Царь подумал, что Арий раскаялся и послал его к патриарху Александру, чтобы тот принял его в церковь. Александр не хотел принимать Ария, зная, что он лжец.
Вельможи, оставив царя, ушли, тем более что уже наступала ночь. Царь же еще более мучился сердцем от ярости, думая о том, как бы и святых погубить и вельможам отомстить. Поутру он повелел бросить святых мучеников в яму, наполненную ядовитыми гадами; но и там они остались невредимыми, утешены были явлением ангелов и выведены оттуда целыми. Потом их повесили и терзали тела их даже до костей, но мученики снова оказались без ран. Наконец, царь, не зная, что сделать еще, осудил их на усечение мечом. Когда святые шли за город для совершения над ними казни, за ними следовало много уверовавшего народа, который с плачем говорил им: «Рабы истинного Бога, зачем оставляете нас без поучения?» Святые отвечали: «Милосердный Бог устроит потребное для вас, как знает и хочет: только твердо веруйте в Него и Он дарует вам что будет служить вам на пользу».
И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью — служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали—и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).
Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно, иначе сам себя оскорбишь. Опечалил кто тебя? Не огорчай его со своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты сделаешься подобным ему. Оскорбленная душа нелегко переносит оскорбления, но если подумаем, что прощением обиды мы делаем добро не столько оскорбившему, сколь самим себе, то легко извергнем из себя яд гнева. Не увлекайся в первую минуту, оскорбленный, – и ты тотчас исправишь все; не поддавайся (первому) движению – и угасишь все. Великое утешение – потерпеть что-либо за Христа.
Священники Екатерининского собора были арестованы. Отец Иоанн, в отличие от многих, не мог воспринимать это спокойно, он протестовал и пытался разъяснить дело. Вместо разъяснений он получил несколько ударов по лицу, а затем толпа солдат с гиканьем и улюлюканьем поволокла его по шпалам к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына – гимназиста. Смерть мученика не была мгновенной... Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить, как собаку». Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.
Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана – Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.
Услышав о красоте Анастасии, военачальник немедленно послал своих слуг привести ее. Пришедши, слуги долго не могли отворить ворот монастыря, так что принуждены были взять топоры и выломать двери. Постницы, увидавши сие, сильно убоялись и, отворивши другие двери со противоположной стороны, убежали из монастыря. Игумения же София не выпустила Анастасии, говоря:
Новости
4321 - 4340 из 5562
Начало
|
Пред.
|
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
|
След. |
Конец