Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
15.11.2012

МУЖЕСТВЕННО ПОШЛИ НА КАЗНЬ ЗА ХРИСТА. Страдание святых мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Аффония


Страдание святых мучеников
Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Аффония

Св. мч. ПигасийКогда персидский царь Сапор, омраченный идолослужением и исполненный всякого беззакония, воздвиг в своей стране великое гонение на христиан, то в это время между его придворными было три тайных христианина: Акиндин, Пигасий и Анемподист. Служа скрытно Христу, они тайно приводили многих своим учением к тому же благочестию. Некоторые оклеветали этих трех святых перед царем, что они не только сами веруют в Распятого, но и других заражают, как ядом, такой же верой.

Царь сказал с гневом клеветникам:
– Почему вы, давно зная о таких людях, не донесли мне и не представили их ко мне?
Они сказали:
– Державный царь! Если прикажешь, мы сейчас же представим их тебе.
Царь тотчас дал такое приказание, и они пошли, чтобы взять их. Когда они подошли к дому, в котором пребывали святые, то нашли двери запертыми; ибо верные рабы Господни стояли на молитве и не хотели отпереть людям, пребывая в беседе с Богом. Те выломали двери, схватили святых и, связав, повели перед лицом царя.

Св. мч. ЕлпидифорЦарь, увидев святых, начал кротко спрашивать их:
– Откуда вы, дети мои?
Святые отвечали:
– Об отечестве ли нашем спрашиваешь нас, царь? Отечество наше и жизнь наша есть Пресвятая, Единосущная и Нераздельная Троица, Отец, Сын и Святой Дух, Единый Бог.
Царь сказал:
– Вы весьма дерзки и смеете исповедывать предо мной иного Бога, потому что еще не испытали, что такое раны и разного рода мучения.
Святые отвечали:
– Мы смелы надеждой на Бога нашего и готовы принять за Него всякие раны и мучения; если не веришь словам нашим, испытай самым делом: наноси раны, причини, какие хочешь, мучения, – и увидишь, отвергаемся ли мы от нашего Бога.

<…> Царь, призвав снова святых, сказал им: "Хотя вы и угасили огонь своим волхвованием, однако не избежите моих рук, пока не заставлю вас поклониться богам или не предам вас лютой смерти".
Они отвечали как бы одними устами:
– Предай нас, какой хочешь, смерти, но мы не отторгнемся от живущего на небесах Единого Бога, уготовившего нам вечную жизнь.
Царь, засмеявшись, сказал:
– Дети мои и друзья! если вы почитаете Единого Бога, то и я ведь принуждаю вас почитать не многих богов, а только одного, именно того, которого почитаю и которому покланяюсь я. Ибо и я имею одного бога, которого люблю и почитаю более других, это – великий Зевс, старший между всеми богами; воздайте, вместе со мною, поклонение ему одному; относительно же прочих богов – как хотите; достаточно воздать почтение одному. Блаженный Анемподист сказал царю:
– Каким образом воздать честь Единому Богу велишь ты?
Царь, услышав это, обрадовался, ибо подумал, что хотят поклониться его скверному Зевсу, и сказал им:
– Пойдемте, дети мои, со мной в храм великого Зевса, и что я буду делать, то и вы делайте, и поклонимся вместе моему богу.
Святые сказали:
– Ты, царь, молись по своему уставу, а мы будем молиться – как научились издавна.
Царь, не поняв сказанного ими, радовался, ибо он думал, что они уже склонились к его идолопоклонству, и говорил им:
– Почему вы ранее не захотели обнаружить единомыслия с нами? Тогда вы не потерпели бы таких мучений. Теперь же простите меня, что причинил вам скорбь; обещаюсь загладить пред вами это моею усердной любовью.
Он велел приготовить свою царскую колесницу и, поднявшись на нее, звал к себе святых мучеников, чтобы они садились вместе с ним.
Святые отвечали:
– Нет, царь, мы не поедем на колеснице, но пойдем сами.
Так они дошли до этого мерзкого храма. Взяв их за руки, царь вошел с ними в храм и начал кричать:
– Велик бог Зевс, и велика сила его! Придите, возлюбленные мои, и помолитесь прежде меня великому богу Зевсу.
Святые отвечали:
– Как ты велишь, так и сделаем.
Сотворив крестное знамение на челах своих, они упали на колена и, подняв к небу свои руки, начали молиться Богу, Единому в Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу; и тотчас потряслось то место, и храм начал разрушаться. Царь, убоявшись, выбежал вон со всеми, кто был с ним, и пал храм вместе с идолами, и все находившееся в храме разбилось в прах. Святые же остались при падении того храма невредимыми; они радовались при виде силы Христовой и смеялись над безпомощностью языческих богов.
Царь воспылал сильною яростью на святых и сказал им:
– Таково-то ваше обращение к Зевсу и поклонение ему? Такова-то ваша молитва, что вы своим волхвованием разрушили храм и сокрушили богов?
Святые отвечали:
– Как мы научились издавна, так и молились Единому Богу, Создателю всего мира, волхвования же не знаем; и не от какого-либо волхвования, но от всесильного имени Божия, призванного нами в молитве, разрушился скверный храм с нечистыми вашими богами.

Царь повелел приготовить три котла и наполнить их оловом, серой и смолой, разрубить старые лодки на дрова и развести ими большой огонь под котлами. Когда это было сделано, и сильно раскаленные котлы кипели и клокотали, святых связали цепями и свесили их сверху в котлы, сначала – до пояса, потом – до груди и наконец – до шеи. Они же взирали, среди этих мучений, на небо, и каждый из них пел свою песнь из псалмов Давидовых. <…> Святые, молясь таким образом в котлах, не потерпели никакого вреда от кипящих олова, серы и смолы, и цепи, сами развязавшись, упали с них. Святые вышли здоровыми на виду у всех, так что многие, удивляясь сему поразительному чуду, познали истину и, прославив Христа, уверовали в Него.

Также и один из мучителей по имени Аффоний, видя это чудо, уверовал во Христа и воскликнул: «Велик Бог христианский!» Царю же он сказал: «Безбожный и человеконенавистный царь! доколе ты не оставишь этих неповинных людей? – вот мы, мучая их, устали более, чем они, претерпевая мучения, а ты остаешься как бы железным и каменным, и не трогается сердце твое».
Царь тотчас повелел отрубить ему голову.
Аффоний, услышав ответ царя, присуждавший его к усечению мечом, возвел очи на небо и сказал: «Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Боже, в Которого веруют христиане! Вот и я верую в Тебя, поклоняюсь Тебе и умираю за Тебя: спаси меня, недостойного, по великой Твоей милости».

<…> После этого Акиндина, Пигасия и Анемподиста царь повелел зашить в кожаные мешки и бросить в море. Когда это было сделано, явились святой Аффоний и с ним три ангела, ходящие по морю; вынув из моря святых мучеников, они освободили их из мешков и поставили на суше живыми и здоровыми, как будто они никогда и не страдали. Услышав о том, что святые мученики живы, царь разгневался на воинов, которым поручил ввергнуть святых в морскую пучину. Предположив, что они не послушались его и отпустили их на свободу, он, прежде всего, отсек руки этим воинам, которых числом было четверо, а потом приказал потопить их в море. Перед смертью они призывали Господа нашего Иисуса Христа, исповедуя Его святое имя, веруя и молясь Ему, и таким образом были потоплены в водах морских.

Святые мученики Акиндин, Пигасий и Анемподист снова были взяты, заключены в темницу и забиты в колодки. В смущении царь пошел в свою спальню, возлег на ложе, призвал своих вельмож и начал с гневом говорить им, что они оставили его одного трудиться на суде над христианами и не помогают ему ни в чем, ни словом, ни делом. Они отвечали, что нехорошее это дело – упражняться в таких судах и предавать казни неповинных христиан. Царь же при этом заметил им:

– О чем вы думали, когда стояли вчера и третьего дня, закрыв уста свои руками?
Один из вельмож, по имени Елпидифор, засмеявшись, сказал:
– Мы смеялись в своей душе над твоим безумием, и глупы мы были до сих пор, что слушались тебя.
Царь приказал одному из присутствовавших здесь слуг ударить Елпидифора по лицу. Все вельможи, видя это, пришли в негодование и сказали царю:
– Знай, царь, что мы не на твоей стороне.
Царь, видя, что все вельможи за одно с Елпидифором, убоялся и, не желая раздражать их еще более, сказал:
– Простите мне, потому что от великой печали пришел в смятение ум мой.

Вельможи, оставив царя, ушли, тем более что уже наступала ночь. Царь же еще более мучился сердцем от ярости, думая о том, как бы и святых погубить и вельможам отомстить. Поутру он повелел бросить святых мучеников в яму, наполненную ядовитыми гадами; но и там они остались невредимыми, утешены были явлением ангелов и выведены оттуда целыми. Потом их повесили и терзали тела их даже до костей, но мученики снова оказались без ран. Наконец, царь, не зная, что сделать еще, осудил их на усечение мечом. Когда святые шли за город для совершения над ними казни, за ними следовало много уверовавшего народа, который с плачем говорил им: «Рабы истинного Бога, зачем оставляете нас без поучения?» Святые отвечали: «Милосердный Бог устроит потребное для вас, как знает и хочет: только твердо веруйте в Него и Он дарует вам что будет служить вам на пользу».

Некоторые из царских слуг пошли к царю и донесли, что весь народ пристал к этим трем христианам и может воспрепятствовать их усечению.
Царь сказал: «Выведите за город триста вооруженных воинов, чтобы они перебили и народ, который будет следовать за этими обольстителями».
Слуги донесли ему, что среди этого народа есть и некоторые из вельмож, что и Елпидифор там же, и спрашивали, можно ли и их перебить с прочими. Царь приказал позвать к нему Елпидифора. Елпидифор, взяв с собой трех других сановников, пришел к царю. Царь, поникнув головой, долго сидел в молчании; потом, подняв голову, сказал: «Елпидифор! зачем, оставив отеческих богов, вы захотели перейти к ложным христианским? Знай же, что я не пощажу никого, кто верует в Распятого»..
Елпидифор отвечал: «Делай, что хочешь, мы готовы тотчас умереть за распятого Христа, потому что Он один есть истинный и праведный Бог, и нет другого, кроме Него. Все же твои боги суть бесы, от которых мы отрекаемся и отвергаемся, а тобою, служителем бесовским, и скверными идольскими жертвами мы пренебрегаем».

Тогда царь осудил их на смерть и произнес над ними такой приговор: «Елпидифора и всех его единомышленников, которые оставили пресветлых богов и предпочли смерть этой жизни, повелеваю усечь мечом, чтобы они получили то, чего сами пожелали; и кто хочет взять и укрыть их тела, тот может сделать это безбоязненно».

Воины, тотчас взяв их, повели за город к святым мученикам и ко всему народу, уверовавшему во Христа. Когда там было прочитано пред всеми повеление царя, то все воскликнули: «Слава Тебе, Боже, что указал нам благой путь, дабы мы, освободившись из этого мрачного и коварного мира, пришли к Тебе, Богу нашему, поклонились престолу Твоему и узрели Тебя, Свет Неприступный».

Они начали целовать друг друга. Воины же, окружив, избивали их, и пало тогда от меча около семи тысяч уверовавших во Христа, вместе со святым Елпидифором.
Акиндин, Пигасий и Анемподист не были усечены, но, но повелению царя, снова были заключены в темницу.
Поутру царь повелел приготовить огненную печь, чтобы сжечь в ней святых мучеников. Когда святые были выведены из темницы, царь сказал им:
– Видите ли эту печь? – вот она приготовлена для вас.
Блаженный Акиндин сказал:
– Для тебя еще большая печь приготовлена в геенне огненной, в которой ты будешь вечно гореть вместе с соименными тебе бесами.
Царь гневно сказал:
– Разве я бес?
Святой отвечал:
– И дела твои и имя твое показывают в тебе беса, ибо ты делаешь свойственное бесам, и имя твое означает: «царь бесов»; и хорошо назвала тебя твоя мать Сапором, потому что ты единомышленник бесов.

Царь сказал окружающим:
– Попросите мать мою придти сюда ко мне. Когда пришла его мать, он встал с своего престола; воздав ей честь, он посадил ее возле себя и сказал:
– Скажи мне, мать моя, какое у меня имя?
Мать отвечала:
– Ты носишь имя твоего деда: дед твой назывался Сапором, и тебе имя Сапор.
Царь, показав перстом на святых, сказал:
– А эти беззаконники говорят, что у меня бесовское имя.

Мать его на это засмеялась, ибо она уже веровала во Христа, но скрывалась перед своим злым сыном. Царь, увидев, что мать его засмеялась, вскипел яростью и, устремившись на нее, начал бить ее по лицу. Она же припала к ногам святых мучеников и с плачем говорила: «Спасите мою старость, рабы Христовы, ибо я вижу, что родила не по имени только, но и на самом деле беса и окаянного сатану».

Царь, увидев, что и мать его уверовала во Христа, осудил и ее бросить в огненную печь вместе со святыми мучениками. Кроме того, уверовали еще и некоторые из присутствовавших воинов, числом двадцать восемь, и все были брошены в печь, вместе с Акиндином, Пигасием и Анемподистом и с блаженною матерью царя; молясь в огне, они предали Богу свои святые души. Люди достойные видели сонм святых ангелов, поющих вокруг печи и принимающих души святых, и несказанное благоухание исходило от мученических тел. Когда печь погасла, царь ушел в палату, и все разошлись. Тогда некоторые из верующих пришли к печи и нашли тела святых целыми и неповрежденными огнем; они взяли их и предали честному погребению, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога, Ему же слава во веки, аминь.

«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского



<-назад в раздел

Русский календарь