26.09.2012
<-назад в раздел
ЯЗЫЧНИК, УВЕРОВАВШИЙ В ГОСПОДА. Житие священномученика Корнилия сотника
Вскоре после страданий Господа нашего Иисуса Христа и по воскресении и вознесении Его на небеса, в Кесарии Палестинской поселился сотник по имени Корнилий, родом из Италии Фракийской. Он хотя и пребывал во тьме неверия, однако уже совершал дела света и, оставаясь еллином, был подобен христианину. Христа не знал он, но делами милосердия безсознательно почитал Его. Живя посреди развращенного мира, он был добродетелен, как свидетельствует о нем святой Лука в Деяниях: В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу (Деян. 10, 1–2). Бог не презрел таковых его добродетелей и благоволил просветить его светом веры и привести к познанию истины, дабы добрые дела его не покрывались мраком неверия.
Однажды, молясь Богу в своем доме, этот богобоязненный муж, увидел Ангела Божиего, который возвестил ему, что его молитвы и милостыни приняты Богом. Ангел повелел ему послать в Иоппию за Симоном, называемым Петром, и исполнить то, что тот ему скажет. Он тотчас послал с мольбой звать Петра. В то время, как посланные Корнилия шли в Иоппию, Петр взошел на верх дома, в шестом часу дня, помолиться. Он чувствовал в это время голод, и вот перед ним явилось видение, внушавшее ему, чтобы он не гнушался идти к необрезанному иноплеменнику, – ибо евреи не входили в общение с язычниками и гнушались ими.
Видение, явившееся Петру, было такое. С неба три раза спускался сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, и голос повелевал Петру, чтобы он заколол и ел находившихся в сосуде животных, зверей, гадов и птиц. Когда Петр отказывался и говорил, что он никогда не ел ничего нечистого, голос снова сказал ему с неба:
– То, что Бог очистил, не признавай нечистым.
Это видение было знамением обращения Корнилия и других язычников. Голод Петра знаменовал собой голод, описанный пророком Амосом, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (Амос. 8, 11). Такой голод был в доме Корнилия и у всех язычников: как Петр желал хлеба, необходимого для тела, так те – хлеба для души. Сосуд, привязанный за четыре конца, знаменовал Церковь Христа, утверждаемую в вере четырьмя евангелистами. Находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного. По своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию – ядовитые гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их было велено заклать и есть – то есть острым мечом слова Божия умертвить древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из очищенных крещением душ и тел их жертву живую, Благоугодную Богу (Рим. 12, 1). Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то это означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не только за израильтян, но и за язычников.
Когда Петр размышлял об этом видении и пребывал в недоумении, посланные Корнилия подошли к его дому и спросили о нем. Дух Божий повелел ему идти с ними не колеблясь, дабы первого язычника присоединить к Церкви Христовой; за ним должны были идти ко Христу ту и другие язычники. Когда Петр вошел в дом, Корнилий, окруженный всеми своими родственниками и друзьями, принял его с почетом и, припавши к ногам Петра, поклонился ему. Тогда Петр поднял его и сказал:
– Вы знаете, что иудею непристойно входить к иноплеменникам и иметь с ними общение: однако Бог открыл мне, что не следует называть скверным или нечистым ни одного человека. Итак, я пришел к вам без всякого колебания и спрашиваю теперь, зачем вы призвали меня к себе?
Корнилий со всеми подробностями рассказал ему, как он увидел ангела и что услышал от него, и просил Петра научить его, как достигнуть спасения. Петр же, отверзши уста свои, стал проповедовать ему об Иисусе Христе.
Когда Петр говорил это, Святой Дух, вселяя его слова в сердца слушавших, привел их к вере, и Корнилий крестился со всем своим домом. Он первый из язычников уверовал в Господа нашего Иисуса Христа и, по принятии крещения, оставил все и пошел за Петром, который поставил его епископом.
Проходя с Петром и другими проповедниками различные страны, он ревностно трудился, проповедуя о Христе. Когда Петр, вместе с Тимофеем и Корнилием, находился в городе Ефесе, им стало известно, что идолопоклонство особенно сильно в городе Скепсии, и они рассуждали, кому из них идти туда на проповедь. Они бросили жребий, который пал на Корнилия, и тот, призвав на помощь Бога, поспешно пошел в этот город. Там жил князь Димитрий, который пытался заставить Корнилия поклониться богам, но Святой показал ему, как ничтожны его боги. По его молитвам Господь разрушил идольский храм и воскресил жену и сына князя.
Димитрий крестился с женою, сыном и со всем домом своим; крестились с ним и 277 других граждан. Святой же Корнилий прожил в том городе довольно долго, искореняя терние неверия из сердец человеческих и рассеивая семена благочестия. В скором времени он обратил во Христу весь город. Дожив до глубокой старости и приблизившись к смерти, о которой узнал заранее, он усердно молился, приготовляя себя в путь к Господу. Собрав к себе всех, кого он обратил из язычества в христианство, он научил их пребывать в вере и любви и упражняться во всяких добродетелях, преуспевая в исполнении заповедей Господних. Много поучив их, он услышал голос с неба:
– Корнилий! иди ко Мне, ибо приготовлен тебе венец правды (2 Тим. 4, 8).
Услышав это, Корнилий тотчас стал молиться и, преклонивши колена, сказал:
– Господи Боже наш! Ты сподобил меня соблюсти веру, совершить подвиг и победить супротивных. Благодарю Тебя за все! Но прошу Тебя, Господи, призри с Твоей святой высоты на рабов Твоих и будь к ним милостив; утверди их в вере, укрепи в подвигах, пошли им помощь в исполнении святых Твоих заповедей, чтобы они непрестанно прославляли пресвятое имя Твое ныне и во веки веков.
И когда все сказали: «аминь», он предал с радостью дух свой в руки Господа, призывавшего его на небеса.
Однажды, молясь Богу в своем доме, этот богобоязненный муж, увидел Ангела Божиего, который возвестил ему, что его молитвы и милостыни приняты Богом. Ангел повелел ему послать в Иоппию за Симоном, называемым Петром, и исполнить то, что тот ему скажет. Он тотчас послал с мольбой звать Петра. В то время, как посланные Корнилия шли в Иоппию, Петр взошел на верх дома, в шестом часу дня, помолиться. Он чувствовал в это время голод, и вот перед ним явилось видение, внушавшее ему, чтобы он не гнушался идти к необрезанному иноплеменнику, – ибо евреи не входили в общение с язычниками и гнушались ими.
Видение, явившееся Петру, было такое. С неба три раза спускался сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, и голос повелевал Петру, чтобы он заколол и ел находившихся в сосуде животных, зверей, гадов и птиц. Когда Петр отказывался и говорил, что он никогда не ел ничего нечистого, голос снова сказал ему с неба:
– То, что Бог очистил, не признавай нечистым.
Это видение было знамением обращения Корнилия и других язычников. Голод Петра знаменовал собой голод, описанный пророком Амосом, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (Амос. 8, 11). Такой голод был в доме Корнилия и у всех язычников: как Петр желал хлеба, необходимого для тела, так те – хлеба для души. Сосуд, привязанный за четыре конца, знаменовал Церковь Христа, утверждаемую в вере четырьмя евангелистами. Находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного. По своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию – ядовитые гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их было велено заклать и есть – то есть острым мечом слова Божия умертвить древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из очищенных крещением душ и тел их жертву живую, Благоугодную Богу (Рим. 12, 1). Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то это означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не только за израильтян, но и за язычников.
Когда Петр размышлял об этом видении и пребывал в недоумении, посланные Корнилия подошли к его дому и спросили о нем. Дух Божий повелел ему идти с ними не колеблясь, дабы первого язычника присоединить к Церкви Христовой; за ним должны были идти ко Христу ту и другие язычники. Когда Петр вошел в дом, Корнилий, окруженный всеми своими родственниками и друзьями, принял его с почетом и, припавши к ногам Петра, поклонился ему. Тогда Петр поднял его и сказал:
– Вы знаете, что иудею непристойно входить к иноплеменникам и иметь с ними общение: однако Бог открыл мне, что не следует называть скверным или нечистым ни одного человека. Итак, я пришел к вам без всякого колебания и спрашиваю теперь, зачем вы призвали меня к себе?
Корнилий со всеми подробностями рассказал ему, как он увидел ангела и что услышал от него, и просил Петра научить его, как достигнуть спасения. Петр же, отверзши уста свои, стал проповедовать ему об Иисусе Христе.
Когда Петр говорил это, Святой Дух, вселяя его слова в сердца слушавших, привел их к вере, и Корнилий крестился со всем своим домом. Он первый из язычников уверовал в Господа нашего Иисуса Христа и, по принятии крещения, оставил все и пошел за Петром, который поставил его епископом.
Проходя с Петром и другими проповедниками различные страны, он ревностно трудился, проповедуя о Христе. Когда Петр, вместе с Тимофеем и Корнилием, находился в городе Ефесе, им стало известно, что идолопоклонство особенно сильно в городе Скепсии, и они рассуждали, кому из них идти туда на проповедь. Они бросили жребий, который пал на Корнилия, и тот, призвав на помощь Бога, поспешно пошел в этот город. Там жил князь Димитрий, который пытался заставить Корнилия поклониться богам, но Святой показал ему, как ничтожны его боги. По его молитвам Господь разрушил идольский храм и воскресил жену и сына князя.
Димитрий крестился с женою, сыном и со всем домом своим; крестились с ним и 277 других граждан. Святой же Корнилий прожил в том городе довольно долго, искореняя терние неверия из сердец человеческих и рассеивая семена благочестия. В скором времени он обратил во Христу весь город. Дожив до глубокой старости и приблизившись к смерти, о которой узнал заранее, он усердно молился, приготовляя себя в путь к Господу. Собрав к себе всех, кого он обратил из язычества в христианство, он научил их пребывать в вере и любви и упражняться во всяких добродетелях, преуспевая в исполнении заповедей Господних. Много поучив их, он услышал голос с неба:
– Корнилий! иди ко Мне, ибо приготовлен тебе венец правды (2 Тим. 4, 8).
Услышав это, Корнилий тотчас стал молиться и, преклонивши колена, сказал:
– Господи Боже наш! Ты сподобил меня соблюсти веру, совершить подвиг и победить супротивных. Благодарю Тебя за все! Но прошу Тебя, Господи, призри с Твоей святой высоты на рабов Твоих и будь к ним милостив; утверди их в вере, укрепи в подвигах, пошли им помощь в исполнении святых Твоих заповедей, чтобы они непрестанно прославляли пресвятое имя Твое ныне и во веки веков.
И когда все сказали: «аминь», он предал с радостью дух свой в руки Господа, призывавшего его на небеса.
«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского