30.11.2012
<-назад в раздел
СЛАВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НИМАЛО НЕ ПРЕЛЬЩАЛА ЕГО. Преподобный Никон, игумен Радонежский
Преподобный Никон Радонежский был учеником великого Сергия. Еще, будучи юношей, он услышал о равно-ангельской жизни преподобного и устремился в его обитель, желая стать иноком и спасаться под его руководством.
Сергий, видя благоразумие инока и его душевную чистоту, всем сердцем возлюбил его, но – так было угодно Богу – при себе не оставил, а отправил к своему ученику, преподобному Афанасию Высоцкому в Серпуховский Высоцкий монастырь.
Под водительством этого старца Никон провел много лет, подвизаясь в посте, молитве и других монашеских деланиях. Он стяжал сердечную чистоту, смирение, кротость и нелицемерную любовь ко всем. Поэтому святой Афанасий благословил его на священство.
Проведя в Серпуховской обители много лет, Никон снова загорелся желанием увидеть преподобного Сергия и с благословения игумена Афанасия отправился в Сергиев монастырь. С радостью принял его святой Сергий и оставил у себя жить. Никон ревностно стал нести возложенные на него послушания и по-прежнему упражнялся в молитве, бдении и посте. Сергий поселил его с собой в одной келье, и Никон под его руководством пришел в столь великую меру, что сделался преемником преподобного еще при его жизни. За полгода до своего преставления Сергий благословил Никона быть игуменом их обители. Тот, хотя и против желания, не осмелился противиться своему отцу и наставнику и со смирением, как послушный сын, повиновался ему.
По кончине преподобного Сергия Никон похоронил его и принял начальство над Троице-Сергиевым монастырем. Он в точности исполнял все заветы своего великого учителя и строго сохранял заведенные им благие порядки. Иноков, преуспевающих в добродетелях, Никон укреплял в подвигах, малодушных же и ленивых назидал с любовью и строгостью, чтобы они за свое нерадение не лишились вечной награды. Своей кротостью и отеческой заботой о братии, мудрым управлением и советами святой Никон приобрел уважение и любовь иноков, и слава о нем распространилась далеко за стены монастыря. Многие благоговейные люди – и простые и знатные – приходили к нему за наставлениями для душевной пользы, и всех он принимал с отеческим благорасположением, будучи великим врачом душевных недугов.
Но сам Никон весьма тяготился таким образом жизни, ибо он больше всего любил молитвенное безмолвие, а слава человеческая нимало не прельщала его. Чувствуя, что это Богу угодно, он оставил свое настоятельство и затворился в уединенной келье. Игуменом вместо него сделался преподобный Савва Звенигородский, он шесть лет управлял обителью, а потом по Божественному призванию оставил ее.
Тогда братия уговорила Никона снова взять на себя настоятельство, взывая к нему: „Отче, не подобает тебе искать пользы лишь себе одному, попекись и о спасении ближних". Никон согласился и с тех пор и до конца своих дней бессменно управлял обителью.
Как-то ночью ему явились святители Петр и Алексий Московские вместе с преподобным Сергием и предупредили Никона об опасности, грозящей монастырю. Затем, благословив Никона, они удалились. В то время на Москву наступали свирепые полчища татар под водительством Едигея. Но прежде, чем они подошли к Сергиевой обители, иноки уже ушли из нее, захватив с собой и спрятав главнейшие святыни и имущество. Монастырь был сожжен дотла, но монахи остались живы и, вернувшись на пепелище, скоро возвели новые храмы, и кельи, и другие необходимые здания.
Когда над гробом преподобного Сергия стали строить каменный Троицкий собор, то уже при закладке его обрели нетленные мощи святого. После окончания работ и освящения храма мощи преподобного Сергия положили в нем справа от алтаря, где они лежат и поныне.
Расписывать Троицкий собор Никон пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного – иноков московского Андроникова монастыря, известных своим великим искусством и добродетельной жизнью. Они так хорошо расписали новосозданную церковь, что Никон, когда увидел ее, воскликнул: „Благодарю Тебя, Господи, и славлю пресвятое имя Твое за то, что не презрел мое прошение, но дал мне, недостойному, видеть все это своими очами".
Достигнув глубокой старости, изнурив свое тело великими трудами и подвигами, душу же исполнив Божественными дарованиями, преподобный Никон, игумен Радонежский, приблизился к своей блаженной кончине.
Причастившись Животворящих Христовых Тайн, он сказал окружавшим его инокам: „Вот я, братия, отделяюсь от тела и отхожу ко Христу". Преподав им последнее благословение, он сказал самому себе: „Изыди, душа моя, туда, где тебе уготовано место. Иди с радостью, Христос призывает тебя". После этого Никон перекрестился и с молитвой предал свою чистую душу Господу.
Тело его было положено в землю у стены Троицкого собора, поблизости от мощей преподобного Сергия, а позднее на этом месте построили церковь во имя самого преподобного Никона, игумена Радонежского.
И при жизни, и после своей смерти Никон совершал исцеления и чудеса. Во время осады поляками Троице-Сергиева монастыря преподобные Сергий и Никон часто являлись осажденным, ободряя и укрепляя их надеждой на помощь Божию. Являлись они и врагам, устрашая их и грозя им Божиим гневом.
Молитвами преподобного Никона, игумена Радонежского, да спасет и нас Господь Бог, в Троице Единый, Отец, Сын и Святой Дух, славимый и поклоняемый во веки веков. Аминь.
Сергий, видя благоразумие инока и его душевную чистоту, всем сердцем возлюбил его, но – так было угодно Богу – при себе не оставил, а отправил к своему ученику, преподобному Афанасию Высоцкому в Серпуховский Высоцкий монастырь.
Под водительством этого старца Никон провел много лет, подвизаясь в посте, молитве и других монашеских деланиях. Он стяжал сердечную чистоту, смирение, кротость и нелицемерную любовь ко всем. Поэтому святой Афанасий благословил его на священство.
Проведя в Серпуховской обители много лет, Никон снова загорелся желанием увидеть преподобного Сергия и с благословения игумена Афанасия отправился в Сергиев монастырь. С радостью принял его святой Сергий и оставил у себя жить. Никон ревностно стал нести возложенные на него послушания и по-прежнему упражнялся в молитве, бдении и посте. Сергий поселил его с собой в одной келье, и Никон под его руководством пришел в столь великую меру, что сделался преемником преподобного еще при его жизни. За полгода до своего преставления Сергий благословил Никона быть игуменом их обители. Тот, хотя и против желания, не осмелился противиться своему отцу и наставнику и со смирением, как послушный сын, повиновался ему.
По кончине преподобного Сергия Никон похоронил его и принял начальство над Троице-Сергиевым монастырем. Он в точности исполнял все заветы своего великого учителя и строго сохранял заведенные им благие порядки. Иноков, преуспевающих в добродетелях, Никон укреплял в подвигах, малодушных же и ленивых назидал с любовью и строгостью, чтобы они за свое нерадение не лишились вечной награды. Своей кротостью и отеческой заботой о братии, мудрым управлением и советами святой Никон приобрел уважение и любовь иноков, и слава о нем распространилась далеко за стены монастыря. Многие благоговейные люди – и простые и знатные – приходили к нему за наставлениями для душевной пользы, и всех он принимал с отеческим благорасположением, будучи великим врачом душевных недугов.
Но сам Никон весьма тяготился таким образом жизни, ибо он больше всего любил молитвенное безмолвие, а слава человеческая нимало не прельщала его. Чувствуя, что это Богу угодно, он оставил свое настоятельство и затворился в уединенной келье. Игуменом вместо него сделался преподобный Савва Звенигородский, он шесть лет управлял обителью, а потом по Божественному призванию оставил ее.
Тогда братия уговорила Никона снова взять на себя настоятельство, взывая к нему: „Отче, не подобает тебе искать пользы лишь себе одному, попекись и о спасении ближних". Никон согласился и с тех пор и до конца своих дней бессменно управлял обителью.
Как-то ночью ему явились святители Петр и Алексий Московские вместе с преподобным Сергием и предупредили Никона об опасности, грозящей монастырю. Затем, благословив Никона, они удалились. В то время на Москву наступали свирепые полчища татар под водительством Едигея. Но прежде, чем они подошли к Сергиевой обители, иноки уже ушли из нее, захватив с собой и спрятав главнейшие святыни и имущество. Монастырь был сожжен дотла, но монахи остались живы и, вернувшись на пепелище, скоро возвели новые храмы, и кельи, и другие необходимые здания.
Когда над гробом преподобного Сергия стали строить каменный Троицкий собор, то уже при закладке его обрели нетленные мощи святого. После окончания работ и освящения храма мощи преподобного Сергия положили в нем справа от алтаря, где они лежат и поныне.
Расписывать Троицкий собор Никон пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного – иноков московского Андроникова монастыря, известных своим великим искусством и добродетельной жизнью. Они так хорошо расписали новосозданную церковь, что Никон, когда увидел ее, воскликнул: „Благодарю Тебя, Господи, и славлю пресвятое имя Твое за то, что не презрел мое прошение, но дал мне, недостойному, видеть все это своими очами".
Достигнув глубокой старости, изнурив свое тело великими трудами и подвигами, душу же исполнив Божественными дарованиями, преподобный Никон, игумен Радонежский, приблизился к своей блаженной кончине.
Причастившись Животворящих Христовых Тайн, он сказал окружавшим его инокам: „Вот я, братия, отделяюсь от тела и отхожу ко Христу". Преподав им последнее благословение, он сказал самому себе: „Изыди, душа моя, туда, где тебе уготовано место. Иди с радостью, Христос призывает тебя". После этого Никон перекрестился и с молитвой предал свою чистую душу Господу.
Тело его было положено в землю у стены Троицкого собора, поблизости от мощей преподобного Сергия, а позднее на этом месте построили церковь во имя самого преподобного Никона, игумена Радонежского.
И при жизни, и после своей смерти Никон совершал исцеления и чудеса. Во время осады поляками Троице-Сергиева монастыря преподобные Сергий и Никон часто являлись осажденным, ободряя и укрепляя их надеждой на помощь Божию. Являлись они и врагам, устрашая их и грозя им Божиим гневом.
Молитвами преподобного Никона, игумена Радонежского, да спасет и нас Господь Бог, в Троице Единый, Отец, Сын и Святой Дух, славимый и поклоняемый во веки веков. Аминь.