Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
29.11.2012

ДЕНЬ ПАМЯТИ ОПТИНСКОГО ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА (АРЖАНЫХ).

Житие Оптинского преподобномученика Пантелеимона (Аржаных)

Оптина Пустынь

Преподобномученик Пантелеймон родился 29 июня 1872 года в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Тимофея Аржаных и в крещении был наречен Павлом.

Хозяйство семьи Аржаных было бедным, и, чтобы поддержать хоть какое-то благосостояние, отцу приходилось много работать. С двенадцатилетнего возраста Павел помогал отцу: был пастухом в деревне, работал у помещика, подрабатывал у крестьян. Когда удавалось, он отправлялся молиться в Оптину Пустынь. В 1894 году Павел был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в Камчатский полк. После года службы он был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании которых назначен ротным фельдшером.

В 1898 году Павел был уволен из армии. Он поступил фельдшером в Житомирскую губернскую больницу и одновременно учился в Волынской фельдшерской школе. Окончив школу, Павел Тимофеевич вернулся в родную деревню. Полгода он прожил дома, раздумывая над тем, каким ему путем идти дальше, тем более что и возраст уже был таков, когда серьезных ошибок можно и нужно было избегать. Семьи у него не было, а житейский опыт, лишь из наблюдений окружающей жизни во время службы в армии и работы фельдшером в губернской больнице,  было не достаточно.  Вспомнились тогда посещения Оптиной Пустыни. Строгая жизнь в монастыре не пугала:  за четыре года армейской службы он привык к дисциплине.

В 1900 году Павел Тимофеевич направился в Оптину и пробыл там послушником около семи лет, после чего настоятель монастыря, архимандрит Ксенофонт, постриг его в мантию с именем Пантелеимон в честь великомученика и целителя Пантелеимона, учитывая его земную профессию врача, предваряя его будущее как мученика. 15 марта 1909 года епископ Калужский и Боровский Вениамин (Муратовский) рукоположил монаха Пантелеймона во иеродиакона. В 1911 году иеродиакон Пантелеймон был рукоположен во иеромонаха. В монастыре он нес послушание фельдшера в монастырской больнице.

В 1914 году отец Пантелеймон был выбран на должность казначея монастыря, в этой должности он состоял до закрытия обители безбожниками в 1918 году. Некоторое время он работал в образованном властями на территории монастыря и музее, а затем служил в храмах  Лихвине, Мещовске и Одоеве. В 1925 году он приехал и Козельск и стал служить в Никольской церкви. 26 июня 1926 года епископ Малоярославецкий, викарий Калужской епархии Иоасаф (Шишкоекий-Дрылевский) возвел иеромонаха Пантелеймона до игумена, назначив его настоятелем Мещевского Георгиевского монастыря, но, поскольку монастырь в это время был советской властью закрыт, отец Пантелеймон вернулся в Козельск и служил в Никольской церкви.

В Козельске тогда жило около сотни монахов и монахинь из закрытых монастырей – Оптинского и Шамордпнского. Они образовали монастырь без стен, рассеянный по городу, где в квартирах-кельях обосновалось по нескольку монахов, собиравшихся в храм на богослужения, которые мало чем отличались от монастырских.

На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по традиции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин, власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 19 августа 1930 года было арестовано сорок человек – монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеймон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.

После   предъявления   следователем   обвинения   игумен Пантелеимон сказал: «Организатором и руководителем как Подпольного  монасты­ри,   так  и  контрреволю­ционной   монархической группы города Козельска я  не  был.   По  этой ли­нии никаких указаний   никому  не  да­вал  и  никакого участия по этой  деятельности  не принимал.    Работы,    никакой    против    советской власти никогда не вел.    В   Козельске никого   монастыря   и    не   было...   Концентрация монашествующих    в    городе    Козельске, произошла  из-за непосредственной близости монастырей Оптина Пустынь и Шамордино. Их ликвидация вынудила монахов поселиться в Козельске. Из других же городов и мона­стырей приезжали просто потому, что в Козельске жили Старцы схимонахи, а не потому, что кто-то этим вопросом умышленно занимался и преднамеренно стягивал монашествующих в Козельск».

27 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила игу­мена Пантелеимона к десяти годам заключения, но затем срок был сокращен до пяти лет, и отец Пантелеймон был направлен сначала в Вишерский лагерь, а затем в ссылку и юрод Елец. По окончании срока, в 1935 году, он устроился псаломщиком во Введенском храме в Ельце.

Здесь его застало безпощадное гонение 1937 года. Игумен Пантелеймон был арестован 16 сентября 1937 года, заключен козельскую тюрьму и на следующий день допрошен.
Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил его следователь.
Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю, – ответил священник.

10 октября следователь допросил дежурных свидетелей, которые показали, будто бы отец Пантелеймон говорил, что «крестьянам в колхозе стало жить невозмож­но, пахать не на чем – лошади все подохли с голоду..., так как в колхозе нет семян; люди мрут с голоду едят павших лошадей, в скором будущем всем   голодная смерть, вот до чего довели коммунисты советская власть. Где ни посмотришь, всюду обман. Обманным  путем  согнали  крестьян  в  колхоз обещали, что дадут им богатую жизнь, а вместо этого им голод, разорение, нищету и муки».

Другой   свидетель   показал,   что,   идя   с   работы  домой,  14 мая  1937 года зашел во Введенскую церковь. Шла вечерня. В конце службы игумен Пантелеймон выступил с проповедью, в которой сказал, что «сегодняшний день скорби, день, который мы посвящаем нашему дорогому и любимому великомученику Петру (Крутицкому), погибшему от руки врага – замученному в ссылке тяжкими муками – нашими злейшими врагами, врагами Русской Церкви и веры Православной... которые ведут человечество в ад на радость антихристу. Этот человек показал нам, как должен жить и бороться истинный христианин – за веру Православную в такое смутное время, какое протекает у нас на Руси. За что же его замучили и казнили? Его мучили враги веры Православной, потому что чувствовали его превосходство над собой, превосходство религии над коммунизмом. Сперва они уговаривали его отказаться веры Православной, перейти на их сторону, на службу к антихристу, но когда митрополит Крутицкий от  этого отказался, то враги наши стали его мучить и заму­чили. Несмотря ни на какие пытки, ни на какие мучения, Митрополит Петр Крутицкий отказался пойти на службу к сатане и остался верен Богу и вере Православной. Я вас призываю, православные, быть такими же твердыми, каким был он, так же бороться с врагами веры Православной, как боролся он...»

После этих показаний свидетелей следователь снова начал допрос игумена Пантелеймона и снова спросил, признает  ли  тот  себя  виновным  в   контрреволюционной деятельности, на что отец Пантелеймон ответил, что не признает, контрреволюционной деятельностью он не занимался.

15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Пантелеймона к расстрелу. Игумен Пантелеймон (Аржаных) был расстрелян 29 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Источник: www.optina-pustin.ru">«Оптина Пустынь»


<-назад в раздел

Русский календарь