Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ: МАРК ЕФЕССКИЙ ПРОТИВ УНИИ С КАТОЛИКАМИ 01.02.2013

СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ: МАРК ЕФЕССКИЙ ПРОТИВ УНИИ С КАТОЛИКАМИ

Каждый православный христианин, искренно верующий во Христа, рано или поздно задается вопросом: как спастись? Одни говорят: люби всех и спасешься. Другие утверждают, что для спасения надо вести подвижническую жизнь. Третьи доказывают, что надо все молиться и молиться и тогда спасешься. Но все эти подвиги могут совершать и еретики. Они тоже молятся, некоторые из них несут весьма суровые подвиги самоумерщвления и благотворительности, однако им невозможно достичь ни спасения, ни духовного совершенства. Напротив, если православный христианин не имеет подвигов, для спасения ему достаточно устоять в чистоте Православия, как свидетельствует преподобный старец Анатолий Младший Оптинский (1). Этим подвигом он может не только наследовать спасение, но и достичь духовного совершенства. Яркий пример такого стояния в вере показал святитель Марк Ефесский (+1457).

Один из последних великих византийских богословов, Марк жил в стране, которая оборонялась от агрессии османов. Император искал военной помощи Запада. Глава западного мира папа римский поставил условием предоставления военной помощи заключение унии между Православной Церковью и католичеством. Под давлением императора патриарх Константинопольский и почти вся греческая иерархия вынуждены были поехать в Италию и участвовать на соборе сначала в Ферраре, а затем во Флоренции.
Святитель Марк был ведущим византийским богословом, в совершенстве изучил всю античную и святоотеческую премудрость. По этой причине он перед Флорентийским собором был возведен в сан митрополита Ефесского.

На соборе Святитель возглавил группу из шести сильнейших греческих богословов, которые были избраны вести диспуты с католической стороной. Вначале он надеялся на искренне желание латинян разобраться в Истине, но после нескольких диспутов убедился, что папа задался целью любой ценой подчинить себе Константинопольскую Церковь. В этом ему помогал греческий император. Православные представители были подвергнуты различным притеснениям. Им задерживали жалование (они пребывали в Италии за счет Ватикана), морили голодом, подвергали темничному заключению. Видя все это, Святитель устранился от всяких диспутов и углубился в себя.

Угрозами и ласками латинянам удалось склонить к унии большинство греческих делегатов собора. Один лишь Марк остался верен Православию. Он отказался поставить свою подпись под актом унии. Папа римский Евгений IV, получив рапорт о том, что уния с греками заключена, спросил, подписал ли ее Марк Евгеник(2). Узнав, что не подписал, сказал: «Итак, мы ничего не сделали!»

Действительно, когда греческая делегация вернулась из Италии в Константинополь, народ узнал, что уния подписана, и только один святой Марк ее не подписал. Епископов-униатов не хотели принимать в их епархиях. Подавляющее большинство епископов покаялись и вернулись в Православие. Меньшинство осталось в унии, в том числе грек по происхождению митрополит Московский и Всея Руси Исидор. Однако, когда он прибыл в Россию и объявил в кафедральном Успенском Соборе Кремля о подписании унии, великий князь Василий распорядился заключить его в темницу, откуда ему удалось бежать в Рим.

А святитель Марк, вернувшись в империю после окончания собора, активно выступал против унии. Его епархиальный город Ефес давно был под властью турок. Некоторое время прожив там, он вернулся в Византию и был заключен императором в тюрьму. Однако дело его получило народную поддержку.

Некоторое время в Константинополе были патриархи-униаты, признававшие католиков, но они практически остались без паствы. Последний патриарх-униат за три года до падения Константинополя сбежал в Рим, потому что его имя за богослужением возносилось только в одной его домовой церкви, а в самом Константинополе и в других местах Византии его отказывались поминать. Безкомпромиссное стояние в Истине святителя Марка Ефесского привело к тому, что уния распалась.

Константинополь пал в 1453 г., но вера Православная была спасена. Эстафету Византии в хранении Православия восприняла Московская Русь. Москва соделалась Третьим Римом, последним оплотом Православия во Вселенной.

Свт. Марк скончался 19 января / 1 февраля 1457 г., через четыре года после падения Константинополя и империи.

(1) «Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не потерпит благочестия... От сих угроз будет тогда на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы, за одно только стояние в вере по слову Господа (см.: Мф. 10, 32). Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготовленный венец, быть отвергнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную, мужественно стой в вере, и, если нужно, с радостью терпи изгнания и другие скорби, ибо с тобою будет Господь… и святые мученики и исповедники, они с радостью будут взирать и на твой подвиг.
(2) Евгеник — это фамилия святого Марка.

Жития святых Димитрия Ростовского

<-назад в раздел

Русский календарь