05.02.2013
<-назад в раздел
ВОСПОМИНАНИЕ VI ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
VI Вселенский собор был в 680 году при императоре Константине Погонате в Константинополе, против монофелитов, которые, для примирения монофизитского учения с православным, признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали в нем лишь одну волю – Божественную.
Христологические споры с монофизитами продолжались после V Вселенского собора. Упорство лжеучителей привело к трагическому разделению между христианами. Это разделение влияло не только на церковную, но и на политическую жизнь Византийской империи. Для прочного политического единства, конечно, требуется и единство духовное. Император, столкнувшись с вредными политическими последствиями разногласий о двух природах в Иисусе Христе, решил объединить подвластные ему христианские народы через компромиссное, как ему казалось, учение об одной воле в Иисусе Христе. Он думал, что это монофелитское учение сможет примирить всех. Такое мнение нам вполне понятно. И сегодня мы слышим слова о необходимости поисков компромиссов, для, как говорят, достижения церковного единства. Эту цель преследует и так называемое экуменическое движение XX-XXI веков.
Голоса о необходимости поисков объединяющего решения раздавались и после пятого Вселенского собора. Некоторые влиятельные епископы считали необходимым запретить христологические споры, чтобы не провоцировать разномыслие и разделение. Им казалось, что так можно сохранить единство Церкви. Такая точка зрения вызывает сочувствие и сейчас. Например, во Всемирный Совет Церквей входят конфессии, признающие учение о Святой Троице. Это считается достаточным, чтобы называться христианами. И есть люди, которые считают, что диалог между участниками Всемирного Совета Церквей приводит к некоторому взаимопониманию и к перспективе будущего единства. Может быть, и древним отцам не стоило «ломать копья» в христологических спорах? Но, не имея личного духовного ведения, не зная Бога, такие люди имеют лишь «знания о Боге». Не так обстояло дело со Святыми отцами собора. Они именно знали Бога. И вопрос о двух волях в Иисусе Христе был для них не предметом схоластического спора, но затрагивал вопрос личного спасения.
Распространение монофелитского учения вызвало большие смуты в Церкви и со стороны православных ревностных защитников Православия, которые открыто выступили против монофелитства, видя в нем лишь прикрытое монофизитство.
Эдикты государей, явно признававшие во Христе одну волю, но в то же время для прекращения смут, предписывавшие избегать выражений и об «единой» и о «двух волях» во Христе и даже наистрожайше повелевавшие прекратить безусловно все прения о спорном вопросе, под опасением гражданского преследования ослушников, дали только повод к большему раздражению и произвели со стороны доблестных защитников Православия даже мучеников. При этом восточные и западные отцы и представители церквей разделились, так как среди первых было много монофелитов, а западная церковь открыто заявила себя против ереси и выступила в защиту Православного учения.
Это и побудило, наконец, императора Константина Погоната к созванию Вселенского собора, который и был открыт в 680 году, по предварительном сношении с Римом. На соборе присутствовало 170 отцов, среди которых лично присутствовали два восточных патриарха: Георгий Константинопольский и Макарий Антиохийский, оба монофелита; папа же римский Агафон прислал от себя представитей. Император сам присутствовал при заседаниях Собора, который продолжался около года. Изуверство монофелитов дошло до такой степени исступления, что один из фракийских монахов, по имени Полихроний, вызвался пред Собором в доказательство правомыслия монофелитов воскресить мертвеца, но, при дозволенном ему всенародном опыте, был жестоко посрамлен. После многих жарких прений, Собором определено было признавать две воли в Иисусе Христе, Божественную и человеческую, соответствующие двум естествам.
На двух последних заседаниях было прочитано определение Собора. Анафема произнесена была на Феодора, Сергия, папу Гонория, Пирра, Павла, Кира, Петра, Макария, Стефана и Полихрония. В своем догматическом определении отцы, по примеру Халкидонского Собора, повторили символы – Никейский, Константинопольский, заимствовали значительную часть из определения IV-ro Вселенского Собора и взяли несколько фраз из определения V-ro Вселенского Собора. Собственное же свое определение о двух волях во Христе Собор выразил так: «Проповедуем также, по учению св. отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположенные одно другому, как говорили нечестивые еретики – да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению».
Георгий, патриарх Константинопольский, сознался в заблуждении и был принят в общение с Церковью. Но Антиохийский патриарх Макарий остался упорно при монофелитской ереси, вследствие чего и был предан анафеме со всеми предшествовавшими монофелитами. Собор, начавшийся 7 ноября 680 года, окончился 16 сентября 681 года.
Христологические споры с монофизитами продолжались после V Вселенского собора. Упорство лжеучителей привело к трагическому разделению между христианами. Это разделение влияло не только на церковную, но и на политическую жизнь Византийской империи. Для прочного политического единства, конечно, требуется и единство духовное. Император, столкнувшись с вредными политическими последствиями разногласий о двух природах в Иисусе Христе, решил объединить подвластные ему христианские народы через компромиссное, как ему казалось, учение об одной воле в Иисусе Христе. Он думал, что это монофелитское учение сможет примирить всех. Такое мнение нам вполне понятно. И сегодня мы слышим слова о необходимости поисков компромиссов, для, как говорят, достижения церковного единства. Эту цель преследует и так называемое экуменическое движение XX-XXI веков.
Голоса о необходимости поисков объединяющего решения раздавались и после пятого Вселенского собора. Некоторые влиятельные епископы считали необходимым запретить христологические споры, чтобы не провоцировать разномыслие и разделение. Им казалось, что так можно сохранить единство Церкви. Такая точка зрения вызывает сочувствие и сейчас. Например, во Всемирный Совет Церквей входят конфессии, признающие учение о Святой Троице. Это считается достаточным, чтобы называться христианами. И есть люди, которые считают, что диалог между участниками Всемирного Совета Церквей приводит к некоторому взаимопониманию и к перспективе будущего единства. Может быть, и древним отцам не стоило «ломать копья» в христологических спорах? Но, не имея личного духовного ведения, не зная Бога, такие люди имеют лишь «знания о Боге». Не так обстояло дело со Святыми отцами собора. Они именно знали Бога. И вопрос о двух волях в Иисусе Христе был для них не предметом схоластического спора, но затрагивал вопрос личного спасения.
Распространение монофелитского учения вызвало большие смуты в Церкви и со стороны православных ревностных защитников Православия, которые открыто выступили против монофелитства, видя в нем лишь прикрытое монофизитство.
Эдикты государей, явно признававшие во Христе одну волю, но в то же время для прекращения смут, предписывавшие избегать выражений и об «единой» и о «двух волях» во Христе и даже наистрожайше повелевавшие прекратить безусловно все прения о спорном вопросе, под опасением гражданского преследования ослушников, дали только повод к большему раздражению и произвели со стороны доблестных защитников Православия даже мучеников. При этом восточные и западные отцы и представители церквей разделились, так как среди первых было много монофелитов, а западная церковь открыто заявила себя против ереси и выступила в защиту Православного учения.
Это и побудило, наконец, императора Константина Погоната к созванию Вселенского собора, который и был открыт в 680 году, по предварительном сношении с Римом. На соборе присутствовало 170 отцов, среди которых лично присутствовали два восточных патриарха: Георгий Константинопольский и Макарий Антиохийский, оба монофелита; папа же римский Агафон прислал от себя представитей. Император сам присутствовал при заседаниях Собора, который продолжался около года. Изуверство монофелитов дошло до такой степени исступления, что один из фракийских монахов, по имени Полихроний, вызвался пред Собором в доказательство правомыслия монофелитов воскресить мертвеца, но, при дозволенном ему всенародном опыте, был жестоко посрамлен. После многих жарких прений, Собором определено было признавать две воли в Иисусе Христе, Божественную и человеческую, соответствующие двум естествам.
На двух последних заседаниях было прочитано определение Собора. Анафема произнесена была на Феодора, Сергия, папу Гонория, Пирра, Павла, Кира, Петра, Макария, Стефана и Полихрония. В своем догматическом определении отцы, по примеру Халкидонского Собора, повторили символы – Никейский, Константинопольский, заимствовали значительную часть из определения IV-ro Вселенского Собора и взяли несколько фраз из определения V-ro Вселенского Собора. Собственное же свое определение о двух волях во Христе Собор выразил так: «Проповедуем также, по учению св. отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположенные одно другому, как говорили нечестивые еретики – да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению».
Георгий, патриарх Константинопольский, сознался в заблуждении и был принят в общение с Церковью. Но Антиохийский патриарх Макарий остался упорно при монофелитской ереси, вследствие чего и был предан анафеме со всеми предшествовавшими монофелитами. Собор, начавшийся 7 ноября 680 года, окончился 16 сентября 681 года.
Источники: Жития святых, сайт «Голос Совести»