Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
РЕВНОСТНО ЗАЩИЩАЛИ ПРАВОСЛАВИЕ ОТ ЕРЕСИ. 03.02.2013

РЕВНОСТНО ЗАЩИЩАЛИ ПРАВОСЛАВИЕ ОТ ЕРЕСИ.

Преподобный Максим Исповедник, цареградец по рождению, был высоким дворянином при дворе царя Ираклия, но после стал монахом и игуменом одного монастыря недалеко от столицы. Он особенно ревностно защищал Православие от так называемой монофелитской ереси. Максим наперекор еретикам утверждал истину, и стал противником и Царя и Патриарха. Это его не испугало, и он шел до конца, доказывая, что у Господа было две воли и две природы. Он настоял на том, чтобы состоялись два Собора, один в Карфагене, другой в Риме и оба те собора предали анафеме учение монофелитов.

Когда преп. Максима уговаривали молчать ради мира Церкви, он сказал: «Замалчивать слово значит отрицать его, как об этом говорит Дух Святой чрез пророка: Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их (Пс. 18, 4). Поэтому, если какое-либо слово ни высказывается, то это вовсе не есть слово.

Тогда ему сказали:
– Имей в сердце своем какую угодно веру; никто тебе не запрещает.
Святой Максим возразил:
– Но полное спасение зависит не от одной сердечной веры, а и от исповедания ее, ибо Господь говорит: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Равно и Божественный апостол учит: Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Если же Бог и Божественные пророки и апостолы повелевают исповедовать словом и языком таинство веры, которое приносит всему миру спасение, то нельзя принуждать к молчанию относительно исповедания, чтобы не умалялось спасение людей.

Страдание Максимово за Православие трудно описать: его истязали князья,  обманывали прелаты, он был оплеван народом, бит воинами, гоним, был в заточении, а, в конце концов, ему отсекли язык, таким образом хотели наложить молчание на богословствующие уста святого. То же сделали и с учеником его Анастасием, а затем снова заключили их в темницу. Но Господь Бог, сделавший некогда грудных младенцев способными к восхвалению Своего святого имени, а равно давший немому способность речи, и этим Своим истинным и верным рабам, преподобному Максиму исповеднику и мученику, а равно и ученику его преподобному Анастасию подал возможность и без языка говорить еще лучше и яснее, чем раньше, до усечения языка. О, сколь тогда устыдились окаянные еретики, узнав об этом! Воспылав еще большею злобою, они отрезали его правую руку и бросили на землю. Точно также они отрезали руку и ученику его, святому Анастасию. Осудили пожизненно быть изгнанным в землю Скитскую, где три года он провел в темнице, и предал Богу душу в 666 г.

Жития святых Димитрия Ростовского


Преподобный Максим Грек был сыном богатого греческого сановника. Он изучал языки и науки в Венеции и Флоренции, получил блестящее образование, потом приехал на Святую Гору Афон и принял монашеский постриг. В 1518 г. великий князь Василий III, пожелав разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, просил афонских старцев прислать ученого монаха для устройства библиотеки. По указанию Константинопольского Патриарха в Москву отправили Максима. Для того чтобы пополнить библиотеку царя, он собрал переводческую группу для переписывания и перевода с греческого языка богослужебных и святоотеческих книг. Преп. Максим перевел на славянский язык толкования на Псалтирь, на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг, впоследствии толкования Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна; писал он и собственные сочинения.

По своей простоте, Преподобный, видя неустройства в духовной и нравственной жизни высшего общества, а особенно в придворной среде, начал поучать и даже обличать, открыто выступил против развода великого князя. У него появились враги. Были найдены какие-то мелкие ошибки в его книгах, сделанные просто по недостаточному знанию русского языка, его осудили как еретика и заточили в Волоколамском монастыре. В темнице ему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься от вечных мук». Через 6 лет, после недолгого пребывания на свободе, он был сослан в Тверь, где епископ Акакий отнесся к нему с пониманием, приглашал к столу, разрешал писать, иметь книги.

Афонские старцы просили отпустить его на Афон, но Василий III не разрешил выпускать его из России. Лишь через 20 лет с него сняли церковное запрещение. Последние годы преп. Максим провел в Троице-Сергиевой Лавре, где его посетил царь Иоанн Васильевич. Скончался святой в 1556 г. На могиле его совершались чудеса. В 1988 г. причислен к лику святых.


<-назад в раздел

Русский календарь