03.02.2013
<-назад в раздел
РЕВНОСТНО ЗАЩИЩАЛИ ПРАВОСЛАВИЕ ОТ ЕРЕСИ.
Преподобный Максим Исповедник, цареградец по рождению, был высоким дворянином при дворе царя Ираклия, но после стал монахом и игуменом одного монастыря недалеко от столицы. Он особенно ревностно защищал Православие от так называемой монофелитской ереси. Максим наперекор еретикам утверждал истину, и стал противником и Царя и Патриарха. Это его не испугало, и он шел до конца, доказывая, что у Господа было две воли и две природы. Он настоял на том, чтобы состоялись два Собора, один в Карфагене, другой в Риме и оба те собора предали анафеме учение монофелитов.
Когда преп. Максима уговаривали молчать ради мира Церкви, он сказал: «Замалчивать слово значит отрицать его, как об этом говорит Дух Святой чрез пророка: Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их (Пс. 18, 4). Поэтому, если какое-либо слово ни высказывается, то это вовсе не есть слово.
Тогда ему сказали:
– Имей в сердце своем какую угодно веру; никто тебе не запрещает.
Святой Максим возразил:
– Но полное спасение зависит не от одной сердечной веры, а и от исповедания ее, ибо Господь говорит: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Равно и Божественный апостол учит: Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Если же Бог и Божественные пророки и апостолы повелевают исповедовать словом и языком таинство веры, которое приносит всему миру спасение, то нельзя принуждать к молчанию относительно исповедания, чтобы не умалялось спасение людей.
Страдание Максимово за Православие трудно описать: его истязали князья, обманывали прелаты, он был оплеван народом, бит воинами, гоним, был в заточении, а, в конце концов, ему отсекли язык, таким образом хотели наложить молчание на богословствующие уста святого. То же сделали и с учеником его Анастасием, а затем снова заключили их в темницу. Но Господь Бог, сделавший некогда грудных младенцев способными к восхвалению Своего святого имени, а равно давший немому способность речи, и этим Своим истинным и верным рабам, преподобному Максиму исповеднику и мученику, а равно и ученику его преподобному Анастасию подал возможность и без языка говорить еще лучше и яснее, чем раньше, до усечения языка. О, сколь тогда устыдились окаянные еретики, узнав об этом! Воспылав еще большею злобою, они отрезали его правую руку и бросили на землю. Точно также они отрезали руку и ученику его, святому Анастасию. Осудили пожизненно быть изгнанным в землю Скитскую, где три года он провел в темнице, и предал Богу душу в 666 г.
Преподобный Максим Грек был сыном богатого греческого сановника. Он изучал языки и науки в Венеции и Флоренции, получил блестящее образование, потом приехал на Святую Гору Афон и принял монашеский постриг. В 1518 г. великий князь Василий III, пожелав разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, просил афонских старцев прислать ученого монаха для устройства библиотеки. По указанию Константинопольского Патриарха в Москву отправили Максима. Для того чтобы пополнить библиотеку царя, он собрал переводческую группу для переписывания и перевода с греческого языка богослужебных и святоотеческих книг. Преп. Максим перевел на славянский язык толкования на Псалтирь, на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг, впоследствии толкования Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна; писал он и собственные сочинения.
По своей простоте, Преподобный, видя неустройства в духовной и нравственной жизни высшего общества, а особенно в придворной среде, начал поучать и даже обличать, открыто выступил против развода великого князя. У него появились враги. Были найдены какие-то мелкие ошибки в его книгах, сделанные просто по недостаточному знанию русского языка, его осудили как еретика и заточили в Волоколамском монастыре. В темнице ему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься от вечных мук». Через 6 лет, после недолгого пребывания на свободе, он был сослан в Тверь, где епископ Акакий отнесся к нему с пониманием, приглашал к столу, разрешал писать, иметь книги.
Афонские старцы просили отпустить его на Афон, но Василий III не разрешил выпускать его из России. Лишь через 20 лет с него сняли церковное запрещение. Последние годы преп. Максим провел в Троице-Сергиевой Лавре, где его посетил царь Иоанн Васильевич. Скончался святой в 1556 г. На могиле его совершались чудеса. В 1988 г. причислен к лику святых.
Когда преп. Максима уговаривали молчать ради мира Церкви, он сказал: «Замалчивать слово значит отрицать его, как об этом говорит Дух Святой чрез пророка: Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их (Пс. 18, 4). Поэтому, если какое-либо слово ни высказывается, то это вовсе не есть слово.
Тогда ему сказали:
– Имей в сердце своем какую угодно веру; никто тебе не запрещает.
Святой Максим возразил:
– Но полное спасение зависит не от одной сердечной веры, а и от исповедания ее, ибо Господь говорит: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Равно и Божественный апостол учит: Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Если же Бог и Божественные пророки и апостолы повелевают исповедовать словом и языком таинство веры, которое приносит всему миру спасение, то нельзя принуждать к молчанию относительно исповедания, чтобы не умалялось спасение людей.
Страдание Максимово за Православие трудно описать: его истязали князья, обманывали прелаты, он был оплеван народом, бит воинами, гоним, был в заточении, а, в конце концов, ему отсекли язык, таким образом хотели наложить молчание на богословствующие уста святого. То же сделали и с учеником его Анастасием, а затем снова заключили их в темницу. Но Господь Бог, сделавший некогда грудных младенцев способными к восхвалению Своего святого имени, а равно давший немому способность речи, и этим Своим истинным и верным рабам, преподобному Максиму исповеднику и мученику, а равно и ученику его преподобному Анастасию подал возможность и без языка говорить еще лучше и яснее, чем раньше, до усечения языка. О, сколь тогда устыдились окаянные еретики, узнав об этом! Воспылав еще большею злобою, они отрезали его правую руку и бросили на землю. Точно также они отрезали руку и ученику его, святому Анастасию. Осудили пожизненно быть изгнанным в землю Скитскую, где три года он провел в темнице, и предал Богу душу в 666 г.
Жития святых Димитрия Ростовского
Преподобный Максим Грек был сыном богатого греческого сановника. Он изучал языки и науки в Венеции и Флоренции, получил блестящее образование, потом приехал на Святую Гору Афон и принял монашеский постриг. В 1518 г. великий князь Василий III, пожелав разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, просил афонских старцев прислать ученого монаха для устройства библиотеки. По указанию Константинопольского Патриарха в Москву отправили Максима. Для того чтобы пополнить библиотеку царя, он собрал переводческую группу для переписывания и перевода с греческого языка богослужебных и святоотеческих книг. Преп. Максим перевел на славянский язык толкования на Псалтирь, на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг, впоследствии толкования Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна; писал он и собственные сочинения.
По своей простоте, Преподобный, видя неустройства в духовной и нравственной жизни высшего общества, а особенно в придворной среде, начал поучать и даже обличать, открыто выступил против развода великого князя. У него появились враги. Были найдены какие-то мелкие ошибки в его книгах, сделанные просто по недостаточному знанию русского языка, его осудили как еретика и заточили в Волоколамском монастыре. В темнице ему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься от вечных мук». Через 6 лет, после недолгого пребывания на свободе, он был сослан в Тверь, где епископ Акакий отнесся к нему с пониманием, приглашал к столу, разрешал писать, иметь книги.
Афонские старцы просили отпустить его на Афон, но Василий III не разрешил выпускать его из России. Лишь через 20 лет с него сняли церковное запрещение. Последние годы преп. Максим провел в Троице-Сергиевой Лавре, где его посетил царь Иоанн Васильевич. Скончался святой в 1556 г. На могиле его совершались чудеса. В 1988 г. причислен к лику святых.