20.04.2013
<-назад в раздел
ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
В день похвалы Пресвятой Богородицы возносим и мы похвалу Ей, как Матери Господа нашего Иисуса Христа, возносим похвалу Ея святости, безмерной святости, превышающей святость херувимов и серафимов, приносим похвалу Ее кротости, Ее смирению.
А теперь надо нам подумать: а мы сами в какой, хоть в самой малой мере, приближаемся ли к Ее святости или нет; имеем ли те качества, за которые прославил Ее так Бог, имеем ли кротость и смирение, основные Ее качества? И скажем: нет, нет, совсем не имеем, а имеем те качества, которые противоположны кротости, и смирению, и святости.
Много, много можно было бы говорить об этом, но обо всем сразу не скажешь. Остановимся ныне на том, что противоположно кротости и смирению, посмотрим, что говорит святой Павел о гневе, который так противоположен кротости. Много, много найдем в Священном Писании слов о гневе, найдем в псалме Давидовом такие слова: Смятеся от ярости око мое (Пс. 6, 8).
От ярости, от гнева, граничащего с яростью, смятеся... око мое. Это значит, что когда мы полны гнева, который противоположен кротости, тогда духовное око наше находится в смятении, оно теряет свою способность отличать добро от зла. В гневе око человека теряет способность различать правду, ибо ослеплено оно гневом.
Считают некоторых из нас мудрыми, считают разумными, а если те, кого считают мудрыми, заражены страстью гнева, то можно ли назвать их мудрыми? Нет, нет, ибо Премудрый Соломон говорит: Ярость почивает в сердце безумных (Еккл. 7, 9).
Не мудр, а безумен, кто полон гнева, кто полон ярости, тот безумен, и никакой премудрости в нем нет, ибо премудрости характерны свойства: первое – она мирна, второе – она справедлива. Премудрость бывает мирной – а быть мирным, значит быть свободным от гнева, быть кротким. Если мы полны гнева, о нас сказано, что ярый муж безумен. Значит, безумны мы.
Премудрый Соломон в притчах своих говорит: Гнев бо губит и разумных (Пр. 15, 1). Можно быть разумным, быть мудрым и добрым, но если заражены страстью гнева, если легко вспыхивает гнев и ярость в сердце нашем, то это о нас святой апостол Иаков сказал в своем соборном послании: Гнев мужа правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20).
Значит, кто заражен гневом, у кого нет мира, покоя, кротости в сердце его, тот не может творить правды Божией, ибо гнев закрывает глаза на правду, гнев ослепляет духовные очи наши, и теряем мы способность отличать правду от неправды.
Человек гневливый никогда не бывает правосуден, не воздает людям по подлинному достоинству их, правды не творит, ибо гнев склоняет его на неправду. Об этом Премудрый Соломон сказал: Муж ярый не благообразен (Пр. 11, 17).
Вы знаете это, видели не раз людей разъяренных, в сердце которых ярким пламенем бушует гнев. Как отвратителен вид этих людей, как порывисты и бурны движения, точно они стремятся разорвать того, на кого гневаются; каким дьявольским блеск сверкают глаза их, как в словах захлебываются, путаются, спокойно говорить не могут, как глаза их наливаются кровью, а уста брызжут слюной.
Не прав ли мудрый Соломон, говоря, что гневающийся не благообразен? Он отвратителен. Следите за собою, и если найдет на вас приступ гнева, вспомните, как безобразны вы во гневе.
Человек в сильном гневе не слышит голоса доброжелателя. Все решает без совета: не только не посоветуется с мудрыми, даже не обдумывает наедине того, как должен он поступать. Ибо для того, чтобы поступать правильно, нужно руководствоваться рассуждениями и благоразумными советами людей честных, добрых мудрых, которые обо всем судят не без совета. А люди яростные ничего не творят с советом. Они в деятельности своей руководствуются только яростью и правды не творят.
Видите теперь, сколько вреда приносит душе нашей ни какими безобразными делает он нас. А гнев – одна из страстей свойственных очень, очень многим. Мало людей кротких, смиренных, никогда не гневающихся. А страсть гнева губит тех, кто ей подвластен. Вот одно наше дурное качество, которое нас резко отличает от Пресвятой Богородицы, сиявшей кротостью и смирением.
Устыдимся своей ярости, устыдимся своего гнева и, принося похвалу Пресвятой Богородице, будем помнить, что мы должны не только Ее хвалить, но и блюсти сердце наше от того, что противно Ее сердцу, что противно Ее святости. Аминь.
А теперь надо нам подумать: а мы сами в какой, хоть в самой малой мере, приближаемся ли к Ее святости или нет; имеем ли те качества, за которые прославил Ее так Бог, имеем ли кротость и смирение, основные Ее качества? И скажем: нет, нет, совсем не имеем, а имеем те качества, которые противоположны кротости, и смирению, и святости.
Много, много можно было бы говорить об этом, но обо всем сразу не скажешь. Остановимся ныне на том, что противоположно кротости и смирению, посмотрим, что говорит святой Павел о гневе, который так противоположен кротости. Много, много найдем в Священном Писании слов о гневе, найдем в псалме Давидовом такие слова: Смятеся от ярости око мое (Пс. 6, 8).
От ярости, от гнева, граничащего с яростью, смятеся... око мое. Это значит, что когда мы полны гнева, который противоположен кротости, тогда духовное око наше находится в смятении, оно теряет свою способность отличать добро от зла. В гневе око человека теряет способность различать правду, ибо ослеплено оно гневом.
Считают некоторых из нас мудрыми, считают разумными, а если те, кого считают мудрыми, заражены страстью гнева, то можно ли назвать их мудрыми? Нет, нет, ибо Премудрый Соломон говорит: Ярость почивает в сердце безумных (Еккл. 7, 9).
Не мудр, а безумен, кто полон гнева, кто полон ярости, тот безумен, и никакой премудрости в нем нет, ибо премудрости характерны свойства: первое – она мирна, второе – она справедлива. Премудрость бывает мирной – а быть мирным, значит быть свободным от гнева, быть кротким. Если мы полны гнева, о нас сказано, что ярый муж безумен. Значит, безумны мы.
Премудрый Соломон в притчах своих говорит: Гнев бо губит и разумных (Пр. 15, 1). Можно быть разумным, быть мудрым и добрым, но если заражены страстью гнева, если легко вспыхивает гнев и ярость в сердце нашем, то это о нас святой апостол Иаков сказал в своем соборном послании: Гнев мужа правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20).
Значит, кто заражен гневом, у кого нет мира, покоя, кротости в сердце его, тот не может творить правды Божией, ибо гнев закрывает глаза на правду, гнев ослепляет духовные очи наши, и теряем мы способность отличать правду от неправды.
Человек гневливый никогда не бывает правосуден, не воздает людям по подлинному достоинству их, правды не творит, ибо гнев склоняет его на неправду. Об этом Премудрый Соломон сказал: Муж ярый не благообразен (Пр. 11, 17).
Вы знаете это, видели не раз людей разъяренных, в сердце которых ярким пламенем бушует гнев. Как отвратителен вид этих людей, как порывисты и бурны движения, точно они стремятся разорвать того, на кого гневаются; каким дьявольским блеск сверкают глаза их, как в словах захлебываются, путаются, спокойно говорить не могут, как глаза их наливаются кровью, а уста брызжут слюной.
Не прав ли мудрый Соломон, говоря, что гневающийся не благообразен? Он отвратителен. Следите за собою, и если найдет на вас приступ гнева, вспомните, как безобразны вы во гневе.
Человек в сильном гневе не слышит голоса доброжелателя. Все решает без совета: не только не посоветуется с мудрыми, даже не обдумывает наедине того, как должен он поступать. Ибо для того, чтобы поступать правильно, нужно руководствоваться рассуждениями и благоразумными советами людей честных, добрых мудрых, которые обо всем судят не без совета. А люди яростные ничего не творят с советом. Они в деятельности своей руководствуются только яростью и правды не творят.
Видите теперь, сколько вреда приносит душе нашей ни какими безобразными делает он нас. А гнев – одна из страстей свойственных очень, очень многим. Мало людей кротких, смиренных, никогда не гневающихся. А страсть гнева губит тех, кто ей подвластен. Вот одно наше дурное качество, которое нас резко отличает от Пресвятой Богородицы, сиявшей кротостью и смирением.
Устыдимся своей ярости, устыдимся своего гнева и, принося похвалу Пресвятой Богородице, будем помнить, что мы должны не только Ее хвалить, но и блюсти сердце наше от того, что противно Ее сердцу, что противно Ее святости. Аминь.
Свт. Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский