21.03.2013
<-назад в раздел
СЛОВО О ПОКАЯНИИ. Преп. Ефрем Сирин.
Не убоимся напрасного страха, такого страха, который не есть страх, потому что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Что значит человеческий страх в сравнении с страхом Божиим? Что значит слава человека тленного в сравнении с Божиим величием, с Божиею неизреченною силою и непомрачаемою славою? Поскольку развлекаемся земным и не в состоянии умом своим, даже при помощи веры и озарения ведением, проникать в невидимое, то хотя от видимого заключая о неизреченной силе нетленного Бога, убоимся Его.
Царь, намереваясь переместить огромный камень, если не употребит в дело рычагов и пособий, не может передвинуть его; но Бог призирает на землю, и она трясется (Пс. 103, 32). Не изумевает ли ум твой? И горы и тяжести приводит в колебание око Его, и опять по воле Своей все поддерживает Он словом Своим. Не приходишь ли в удивление и при блистании молнии и при ударах грома, потому что не люди только бывают тогда в ужасе, но и скоты, и звери, и птицы, и плавающие в водах? Но что ни говорили бы мы, не перескажем всего.
Итак, припадем к Нему, восплачем пред благостью Его, исповедуясь и говоря: «Ты, Господи, Бог наш, а не кто иной. Пред Тобою согрешили мы, и к Тебе припадаем, Господи. Ибо никто не воспротивится Тебе, когда восхощешь спасти нас, Господи, потому что Благ Господь и Милосерд». Хотя и пали мы по увлечению, но постараемся уврачевать себя покаянием. Хотя как человеки подпали страсти, но не до конца отчаиваемся в себе, а, напротив того, познавая Бога, призвавшего нас, и то звание, в которое мы призваны, послушаем Его, глаголющего: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 16). Не для некоторых только грехов положил Он покаяние, для других же не положил, - напротив того, Врач душ наших дал нам врачевство сие от всякой греховной язвы.
Итак, отсечем злые обычаи души своей, и вместо прижигания употребим страх Божий, которым возможем остановить токи греха, чтобы но постыдиться в воскресение мертвых, когда все придет во свете, доброе ли что сделал кто или худое. Ибо Святое Писание говорит: что такое жизнь наша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4, 14). Оставим пожелания, произращающие терние, целомудренным помыслом отражая стремление сластолюбивых помыслов, потому что написано: святы будьте, ибо свят Я Господь (Лев. 19, 2); оставим, чтобы по благодати Спасителя нашего Бога получить нам нетленную жизнь и чтобы Господь по щедротам Своим за наше обращение и искреннее покаяние предал забвению грехи наши.
Если кто из думающих о себе, что потрудились они более других, станет роптать на великое милосердие Владыки и на то, будто бы ты предпочтен ему, то Сам Господь всея твари скажет ему в твое оправдание: друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со Мною? возьми свое и пойди; Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе (Мф. 20, 13-14). Бог оправдает... Кто осуждает? (Рим. 8, 33). Ему слава во веки! Аминь.
Царь, намереваясь переместить огромный камень, если не употребит в дело рычагов и пособий, не может передвинуть его; но Бог призирает на землю, и она трясется (Пс. 103, 32). Не изумевает ли ум твой? И горы и тяжести приводит в колебание око Его, и опять по воле Своей все поддерживает Он словом Своим. Не приходишь ли в удивление и при блистании молнии и при ударах грома, потому что не люди только бывают тогда в ужасе, но и скоты, и звери, и птицы, и плавающие в водах? Но что ни говорили бы мы, не перескажем всего.
Итак, припадем к Нему, восплачем пред благостью Его, исповедуясь и говоря: «Ты, Господи, Бог наш, а не кто иной. Пред Тобою согрешили мы, и к Тебе припадаем, Господи. Ибо никто не воспротивится Тебе, когда восхощешь спасти нас, Господи, потому что Благ Господь и Милосерд». Хотя и пали мы по увлечению, но постараемся уврачевать себя покаянием. Хотя как человеки подпали страсти, но не до конца отчаиваемся в себе, а, напротив того, познавая Бога, призвавшего нас, и то звание, в которое мы призваны, послушаем Его, глаголющего: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 16). Не для некоторых только грехов положил Он покаяние, для других же не положил, - напротив того, Врач душ наших дал нам врачевство сие от всякой греховной язвы.
Итак, отсечем злые обычаи души своей, и вместо прижигания употребим страх Божий, которым возможем остановить токи греха, чтобы но постыдиться в воскресение мертвых, когда все придет во свете, доброе ли что сделал кто или худое. Ибо Святое Писание говорит: что такое жизнь наша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4, 14). Оставим пожелания, произращающие терние, целомудренным помыслом отражая стремление сластолюбивых помыслов, потому что написано: святы будьте, ибо свят Я Господь (Лев. 19, 2); оставим, чтобы по благодати Спасителя нашего Бога получить нам нетленную жизнь и чтобы Господь по щедротам Своим за наше обращение и искреннее покаяние предал забвению грехи наши.
Если кто из думающих о себе, что потрудились они более других, станет роптать на великое милосердие Владыки и на то, будто бы ты предпочтен ему, то Сам Господь всея твари скажет ему в твое оправдание: друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со Мною? возьми свое и пойди; Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе (Мф. 20, 13-14). Бог оправдает... Кто осуждает? (Рим. 8, 33). Ему слава во веки! Аминь.