ВОССТАЛ КАК СКАЛА ПРОТИВ УНИИ С ЛАТИНЯНАМИ. 9 апреля 1462 года почил Вел. Кн. Василий II Васильевич (Темный)
Москва – Третий Рим
Василию Васильевичу было 10 лет, когда умер его отец, положив начало длительной феодальной междоусобной войне. Противниками Василия II выступила коалиция удельных князей во главе с его дядей – князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе феодальной войны Василий II был захвачен и ослеплен Дмитрием Шемякой (потому и получил прозвище «Темный»).
В 1447 году князь Василий II Темный посетил Ферапонтов монастырь и получил благословение на поход против овладевшего Москвой Дмитрия Шемяки. С большим трудом вернул он себе московский трон, одержав в начале 1450-х годов победу. Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть.
Результаты княжения Василия II можно характеризовать как ряд крупных успехов: увеличение территории Московского великого княжества, независимость и новая формулировка задач Русской Церкви, обновленная идея московского самодержавия и внутренне упроченная власть Великого Князя.
Несмотря на все внутренние безпорядки на Руси, которые пришлись на время правления Великого Князя Василия Темного, он – «смирный, добрый и всегда уступчивый» – принял величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.) с католиками, к которой предательски присоединился митрополит Киевский и Всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем во главе Русской Церкви вопреки воле Великого Князя). Первоиерарх был с позором низложен как предатель Православия и изгнан из пределов Руси.
После низложения Исидора Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. В 1448 году по приказу Василия II митрополитом был избран рязанский епископ Иона, что знаменовало провозглашение независимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха и укрепляло международное положение Руси.
Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей.
Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божией благодати, осенившей Василия Темного восстать как скала против Флорентийской унии – несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней.
Исторический
календарь-альманах